Особенности государства как субъекта права
Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Государство – это организация, являющаяся субъектом права. РФ и субъекты РФ могут быть участниками финансовых, земельных, имущественных и иных правовых отношений.
Гос-во выступает как субъект права:
1) Как субъект законотворчества. Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты права;
2) Как субъект правоприменения;
3) Как субъект в правоотношениях:
а) в межгосударственных, международных отношениях;
i) Участие государства во внешнеторговом обороте заключается в выступлении его в качестве заемщика, кредитора, гаранта, эмитента ценных бумаг при заключении сделок, другой стороной которых является иностранный субъект гражданского права: международная организация, иностранное государство, юридическое или физическое лицо.
ii) Особенности участия государства во внешнеэкономической деятельности:
(1) Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные полномочия;
(2) За государством как субъектом внешнеэкономической деятельности признается иммунитет. Иммунитет основывается на том, что государство обладает суверенитетом, который не позволяет предпринимать в его отношении какие-либо принудительные меры. Государство вправе дать согласие на применение к нему принудительных мер, которое должно быть явно выражено дипломатическим или иным путем, а также отказаться от иммунитета при заключении международных договоров.
б) в государственно-правовых отношениях, например в отношениях между Федерацией и ее субъектами, при принятии в российское гражданство, награждении государственными наградами;
в) в уголовно-правовых отношениях. Как известно, судебные решения выносятся от имени государства;
г) в гражданско-правовых отношениях не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом, например по поводу федеральной собственности, при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в отношении права собственности на бесхозяйно имущество, на клады и т.д.
д) Допускается участие государства в любых сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:
i) приватизация госимущества;
ii) финансирование и кредитование капитального строительства предприятий;
iii) краткосрочная финансовая поддержка для перестройки производства;
iv) выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для федеральных нужд;
v) сделки по использованию природных ресурсов, в т. ч. соглашения о разделе продукции;
vi) эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.
е) является собственником предприятий промышленности, транспорта, связи и др. Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество.
i) опосредованное участие государства осуществляется путем создания государством юридических лиц, действующих от своего имени и приобретающих себе права и обязанности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах. Несмотря на формальную самостоятельность таких юридических лиц как субъектов гражданского права, государство, оставаясь собственником их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы их управления.
4) Государство является субъектом юридической ответственности, например, вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т. ч. издания акта, несоответствующего законодательству, подлежит возмещению из соответствующей казны.
5) Осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения. Если же в этом возникает необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный государственный орган (например, в суд), который, рассмотрев юридическое дело, выносит властное решение (акт применения права), где точно определяются субъективные права и обязанности сторон
Особенности правоспособности государства:
1) правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;
2) некоторые элементы правоспособности могут принадлежать только государству такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;
3) некоторые элементы правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.
Особенности дееспособности государства:
1) государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности. Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции. От имени государства, например, в гражданском обороте согласно ст. 124 ГК могут выступать как исполнительные, так и представительные органы РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. Согласно п. 3 ст. 125 ГК в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государственные, муниципальные органы, юридические и физические лица;
2) государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.