Особенности государства как субъекта права

Государство – это политико-правовая орга­низация общества, обеспечивающая его единство и территориаль­ную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Государство – это органи­зация, являющаяся субъектом права. РФ и субъекты РФ могут быть участниками финансовых, земельных, имущественных и иных правовых отношений.

Гос-во выступает как субъект права:

1) Как субъект законотворчества. Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты права;

2) Как субъект правоприменения;

3) Как субъект в правоотношениях:

а) в межгосударственных, международных отношениях;

i) Участие государства во внешнеторговом обороте заключается в выступлении его в качестве заемщика, кредитора, гаранта, эмитента ценных бумаг при заключении сделок, другой стороной которых является иностранный субъект гражданского права: международная организация, иностранное государство, юридическое или физическое лицо.

ii) Особенности участия государства во внешнеэкономической деятельности:

(1) Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные полномочия;

(2) За государством как субъектом внешнеэкономической деятельности признается иммунитет. Иммунитет основывается на том, что государство обладает суверенитетом, который не позволяет предпринимать в его отношении какие-либо принудительные меры. Государство вправе дать согласие на применение к нему принудительных мер, которое должно быть явно выражено дипломатическим или иным путем, а также отказаться от иммунитета при заключении международных договоров.

б) в государственно-правовых отношениях, например в отношениях между Федерацией и ее субъектами, при принятии в российское гражданство, награждении государственными наградами;

в) в уголовно-правовых отношениях. Как известно, судебные решения выносятся от имени государства;

г) в гражданско-правовых отношениях не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом, например по поводу федеральной собственности, при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в отношении права собственности на бесхозяйно имущество, на клады и т.д.

д) Допускается участие государства в любых сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:

i) приватизация госимущества;

ii) финансирование и кредитование капитального строительства предприятий;

iii) краткосрочная финансовая поддержка для перестройки производства;

iv) выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для федеральных нужд;

v) сделки по использованию природных ресурсов, в т. ч. соглашения о разделе продукции;

vi) эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.

е) является собственником предприятий промышленности, транспорта, связи и др. Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество.

i) опосредованное участие государства осуществляется путем создания государством юридических лиц, действующих от своего имени и приобретающих себе права и обязанности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах. Несмотря на формальную самостоятельность таких юридических лиц как субъектов гражданского права, государство, оставаясь собственником их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы их управления.

4) Государство является субъектом юридической ответственности, например, вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т. ч. издания акта, несоответствующего законодательству, подлежит возмещению из соответствующей казны.

5) Осуществление субъективного права и исполне­ние обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения. Если же в этом воз­никает необходимость, то заинтересованная сторона обращает­ся в компетентный государственный орган (например, в суд), который, рассмотрев юридическое дело, выносит властное ре­шение (акт применения права), где точно определяются субъек­тивные права и обязанности сторон

Особенности правоспособности государства:

1) правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;

2) некоторые элементы правоспособности могут принадлежать только государству такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;

3) некоторые элементы правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

Особенности дееспособности государства:

1) государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности. Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции. От имени государства, например, в гражданском обороте согласно ст. 124 ГК могут выступать как исполнительные, так и представительные органы РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. Согласно п. 3 ст. 125 ГК в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государственные, муниципальные органы, юридические и физические лица;

2) государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Наши рекомендации