Научное юридическое знание и его формы
Результатом любой познавательной деятельности является знание. Знание – это, с одной стороны, постижение действительности сознанием, а, с другой, совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области[224]. «Знание, – пишет Е. В. Ушаков, – представляет собой разнообразные смысловые массивы, сведения, представления и т. п., составляющие социально значимую информацию, которая создается обществом в его историческом процессе предметно-практической деятельности во взаимодействии с объективной реальностью»[225]. В наше время, отмечает далее ученый, под знанием преимущественно имеют в виду научное знание, однако при более внимательном взгляде оказывается, что в обществе циркулирует и функционирует не только знание, добытое наукой, но и другие его разновидности[226].
Понимание знания как совокупности сведений о чем-либо по сути дела отождествляет знание с информацией. Вместе с тем в философской литературе вопрос о соотношении знания и информации носит дискуссионный характер и не имеет однозначного решения. Так, например, В. И. Штанько считает, что отождествление знания и информации опирается на определенную философскую традицию рассматривать знания как результат адекватного отражения действительности в сознании человека только в виде представлений, понятий, рассуждений, теорий, фиксируемых в форме знаков естественных и искусственных языков. При таком подходе к пониманию сущности знания акцент сделан на объективированных видах знания, внеличностном знании, т. е. знании, отчужденном от человека, и именно такое понимание является исходным пунктом для отождествления понятий «знание» и «информация». При этом теряются существенно важные особенности, отражаемые категорией «знание» и характеризующие не только результат, но и процесс познавательной деятельности человека, прежде всего, динамический и творческий характер знаний, их открытость, отсутствие четкой границы между знаниями и предположениями или догадками, «неявными» знаниями и знаниями явными[227].
По мнению О. Г. Данильян и В. М. Тараненко, в современной философии термин «знание» употребляется в трех значениях:
1) как возможность, навыки что-либо осуществлять;
2) как любая познавательно-значимая информация;
3) как гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду с практическим отношением[228].
Разновидностей знания достаточно много. Знание может быть истинным, ложным, адекватным, неадекватным, вероятностным, логически противоречивым и непротиворечивым, формально правильным и неправильным, случайным, общим, частным, полезным и бесполезным, красивым и т. п.[229]. Знания, по мнению Р. Т. Мухаева, могут носить системный или фрагментарный характер, могут быть поверхностными или выражать сущность явлений, показывать их причинно-следственные связи. Они могут быть истинными, поддаваться проверке и являться ложными, интуитивными. Человек основывается на разных формах знания (например, мифах), религиозных представлениях, обыденных рассуждениях, основанных на опыте, здравом смысле, интуиции или науке[230].
По характеру познавательных способностей, участвовавших в познании, выделяют такие виды знания, как перцептивное, рациональное, предметно-практическое и знание-умение[231].
Перцептивное знание основывается на непосредственном контакте органов чувств человека и чувственно воспринимаемых объектов: предметов природы, знаковых систем различных языков – науки, искусства, межличностного общения. На их основе складываются знания-представления, которые могут быть выражены в речи. Перцептивные знания характеризуются целостностью, осмысленностью, константностью, предметным характером.
Рациональное знание – опосредованное, отвлеченное, обобщенное знание. Оно опосредовано чувственным знанием и накопленным практическим опытом. Опираясь на перцептивное и практическое знание, оно обобщает его в понятиях, суждениях, умозаключениях. Попытки рационального объяснения делаются и на обыденном уровне познания, и в религии, искусстве, и в философии. Но наиболее адекватной и эффективной формой рациональности является наука. Научное познание является высшим достижением человеческого мышления. Научное познание опирается на логику и создает аргументированное знание.
Предметно-практическое знание связано с задачей жизнеобеспечения человека, продолжения его рода. Оно содержит сведения о приемах трудовой деятельности. Значительное место занимает в нем быт, а также обычаи и обряды, в которых сконцентрирован многовековой опыт регулирования отношений и поведения людей в наиболее важные моменты их жизни. Жизненный опыт, традиция, здравый смысл – главные аргументы предметно-практического знания.
Особый класс знаний составляют знания-умения. Они включаются в познавательный процесс, как его необходимое условие (умение читать и писать, пользоваться компьютером, проводить лабораторные и иные эксперименты и т. д.).
Знания могут различаться также по степени адекватности объекту, по форме его воплощения, по способам получения, по социальной роли и месту в дальнейшем развитии процесса познания[232]. Но наиболее заслуживающим внимание представляется деление знания в соответствии с критерием научности. По данному основанию выделяют обыденное, донаучное, научное, вненаучное, псевдонаучное и антинаучное знание[233].
Обыденное знание представляет собой вид практического знания, которое формируется в процессе жизнедеятельности и общения людей. Важнейшим способом обобщения повседневного чувственного опыта является здравый смысл.
Донаучное знание определяется как «этнонаука» (народное знание). Оно включает в себя такие, например, достижения, как сложные системы счета, солнечный и лунный календари, комплексы медицинских, географических, астрономических, технических и т. д. знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями. В отличие от обыденного знания, донаучное знание является достоянием избранных лиц (жрецов, философов, врачевателей). В некоторых культурах это знание передается в качестве семейной традиции[234].
Вненаучным знанием называют те виды знания, которые в отличие от неспециализированного обыденного знания, обладают специфической оформленностью и не связаны непосредственно с научной деятельностью. Их носителями являются, как правило, особые социальные группы. Часто приобретение, хранение и использование таких знаний становится профессиональной обязанностью представителей этих социальных групп (к ним можно отнести публицистические, правовые, искусствоведческие, организационно-управленческие и многие другие знания)[235].
Псевдонаучное знание имеет своим содержанием продукты интеллектуальной деятельности, существующие на грани науки. Таковы уфология, астрология, парапсихология, учение о древних астронавтах, теория космических катастроф и т. п. Сторонники псевдонауки указывают на ограниченность традиционной науки, хотя и подчеркивают свою близость с ней. Иногда они откровенно противостоят науке, стремясь дискредитировать ее достижения, заявляя о ее «банкротстве».
Антинаучное знание связано с пропагандой мистических учений, спиритуализма, представлений о тайных природных силах, которые неподвластны традиционному научному исследованию и раскрываются лишь с помощью мистического откровения или медитации.
Научное знание принципиально отличается от всех других видов знания. Как отмечается в философской литературе, сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий[236]. От других видов знания научное знание отличают такие черты, как всеобщность, необходимость, системность и проверяемость[237].
Всеобщность научного знания характеризуется тем, что его предметом являются не единичные явления, а то всеобщее, что присуще всем без исключения объектам, явлениям, процессам определенного типа, находящимся в сходных условиях, т. е. то повторяющееся, стабильное, универсальное, что лежит в основе многообразных феноменов действительности.
Необходимость заключается в том, что научное знание характеризует не случайные, произвольные оценки и детали изучаемых объектов, а фиксирует их самые глубокие, сущностные, системообразующие, т. е. необходимые стороны. В этом плане наиболее репрезентативной формой фиксации и выражения научного знания является научный закон.
Системность научного знания проявляется в том, что оно организовано в виде определенной согласованной структуры, поскольку его элементы тесно связаны между собой разнообразными отношениями. При этом связи между элементами научного знания могут быть не только явными, но и неявными.
Проверяемость, или верифицируемость состоит в том, что научное знание должно быть проверяемо на предмет истинности и достоверности. Научное знание – это идеальный образ познаваемого объекта, который, в принципе, должен соответствовать познаваемому объекту и предполагает убежденность субъекта познания в истинности своих представлений. Однако одной убежденности субъекта познания в истинности своих представлений недостаточно. Истинность полученного субъектом знания должна быть проверяемой.
Теперь рассмотрим формы научного знания, вопрос о которых тоже носит дискуссионный характер.
Так, например, М. И. Вишневский в качестве важнейших форм научного знания выделяет факт и теорию[238], а Р. Т. Мухаев – законы, теории, описания, в которых выражаются суждения об объективной реальности[239].
По мнению Н. Ф. Бучило и А. Н. Чумакова следует различать формы эмпирического и формы теоретического знания. К формам эмпирического знания они относят научные факты, эмпирические гипотезы и эмпирические законы; к формам теоретического знания (основным) – научную проблему, гипотезу, теорию, принципы, законы, категории, парадигмы[240].
О необходимости различения форм эмпирического и теоретического знания говорит также В. К. Лукашевич, но к формам эмпирического знания он относит данные наблюдений, эмпирические факты и эмпирические зависимости (обобщения, законы), а в качестве основных форм теоретического знания называет гипотезу и теорию[241].
В. П. Кохановский в качестве форм эмпирического знания называет научные факты и эмпирические обобщения (системы определенных научных фактов), а в качестве исходных форм теоретического знания – понятия, суждения и умозаключения. Кроме того, в качестве сложных форм теоретического познания он называет такие основные формы, как проблема, гипотеза и теория[242].
Наиболее полную картину форм научного знания дают А. М. Новиков и Д. А. Новиков. По их мнению, формами научного знания являются: факт, положение, понятие, категория, принцип, закон, теория, метатеория, идея, доктрина, парадигма, проблема, гипотеза[243]. Рассмотрим кратко каждую из них.
Факт. К научным фактам принято относить только такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент науки. «В то же время сами по себе факты еще не составляют науки как системы знания, – отмечают А. М. Новиков и Д. А. Новиков. – Они выполняют свою функцию лишь тогда, когда включаются в ткань научного знания, когда вписываются в рамки научных теорий»[244].
Положение. Это научное утверждение, сформулированная ученым мысль. Частными случаями положений считаются аксиома и теорема. Аксиомой является исходное положение научной теории, которое принимается в качестве истинного без логического доказательства и которое лежит в основе доказательства других положений теории. Теорема – положение, устанавливаемое при помощи доказательств. Аксиомы имеют определенное распространение в юридической науке. Например, аксиомами являются такие положения, как «никто не может быть судьей в собственном деле», «где есть право, там есть и его защита» и т. д.
Понятие – мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств предметов и явлений. Понятие среди других форм научного знания занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории и т. д. выражаются через слова – понятия, а высшей формой человеческого мышления является понятийное, словесно-логическое мышление[245].
Категория – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира. При этом каждая отрасль науки имеет свою собственную систему категорий[246].
Принцип. Как отмечают А. М. Новиков и Д. А. Новиков, выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия – норматива, предписания к деятельности[247].
Закон – существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами[248]. Законами считаются не любые отношения между явлениями и процессами, а только наиболее существенные отношения, связи между объектами. Это главный признак закона. Другими важными его признаками являются всеобщность, устойчивость и объективность. Всеобщность означает, что любой закон присущ всем без исключения объектам и явлениям определенного типа, уровня. Устойчивость закона проявляется в его повторяемости. Объективность закона означает, что он существует независимо от человеческого сознания.
Теория. Под теорией как формой достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, следует понимать систему взаимосвязанных утверждений и доказательств, содержащую методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, т. е. всех явлений и процессов, описываемых данной теорией[249].
Метатеория. Это теория, анализирующая структуры, методы, свойства и способы построения научных теорий в какой-либо определенной отрасли научного знания.
Идея. В философском смысле высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование. В этом смысле идеи в науке не только подытоживают опыт предшествующего развития знания, но и служат основой для синтеза знания в некую целостную систему и поиска новых путей решения проблемы. Идеи следует отличать от теорий, концепций. Последние могут быть созданы одним автором и не получить широкого распространения. Идея же должна получить признание общества, профессионального сообщества, или значительной их части.
Доктрина. Почти синоним концепции, теории. Употребляется в двух смыслах: в практическом, когда говорят о взглядах с оттенком схоластичности и догматизма; и в смысле комплекса, системы взглядов, направлений действий, получивших нормативный характер посредством утверждения каким-либо официальным органом – правительством, министерством и т. п.
Парадигма. Тоже выступает в двух смыслах: как пример из истории, в том числе истории той или иной науки, взятый для обоснования, сравнения; и как концепция, теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Проблема – знание о том, что наука на сегодняшний день не знает, но это недостающее знание необходимо либо для самой науки, развития ее теории, либо для развития практики, либо и того и другого вместе.
Гипотеза – как «предположительное знание». В случае доказательства истинности гипотезы она становится в дальнейшем теорией, законом, принципом и т. д. В случае неподтверждения гипотеза теряет свое значение.