Промышленность и торговля при Петре I
Проводя реформирование российской экономики, Петр I прилагает много усилий для развития русской промышленности. Как и в других областях жизни, Петр видел в этой работе государственную повинность, и потому считал себя вправе возложить ее на население и требовать ее выполнения, как бы сама работа ни была тяжела.
Для стимулирования промышленного производства выдаются беспроцентные ссуды, предоставляется рассрочка платежей, разрешается беспошлинный или по пониженному тарифу ввоз необходимого материала из-за границы. Предоставляются привилегии, а первое время даже даруются монополии на производство. Устанавливается высокая пошлина на ввозные товары для устранения конкуренции. Для защиты торговых интересов русских купцов за границей учреждаются консульства.
Петр I особо заботился о развитии в России горнозаводского дела и о насаждении крупной фабрично-заводской промышленности, и в этой области он достиг наибольших успехов. Тульский оружейный завод с обширным арсеналом и окружавшими его слободами оружейных мастеров и кузнецов, снабжал оружием многочисленную русскую армию. В Олонецком крае, на берегу Онежского озера, в 1703г. был построен чугунолитейный и железоделательный завод, ставший основанием г. Петрозаводска. Но особенно широко и успешно развернулось горное дело на Урале, богатом залежами руды. Урал располагал огромными массивами леса, необходимого для получения древесного угля, на котором осуществлялась плавка металла, быстрыми и полноводными реками, обеспечившими постройку заводских плотин. Урал превратился в один из основных центров производства оружия, выплавки меди, необходимой в судостроении и для чеканки монет. Другими центрами металлургии были Карелия и Липецкий район. Хотя руды здесь были бедные и производство металла обходилось дорого, оба эти района производства находились близко к центрам потребления – Петербургу и Воронежу. В XVIII в. правительство уже могло вооружить армию и флот оружием из русского материала и русской выделки, а железо и медь вывозились даже за границу.
Особенностью металлургической промышленности было то, что она в отличие от капиталистической мануфактуры Запада основывалась на принудительном труде. Введение подушной подати и ее распространение на новые категории населения, установление паспортной системы, крайне затруднившей отход крестьян из деревни свели до минимума возможности для формирования в стране рынка вольнонаемной рабочей силы. Поэтому для обеспечения заводов и фабрик нужным количеством рабочих рук фабрикантам и заводчикам позволялось покупать к заводам деревни, с тем впрочем ограничением, чтобы «те деревни всегда были при тех заводах неотлучно», иначе говоря без земли и без завода крестьян продать было нельзя. Так возникли посессионные крестьяне.
Большинство металлургических предприятий первоначально строились на средства казны, но в дальнейшем возрастает доля частного капитала в строительстве заводов. В течение первого десятилетия XVIII в. казна построила 14 металлургических предприятий, а частные лица – только 2. В последующие 15 лет на казенные средства было построено 5 заводов, а частными промышленниками – 10. Часть казенных заводов впоследствии на льготных условиях была передана в частные руки. Так, например, первый крупный металлургический завод на Урале – Невьяновский – был передан Петром I заводчику Демидову, на его основе вырос огромный комплекс заводов, производивший в середине XVIII в. более трети выплавляемого в России металла.
Под конец царствования Петра в России существовало до 240 фабрик и заводов. Наряду с металлургическими заводами работали фабрики суконные, полотняные, бумажные, шелковые, ковровые, волосяные; заводы пушечные, оружейные, пороховые.
Однако, несмотря на распространение мануфактур, городское ремесло и крестьянские промыслы сохранили свое первостепенное значение. Огромная масса сельских жителей продолжала довольствоваться несложными предметами обихода, изготовленными в собственном хозяйстве. Впрочем, патриархальная замкнутость домашних промыслов постепенно нарушалась. Миллионы аршин крестьянского полотна и другие изделия через скупщиков попадали не только на рынки крупных городов, но и за границу.
Все промышленное дело в России было строго регламентировано. Петр не ограничивался общими указаниями: правительственная опека вторгалась зачастую в самые мелочные подробности. Полотно, шедшее за границу, предписано было выделывать обязательно шириной в 1,5 аршина, не шире, не уже; пеньку продавать, предварительно оборвав у нее концы или коренья. Ремесленникам было предписано организовываться в ремесленные цеха. В начале 30-х годов XVIII в. в России числилось до 15 тыс. цеховых ремесленников, из них в Москве более половины (8,5 тыс.).
Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности в России в значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского правительства. Чтобы оградить русскую мануфактуру от конкуренции иностранных товаров, оно в 1724г. приняло Таможенный устав, устанавливавший высокие пошлины на ввозимые из-за границы товары, которые производились и русскими мануфактурами, и наоборот, освобождал от пошлин ввоз необходимого сырья. Кроме того, правительство предоставило владельцам мануфактур ряд льгот: освободило их от постоянной повинности и казенных служб, подчинило их непосредственно коллегиям, уменьшило вмешательство в их дела местной администрации, а главное предоставило им право эксплуатировать подневольный труд крестьян на их предприятиях.
Рост мануфактур, мелкого товарного производства, его специализация по отдельным районам страны способствовали расширению внутренней торговли. По-прежнему большую роль во внутреннем обмене играли ярмарки общерусского значения – Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Архангелогородская и др. К этим центрам свозились товары со всех концов страны.
Расширению внутренней торговли способствовало строительство каналов: в 1703г. началось сооружение Вышневолоцкого канала, соединившего бассейн Волги с Балтийским морем. Дешевый водный путь открывал широкие возможности для доставки товаров в Петербург и оттуда за границу. Вокруг бурного Ладожского озера началось строительство обводного канала, законченного уже во второй четверти XVIII в.
Центр внешней торговли переместился с Белого моря на Балтийское. Так, в 1725г. в Петербург прибыло свыше 900 иностранных кораблей. Активно участвовали во внешней торговле и другие балтийские порты: Выборг, Рига, Нарва, Ревель (Таллин), а на долю Архангельска оставалось лишь около 5% внешнеторгового оборота России.
Россия вывозила как традиционные товары – лен, пеньку, смолу, лес, кожу, холст, так и новые – полотно и железо.
В импорте видное место занимали дорогие сукна, шелковые ткани, виноградные вина, кофе, пряности, кондитерские изделия, фарфор, хрусталь и другие предметы роскоши. Новым было расширение ввоза сырья для развивающейся промышленности. В частности, ввозились краски для текстильных мануфактур.
Россия достигла успеха в своей меркантилистской политике – увеличив активный торговый баланс. Вывоз товаров через Петербург, Архангельск и Ригу в 1726г. составлял 4,2 млн. рублей, а ввоз – 2,1 млн. Этому в немалой степени способствовал проникнутый протекционистскими началами таможенный тариф. Причем пошлины с иностранцев взимались ефимками, т.е. в иностранной валюте, принимавшейся по пониженному курсу. Это вдвое повышало размер пошлины и способствовало привлечению драгоценных металлов в страну.
3 Петровская «революция» в области культуры
и быта. Проблема цивилизационного раскола
в петровскую эпоху и его влияние
на историческую судьбу России
Главным содержанием реформ в области культуры и быта в первой четверти XVIII в. были становление и развитие светской русской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемые в плане европеизации.
Основание мануфактур, проведение каналов, создание военно-морского флота требовали подготовки специалистов в различных областях науки и техники. Для регулярной армии и флота и новых бюрократических учреждений нужны были подготовленные офицеры и чиновники. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа не могла обеспечить новые потребности страны в образованных людях.
В России светская школа была создана в двух видах: в виде начальных «цифровых» школ (которых было около 50 к концу царствования Петра I) и в виде ряда специальных учебных заведений. Такими были навигацкая школа в Москве и морская академия в Петербурге, инженерное училище в Москве и артиллерийское в Петербурге, несколько «математических школ», медицинская школа при московском военном госпитале.
Для школ выпускались учебная литература – буквари, пособия по математике и по механике, наставления по военно-инженерному делу. Преподаватель навигационной школы Л. Магницкий в 1703г. издал знаменитую «Арифметику», по которой обучалось не одно поколение русских людей.
Однако петровская школа прочных результатов не дала. Многие циферные школы существовали только на бумаге и позже постепенно совсем закрылись. Дворянство избегало эти школы, а торговый класс прямо ходатайствовал дозволение вовсе не посылать туда своих детей, ссылаясь на ущерб торговым делам. Процент уклоняющихся от посещения циферных школ был всегда значительный. Жизненнее оказались начальные школы при архирейских домах, находившиеся в ведении духовенства. Они удержались и после смерти Петра I.
При Петре началось печатание в широком масштабе книг светского содержания, начиная от азбук, учебников и календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. С января 1703г. в Москве стала выходить первая печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случавшихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».
Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710г. нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению со сложным начертанием старых церковнославянских букв. Труды западноевропейских ученых стали систематическим переводить на русский язык. Это был процесс обогащения страны достижениями зарубежной науки и техники.
Созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.
Важным рубежом в петровских преобразованиях в области культуры явилось «великое посольство». Подсмотрев мимоходом западную культуру, Петр I пришел к опасному для национальной русской культуры выводу о ее огромном отставании от западной. И поэтому Петр I прилагает гигантские усилия и насилие для того, чтобы втолкнуть Россию в западную цивилизацию.
Прежде всего, Петр I попытался изменить национальные традиции и бытовые пристрастия сложившиеся в стране. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Предписывалось носить камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики. Запрещалось носить бороды. Продавцам длиннополого платья и сапог и лицам, носившим бороды, угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. Царь собственноручно стриг бороды и обрезал длинные кафтаны. Длинные бороды он оставил лишь священникам и крестьянам, остальные за ношение бороды платили огромные пошлины. Подданные обязаны были также пить чай и кофе, курить табак.
В 1718г. Петр I ввел в Петербурге ассамблеи – торжественные приемы гостей в знатных домах. На них полагалось являться с женами и дочерями. Ассамблеи были школами светского воспитания, где молодежь должна была обучаться хорошим манерам, правилам поведения в обществе, общению. Кодексом поведения молодого поколения стало «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», составленное неизвестным автором, которое излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах, на службе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественно французского языка. Благодаря стараниям самого Петра I многие ассамблеи превращались в пьянки, причем часто участников ассамблей как мужчин, так и женщин насильно приобщают к пьянству.
Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в. имели прогрессивное значение, но они в основном коснулись высшего общества. Они еще больше подчеркнули выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий. В среде дворянства утверждается презрительное отношение к русскому языку и русской культуры. В русском обществе формируются две субкультуры: культура «народа» и культура «общества». Так, в рамках единой религии и государственности, существуют две различные в цивилизационном отношении культуры. Бердяев Н.А. писал: «Русские люди того времени жили в разных этажах и даже в разных веках… Между верхними и нижними этажами русской культуры не было почти ничего общего, полный раскол. Жили как бы на разных планетах».