Европейская социальная хартия
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. гарантирует права человека, определенные как гражданские и политические. В ней не нашли закрепления социальные и экономические права, поскольку эти права вызывали споры и было трудно обеспечить их практическую реализацию. Через десять лет, 18 октября 1961 г., государства-члены Совета Европы в г. Турине подписали Европейскую социальную хартию, которая вступила в силу 26 февраля 1965 г. Европейская социальная хартия, которая гарантирует социальные и экономические права, является естественным дополнением к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Европейская социальная хартия 1961 г. была расширена за счет трех протоколов: Дополнительного протокола от 5 мая 1988 г. (Протокол 1 гарантирует новые права, вступил в силу в 1992 г.), Протокола о поправках от 21 октября 1991 г. (Протокол 2 реформирует процедуру контроля). Дополнительного протокола от 9 ноября 1995 г. (Протокол 3 устанавливает процедуру коллективных жалоб, вступил в силу 1 июля 1998 г.).
Конференция министров по правам человека, состоявшаяся в Риме 5 ноября 1990 г. подчеркнула необходимость, с одной стороны, сохранять неделимый характер прав человека - гражданских, политических, экономических, социальных и культурных - и, с другой стороны, дать новый импульс Европейской социальной хартии 1961 г. На Конференции министров в Турине 22 октября 1991 г. было согласовано решение об обновлении и уточнении основного содержания Европейской социальной хартии 1961 г., с тем чтобы учесть прежде всего те существенные социальные изменения, которые произошли со времени ее принятия.
На заседании Комитета министров Совета Европы от 3 мая 1996 г. была открыта для подписания Пересмотренная европейская социальная хартия. Она вступила в силу 1 июля 1999 г.
В Пересмотренной европейской социальной хартии 1996 г. сведены все права, гарантированные Европейской социальной хартией 1961 г., с некоторыми поправками, а также права, гарантированные Дополнительным протоколом от 1988 г. и некоторые новые права.
Таким образом, ныне действуют два акта: Европейская социальная хартия 1961 г. (далее Хартия 1961 г.) с дополнениями и Пересмотренная европейская социальная хартия 1996 г. (далее - Пересмотренная хартия). При этом Пересмотренная хартия 1996 г., признающая преимущество закрепления прав, «должна постепенно заменить» существующую Хартию 1961 г. и поправки к ней. В Пересмотренной хартии 1996 г. предусматривается положение о том, что принятые в соответствии с ней обязательства означают, что с момента вступления в силу этих обязательств для соответствующей стороны перестают действовать обязательства по Хартии 1961 г.
Вышеупомянутая перспектива дает основание в дальнейшем остановиться на анализе в первую очередь положений Пересмотренной хартии 1996 г.
Пересмотренная хартия включает пять частей: в I части даны определения цели, к которым стремятся стороны соглашения: достижение еще более тесного единства между государствами-членами Совета Европы путем защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. II часть включает 31 статью, содержащую основные экономические и социальные права, их на восемь прав больше, чем в Хартии 1961 г. Эти статьи содержат важные для человека экономические и социальные права. Приведем некоторые из них:
- Право на жилье. Пересмотренная хартия 1996 г. требует от государств проведения такой жилищной политики, которая отвечала бы потребностям семьи. Она налагает на государства обязательство снизить количество бездомных и гарантировать всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам.
- Право на охрану здоровья. Пересмотренная хартия 1996 г. налагает на государства обязательство создавать эффективную систему охраны здоровья для всего населения, а также осуществлять политику предупреждения болезней. Она также требует, чтобы государства принимали меры по обеспечению безопасности и гигиены труда и контролировали их осуществление. В ней делается упор на предупреждение опасностей на рабочем месте и несчастных случаев.
- Право на образование. Пересмотренная хартия 1996 г. запрещает нанимать на работу детей младше 15 лет, в частности для того, чтобы они могли пройти полное обучение в школе. Она предусматривает обязательство государств создать систему базовой профессиональной подготовки и переподготовки. Государства должны организовать подготовку, целью которой является обеспечение всеобщего доступа к рынку труда. В ней также указывается, что единственным критерием доступа к высшему и универсальному образованию должны быть личные способности. Пересмотренная хартия предусматривает обязательство государств гарантировать бесплатное начальное и среднее образование.
- Право на работу. Пересмотренная хартия 1996 г. не гарантирует рабочее место для каждого. Однако она обязывает государства стремиться к обеспечению полной занятости. В ней содержится требование о том, чтобы государства гарантировали справедливые условия труда, в том что касается оплаты, продолжительности, гигиены и безопасности. В области профессиональных отношений Пересмотренная хартия 1996 г. гарантирует свободу создавать профсоюзы и организации работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов. Каждый имеет право вступать или не вступать в такие организации; помимо этого, Пересмотренная хартия 1996 г. обязует государства содействовать совместным консультациям, коллективным переговорам, процедурам полюбовного урегулирования и добросовестного арбитража. Тем не менее в некоторых случаях могут возникать трудовые конфликты, и поэтому в Пересмотренной хартии 1996 г. признается право социальных партнеров решать эти конфликты, в частности через право на забастовку.
- Право на социальную защиту. Пересмотренная хартия 1996 г. обязует государства гарантировать право на защиту здоровья, социальное страхование, социальную помощь и на социальные услуги. В ней подробно излагаются конкретные меры, которые должны быть приняты в отношении лиц пожилого возраста. Она гарантирует право на защиту от бедности и социального отчуждения.
В III части закреплен порядок принятия обязательств по Пересмотренной хартии 1996 г. и взаимосвязь ее с Хартией 1961 г. В IV части рассматривается механизм контроля за осуществлением обязательств, установленных в Пересмотренной хартии 1996 г., и порядок подачи коллективных жалоб. В V части рассматриваются вопросы запрета дискриминации, освобождения от обязательств в период чрезвычайных обстоятельств, отношений между Пересмотренной хартией 1996 г. и национальными законами, другими международными договорами, имплементации взятых на себя обязательств и внесения поправок в Пересмотренную хартию 1996 г. В VI части закреплен порядок подписания, ратификации, вступления в силу, денонсации Пересмотренной хартии 1996 г.
Часть III (ст. А) позволяет участникам Пересмотренной хартии 1996 г. выборочно подходить к определению экономических и социальных прав, имеющих для них обязательную силу. Однако государство-участник Пересмотренной хартии 1996 г. обязано считать себя связанным по крайней мере шестью из девяти статей («обязательные статьи») II части Пересмотренной хартии 1996 г. К этим «обязательным статьям» относятся: ст. 1 - право на труд; ст. 5 -право на организацию; ст. 6 - право на заключение коллективных договоров; ст. 7 - право детей и молодежи на защиту; ст. 12 - право на социальное обеспечение; ст. 13 - право на социальную и медицинскую помощь; ст. 16 - право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту; ст. 19 - право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь; ст. 20 - право на равные возможности и равное обращение в занятости и выбор рода занятий без дискриминации по признаку пола.
Кроме того, необходимо, чтобы общее число «обязательных статей» и имеющих цифровое обозначение пунктов части II Пересмотренной хартии 1996 г. составляло не менее 16 статей (из 31) или 63, имеющих цифровое обозначение пунктов (из 83).
Контрольный механизм за осуществлением обязательств государствами является единым для Хартии 1961 г. и Пересмотренной хартии 1996 г. Это подтверждается в ст. с Пересмотренной хартии 1996 г. В ст. д Пересмотренной хартии 1996 г. предусматривается, что любое государство, которое не считает имеющим для себя обязательную силу Дополнительный протокол от 9 ноября 1995 г. к Хартии 1961 г., предусматривающий систему подачи коллективных жалоб, может при сдаче на хранение своей ратификационной грамоты Пересмотренной хартии 1996 г. объявить путем уведомления на имя Генерального секретаря Совета Европы о том, что оно принимает порядок контроля за соблюдением им обязательств по Пересмотренной хартии 1996 г. в соответствии с процедурой, предусмотренной в Дополнительном протоколе от 9 ноября 1995 г.
Действующая система контроля основывается на системе отчетности и жалоб. В соответствии с системой отчетности государства предоставляют Совету Европы доклады о том, как они выполняют Пересмотренную хартию 1996 г. Эти доклады носят публичный характер, и социальные партнеры могут давать свой комментарий. Когда государство ратифицирует Пересмотренную хартию 1996 г., оно обязано представить первый доклад по всем положениям Пересмотренной хартии 1996 г., второй, также полный, доклад должен быть представлен через два года после представления первого доклада. В дальнейшем государство входит в обычный цикл представления докладов: один доклад по обязательствам для этого государства, статьям и пунктам Пересмотренной хартии 1996 г. - раз в два года, один доклад по положениям, не входящим в списки обязательных статей и пунктов Пересмотренной хартии 1996 г., - раз в четыре года.
В процедуре контроля участвуют следующие органы: Европейский комитет по социальным правам - комитет независимых экспертов, избираемых Комитетом министров Совета Европы сроком на шесть лет. Этот Комитет проводит восемь заседаний в год. Он дает правовую оценку тому, как договаривающиеся стороны выполняют свои обязательства. Оценка дается в форме положительного или отрицательного заключения. В рамках изучения докладов от государств Европейский комитет по социальным правам может проводить встречи с представителями договаривающихся сторон. Данный Комитет также выступает контрольным органом, куда поступают коллективные жалобы. Он уполномочен выносить решения о приемлемости жалобы и составлять доклад о том, соответствуют или не соответствуют Пересмотренной хартии 1996 г. ситуации по конкретным случаям. Европейский комитет по социальным правам может проводить слушания сторон в жалобах.
В Правительственный комитет входит по одному представителю от каждой договаривающейся стороны. Для участия в заседаниях Правительственный комитет с правом совещательного голоса приглашает наблюдателей двух международных организаций предпринимателей, двух европейских профсоюзов, двух международных неправительственных организаций, имеющих консультативный статус в Совете Европы. На Правительственный комитет возлагается обязанность составлять для Комитета министров Совета Европы доклады, в которых он должен производить отбор тех ситуаций, по которым надлежит принять рекомендации. Отбор производится среди тех ситуаций в государствах, где Европейский комитет по социальным правам констатировал нарушения положений Пересмотренной хартии 1996 г. При этом Правительственный комитет воздерживается отдачи юридических толкований положений Пересмотренной хартии 1996 г. На основе своих выводов о том, как применяется Пересмотренная хартия 1996 г. в целом, Правительственный комитет вносит предложения Комитету министров Совета Европы с целью проведения исследований по отдельным социальным вопросам и по отдельным статьям Пересмотренной хартии 1996 г., которые, возможно, нуждаются в обновлении.
Правительственный комитет комментирует представляемые государствами доклады и заключения Европейского комитета по социальным правам. Он составляет доклад, где указывает изменения, произошедшие со времени предыдущего контрольного цикла, а при необходимости выдвигает свои предложения. В докладах содержатся также замечания общего характера о тех мерах, которые принимаются странами в ответ на рекомендации Комитета министров Совета Европы, и предложения о тех рекомендациях, которые Комитет министров мог бы направить государствам в индивидуальном порядке.
Комитет министров Совета Европы действует на заключительной стадии контрольного механизма на основании представленных докладов и коллективных жалоб.
Получив доклад Правительственного комитета, к которому прилагаются заключения Европейского комитета по социальным правам, Комитет министров Совета Европы принимает резолюцию и направляет любые необходимые рекомендации каждой из договаривающихся сторон. Рекомендации Комитета министров могут приниматься на основе большинства голосов, участвующих в голосовании. Такая же процедура применяется и в отношении коллективных жадоб. Комитет министров принимает резолюцию, а при необходимости - рекомендацию в адрес договаривающейся стороны - объекта коллективной жадобы.
Комитет министров Совета Европы обращается к Правительственному комитету только либо по просьбе договаривающейся стороны, на которую поступила коллективная жадоба, либо если в докладе Европейского комитета по социальным правам поставлены новые вопросы, либо если в пользу консультации с ним получены голоса большинства договаривающихся сторон.
Договаривающиеся стороны представляют в своих докладах сведения о принятых ими в ответ на рекомендации Комитета министров мерах.
Жалобы могут направлять: международные организации работодателей и трудящихся, приглашенные для участия в качестве наблюдателей в работе Правительственного комитета; прочие международные неправительственные организации, имеющие консультативный статус при Совете Европы и включенные в перечень, составленный для этой цели Правительственным комитетом; представительные национальные организации наблюдателей и трудящихся, действующие в рамках юрисдикции стороны, против которой была направлена жалоба. Эти организации обращаются с жалобой в Европейский комитет по социальным правам. Данный Комитет рассматривает жалобу, опираясь на определенные критерии и, с одной стороны, принимает решение о том, приемлема ли она для рассмотрения или нет, а с другой - соблюдено или нет положение, о котором идет речь в данной жалобе. В случае нарушения Пересмотренной хартии 1996 г. Комитет министров Совета Европы рекомендует государству принять соответствующие меры по исправлению данной ситуации. Согласие с такой процедурой имеет факультативный характер, однако большинство государств, которые ратифицировали Пересмотренную хартию, с ней согласились.
Пересмотренная хартия 1996 г. запрещает дискриминацию при осуществлении тех прав, которые ею защищаются. В различных статьях уточняется, что эти права должны быть обеспечены вне зависимости от пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, мнений, социального происхождения, состояния здоровья, принадлежности к национальному меньшинству и т.д. Она усиливает этот запрет также отдельной статьей, посвященной запрету на дискриминацию.
В тексте Пересмотренной хартии 1996 г. говорится, что выполнение взятых на себя обязательств государствами осуществляется с помощью законов, нормативных актов, соглашений между организациями предпринимателей и организациями трудящихся. Согласно ст. h), положения Пересмотренной хартии 1996 г. не должны применяться в ущерб положениям внутреннего права, любых двусторонних или многосторонних соглашений, которые являются более благоприятными для лиц, находящихся под защитой данного государства-участника.
Пересмотренная хартия 1996 г. открыта для подписания государствами-членами Совета Европы. Она подлежит ратификации. Ее денонсация допускается только по истечении пяти лет с даты вступления в силу для данного государства.
К Пересмотренной хартии 1996 г. прилагается документ, определяющий сферу ее действия в отношении лиц, находящихся под юрисдикцией соответствующего государства-участника. Речь здесь идет в первую очередь о распространении действия статей Пересмотренной хартии 1996 г. в соответствии с ее ст. 18 и 19 на иностранцев в том случае, если они являются гражданами других стран, на законных основаниях проживают или постоянно работают на территории соответствующей страны.
Следует различать вышерассмотренные хартии от Хартии основных прав трудящихся Европейского Союза (ЕС) от 9 декабря 1989 г. (она обычно называется также Социальной хартией). Последняя - это политическая декларация, которая не содержит правовых обязательств и применение которой обеспечивается, в частности, с помощью других актов. Осуществление прав, предусмотренных в Хартии ЕС, возлагается на государства-членов и Европейскую комиссию, которая выдвигает предложения с целью принятия необходимых декретов, регламентов для реального осуществления этих прав (например, директива 94/33 о защите молодежи в сферах труда).
Если сравнить данный документ с Пересмотренной хартией 1996 г., то последний имеет значительно более широкую сферу применения. Она гарантирует социальные и экономические права всему населению, а Хартия ЕС адресована только трудящимся.
Однако только в условиях взаимодополняемости Пересмотренная хартия 1996 г. и усилия государств-членов ЕС и Европейской комиссии в рамках Хартии основных прав трудящихся Европейского сообщества от 9 декабря 1989 г. будут лучше гарантировать гражданам Европы защиту их основных экономических и социальных прав.