Союзы и ассоциации муниципальных образований в Российской Федерации
В нашей стране союзы и ассоциации местных властей стали появляться сравнительно недавно, с началом перестройки 1980-х гг. Первой в 1986 г. была создана Ассоциация сибирских городов, преобразованная в дальнейшем в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Большую роль в развитии межмуниципального сотрудничества и защите интересов местного самоуправления сыграл образованный в 1991 г. Союз российских городов, объединивший в основном столицы субъектов Российской Федерации и другие крупные города. По состоянию на 2004 г. в Российской Федерации создано и функционирует несколько десятков различных союзов и ассоциаций муниципальных образований.
Согласно действующему законодательству, союз (ассоциация) органов местного самоуправления является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Учредителями союзов и ассоциаций становятся органы местного самоуправления. На основании учредительных договоров устанавливаются вид деятельности союза (ассоциации), права на долевое участие и пользование результатами деятельности, организационные формы управления, порядок и процедура принятия решений по всем вопросам работы. Союзы и ассоциации создаются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено в учредительных документах.
Для описания сфер и видов деятельности самых разнообразных союзов и ассоциаций используются многочисленные параметры, что приводит к необходимости классификации указанных объединений.
По территории действия союзы и ассоциации муниципальных образований разделяются:
§ на региональные союзы и ассоциации (например, Ассоциация городов, поселков и сельсоветов Калужской области, Ассоциация местных властей Волгоградской области, Ассоциация муниципальных образований Калининградской области, Союз местных властей Дагестана и т. д.) ¾ объединяют муниципальные образования, расположенные в границах одного субъекта Российской Федерации; в некоторых крупных субъектах (Красноярский край, Приморский край) имеется по нескольку подобных ассоциаций, охватывающих части территории соответствующего региона;
§ межрегиональные союзы и ассоциации (АСДГ, Союз городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация муниципальных образований «Города Урала», Ассоциация городов Юга России) ¾ координируют деятельность муниципальных образований в рамках крупных макрорегионов;
§ общероссийские союзы и ассоциации (важнейшими среди них являются Союз российских городов и Союз малых и средних городов России) ¾ представляют интересы муниципальных образований на всей территории Российской Федерации.
По профилю деятельности союзы и ассоциации муниципальных образований делятся:
§ на объединения, представляющие интересы всех муниципальных образований соответствующей территории;
§ специализированные (обычно общероссийские) ассоциации по отраслевым или иным направлениям деятельности. К числу специализированных ассоциаций относятся Союз шахтерских городов, Ассоциация развития наукоградов, Союз закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), Ассоциация городов Заполярья и Крайнего Севера, Союз малых исторических городов и др.
По уровню представительства выделяют союзы и ассоциации:
§ объединяющие муниципальные образования в целом;
§ объединяющие только отдельные органы местного самоуправления (например, представительные органы, жилищно-коммунальные службы, органы здравоохранения и т. п.).
Союзы и ассоциации муниципальных образований принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, реализации государственных программ его поддержки, участвуют в парламентских слушаниях и международных форумах по проблемам местного самоуправления, осуществляют взаимодействие с зарубежными союзами и ассоциациями. Многие положительные результаты, достигнутые в ходе муниципальной реформы в России за последние годы, в немалой степени оказались следствием совместной работы союзов и ассоциаций муниципальных образований.
В 1998 г. по инициативе ряда союзов и ассоциаций муниципальных образований был учрежден Конгресс муниципальных образований Российской Федерации ¾ единая общенациональная организация, своеобразный «союз союзов», представляющий интересы всех типов муниципальных образований страны при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с зарубежными и международными организациями по вопросам местного самоуправления. Создание конгресса было поддержано Указом Президента Российской Федерации. Конгресс отстаивает и защищает права и интересы местного самоуправления при проведении государственной политики в различных сферах общественной жизни.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вносит ряд существенных изменений в деятельность союзов и ассоциаций муниципальных образований России. Установлено, что в каждом субъекте Российской Федерации должен быть образован единый совет муниципальных образований. Организация и деятельность таких советов осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях (применительно к ассоциациям). Совет должен иметь свой устав, органы управления. Совет определяет размер и порядок уплаты членских взносов на осуществление своей деятельности; он не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований или ограничивать ее. Существование совета не препятствует созданию и деятельности иных союзов и ассоциаций муниципальных образований на территории или части территории субъекта Российской Федерации.
Региональные советы муниципальных образований могут рассматривать следующий круг вопросов:
§ предварительное рассмотрение и согласование проектов законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации, регулирующих деятельность местного самоуправления;
§ выработка согласованных подходов к вопросам, касающимся установления системы муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации, порядка их создания, объединения и упразднения, изменения их границ, границ и правового режима пригородных зон;
§ выработка согласованных решений по вопросам передачи в муниципальную собственность различных объектов государственной собственности, включая землю и другие природные ресурсы;
§ выработка согласованных решений по вопросам региональной налоговой политики, системы межбюджетных и иных финансовых взаимоотношений между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями;
§ участие в разработке и реализации региональных программ государственной поддержки местного самоуправления;
§ согласование порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, финансирования и контроля их исполнения;
§ согласование порядка и формы участия муниципальных образований в выполнении федеральных, региональных и других программ, с компенсацией расходов.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что указанные региональные советы могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований, в которое могут также входить иные объединения муниципальных образований.
__________________
1 Европейская хартия о местном самоуправлении / Принята в Страсбурге в 1985 г. - Русская версия. - Страсбург: Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990.
2 Игнатов В. Г., Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Ростов-н / Д.: МарТ, 2005.
3 Ясюнас В.А. Основы местного самоуправления: учебное пособие. М.: Ось-89, 1998.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите формы реализации населением права на местное самоуправление.
2. По каким основаниям классифицируются органы местного самоуправления как субъекты управления муниципальным хозяйством?
3. Перечислите способы образования органов местного самоуправления.
4. Какими правами обладают муниципальные образования в области формирования структуры органов и штата должностных лиц местного самоуправления?
5. Назовите основные структурные элементы, на основании которых строятся организационные модели местного самоуправления.
6. Назовите наиболее известные организационные модели местного самоуправления, распространенные за рубежом.
7. Перечислите модели организации местной власти, существующие в Российской Федерации.
8. Круг каких вопросов относится к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления?
9. Какие структурные единицы представительного органа местного самоуправления получили наибольшее распространение?
10. Какие органы местного самоуправления относятся к группе иных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?
11. Назовите возможные направления совершенствования организационных структур местного самоуправления.
12. Что такое эффективность муниципального управления и какие показатели ее характеризуют?
13. Перечислите сферы и виды деятельности союзов и ассоциаций муниципальных образований.
14. Какие существенные изменения в деятельность союзов и ассоциаций муниципальных образований Российской Федерации внес Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ?