Законодательство о профсоюзах в США. Закон Вагнера 1935 года. Законы Тафта-Хартли и Лэндмара – Гриффина

Важнейшим завоеванием рабочего класса США стал Национальный акт о трудовых отношениях, или закон Вагнера, принятый в июле 1935г. Он закрепил за рабочими право на вступление в избранный ими профсоюз, на заключение коллективного договора между выбранными представителями рабочих и предпринимателей, на проведение стачек и пикетирования. Правительство должно было пресекать все виды «нечестной практики» предпринимателей: вмешательство в деятельность рабочих организаций, преследование рабочих за вступление в профсоюзы, создание кампанейских союзов, отказ от переговоров с выборными представителями рабочих о заключении коллективного договора. Контроль над осуществлением был возложен на Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), решения которого могли оспариваться предпринимателями только через суд. Несмотря на многочисленные протесты консерваторов, обновленный Рузвельтом Верховный суд признал конституционность (1937 год) основных принципов законодательства о профсоюзах и их государственной защите. Это был самый радикальный закон, принятый в те годы. Принятие закона Вагнера - великая победа американского народа.

Другой победой рабочих было принятие в августе 1935г. первого в истории США федерального закона о страховании. Он вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице - сумма их платежей определялась решениями штатов. Нормы пенсионного обеспечения были едины для всей страны, а его фонды создавались за счет паритетного налогового обложения предпринимателей и рабочих. Страхование по безработице строилось на федерально-штатной основе.

Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии «...если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65лет не превышает 3000 дол. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия, будет равняться 1/2суммы его вышеупомянутого общего заработка...». Для формирования пенсионного фонда, в дополнение к другим налогам, устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1% с последующим повышением налога на 0,5% через каждые 3 года. Для предпринимателей вводился налог в размере 1% общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5%.

Конгресс устанавливал лишь порядок создания фондов и нормы налогообложения, а круг получателей пособий, пенсий, размеры и сроки их выплаты определялись законодательством штатов. Недостатком закона было то, что распространялся он только на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих, занятых в сфере торговли, обслуживания и сельском хозяйстве.

На втором этапе «Нового курса» произошло и значительное увеличение масштабных работ. В 1935 году Конгресс ассигновал на эти цели 4,9млрд. дол. Была создана новая администрация по реализации общественных работ. На ее объектах уже к началу 1936 года было занято 3,5 млн. человек. К 1938 г. Конгресс ассигновал еще 5 млрд. дол.

В конце 30-х годов рабочее движение одержало еще одну крупную победу. В июле 1938 года был принят закон о справедливых условиях труда, который запретил применение детского труда и установил единые нормы минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочей недели для рабочих и служащих, занятых на предприятиях федерального значения.

Важный поворот произошел и в аграрной политике «Нового курса». Под давлением фермерского движения правительственная помощь стала оказываться не только крупному фермерству, но и низко доходным группам сельского населения. На средства, созданной в 1937г. Администрации по охране фермерского хозяйства, проводилось строительство лагерей для рабочих-мигрантов, выдача займов арендаторам для покупки ферм, создание кооперативов мелких фермеров и арендаторов.

Таким образом, на втором этапе «Нового курса» американский народ добился проведении важных реформ в социальной области. Это сделало «Новый курс» Рузвельта одной из самых прогрессивных страниц в истории США.

У «Нового курса» были и противники. В 1934г. большая часть монополистической буржуазии перешла в оппозицию политике «Нового курса». В 1934г. была создана Американская лига свободы при непосредственном участии крупнейших монополистических групп Дюпонов и Морганов.

Еще дальше шли в своих устремлениях различные фашистские организации («Рубашки хаки», «Стражи республики» и др.). Они добивались ликвидации режима буржуазной демократии и установления террористической диктатуры фашистского типа.

Основная часть противников «Нового курса» в среде буржуазии не ориентировалась фашистских экстремистов. Они возлагали надежды на Верховный суд США, на стоявшие за ним реакционные круги олигархии, отрицающие правомерность государственного вмешательства в сферу частного предпринимательства. Руководствуясь ими, Верховный суд в мае 1935г. объявил о не конституционности НИРА, а в январе 1936г. объявил вне закона Закон о регулировании сельского хозяйства. Затем были признаны не конституционными еще 9 законов, принятых в 1933-1934гг.

Угроза социальным завоеваниям народа сплотила вокруг «Нового курса» широкую коалицию либерально-демократических сил. На выборах 1936 года ее действия принесли блестящую победу Рузвельту, вновь выдвинутому кандидатом в президенты. Получив абсолютное большинство голосов в 46 штатах, Рузвельт обеспечил себе 523 выборщика, тогда как кандидату Лэндону удалось победить только в 2 штатах, что дало ему лишь 8 выборщиков. Активные действия демократических сил сломили и сопротивление Верховного суда. Верховный суд санкционировал конституционность закона Вагнера и других важнейших актов социального законодательства 30-х годов.

В годы «Нового курса» произошла перегруппировка сил, в рамках двухпартийной системы - Демократическая партия прочно заняла положение большинства. Она пользовалась поддержкой рабочих, особенно профсоюзов, фермеров, средних слоев, интеллигенции и черных избирателей.

В марте 1937г. объем промышленного производства в США достиг уровня 1929г., а летом 1937г. начался новый экономический кризис. Промышленное производство уменьшилось на 1/3. В 1938г. в стране было 10,4 млн. безработных. Огромные запасы сельскохозяйственной продукции не находили сбыта. Кризис принес великие страдания рабочим и фермерам. Обострились классовые противоречия.

Правительство Рузвельта пыталось ослабить кризис путем проведения некоторых мероприятий, осуществлявшихся в интересах крупного капитала за счет государственного бюджета. Лишь Вторая мировая война избавила Америку от кризисных явлений.

В 40-е годы политическое движение профсоюзного движения резко снизилось. Это позволило монополистической буржуазии взять реванш за политические поражения 30-х годов.

После войны обострились трудовые отношения. Профсоюзы достигли апогея своего влияния, в их рядах было 15млн. человек. Закон Вагнера о трудовых отношениях давал им ряд преимуществ в борьбе с предпринимателями. Забастовки рабочих вызвали серьезные экономические последствия. Республиканцы, завоевав большинство голосов в Конгрессе, поспешили воспользоваться этим и приняли новый закон о трудовых отношениях.

В 1947 году был принят закон Тафта-Хартли как «поправка» к закону Вагнера. Закон ограничил право на забастовки и организацию профсоюзов. Отменялось право «закрытого цеха», то есть право рабочих профсоюзов принимать на работу тех, кто являлся их членом. Деятельность рабочих профсоюзов могло контролировать министерство труда.

Президент наделялся правом в любой момент приостанавливать забастовку на 80 дней («охладительный период»).

Государственным служащим запрещалось участвовать в забастовках. Не допускались стачки солидарности, стачки, «создающие угрозу национальным интересам страны». Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой, выходящей за рамки, предписанные законом, устанавливался контроль над профсоюзными средствами, которые запрещалось использовать для достижения каких-либо политических целей.

По статье 14 б закона законодательные органы получили право принимать так называемые «законы о праве на работу», освобождающие вновь поступающих на работу рабочих от обязанности вступлении в профсоюз. Статья 504 запретила право занимать профсоюзные должности членам Коммунистической партии.

Закон Тафта-Хартли поощрял штрейкбрехерство, затруднявшее эффективное пикетирование, позволял существование кампанейских союзов, запрещенных «актом Вагнера»: по этому акту увольнение рабочих за участие в забастовке или за активную профсоюзную деятельность признавалось незаконным и предусматривалось, что уволенные по таким причинам должны были быть восстановлены, и получить полную компенсацию за вынужденный прогул. Новый закон фактически ликвидировал это право рабочих.

Закон Тафта-Хартли предусмотрел ряд мер, препятствующих заключение коллективных договоров. В сельском хозяйстве, государственных учреждения и на предприятиях, рабочим было отказано в праве на такие договоры. На частных предприятиях предпринимателям предоставляли большие возможности для отказа от заключения коллективных договоров. По закону Тафта-Хартли любой профсоюз лишался права на заключение коллективного договора, если кто-нибудь из его руководителей «подозревается в коммунистических настроениях». Новый антирабочий закон предусматривал строгий контроль над средствами профсоюза, опубликованием каждым профсоюзом финансового отчета. Профсоюзам запрещалось использовать свои средства для политических целей, для избирательных кампаний, а также для создания самостоятельных фондов помощи безработным и больным без надзора над этими фондами со стороны предпринимателей. Каждый профсоюз должен был регистрироваться в министерстве труда и посылать туда отчеты, содержащие фамилии профсоюзных работников, данные об их окладах, о размере членских и других взносов, о процедуре выработки решений по различным вопросам.

Трумэн наложил вето на этот законопроект, но обе палаты, собрав 2/3 голосов, повторно приняли его, и он вошел в силу.

В 1959 году в развитие закона Тафта-Хартли был принят закон Лэндмара-Гриффина (Акт об отчетности и раскрытии фактов в отношениях между предпринимателями и трудящимися). Он был принят под предлогом борьбы с коррупцией в профсоюзах. Им устанавливался жесткий государственный контроль за внутренней деятельностью профсоюзов, которые обязывались предоставлять в министерство труда всю документацию (уставы, годовые финансовые отчеты, материалы о поступлении средств в профсоюзную кассу и о их расходовании, отчеты по процедуре выборов должностных лиц, об их жаловании и т. д.).

В первое послевоенное десятилетие усилилась законодательная деятельность и в другой области. В 1950г. был принят закон Маккарэна-Вуда, по которому создавалось Управление по организации контроля подрывной деятельности. Ему предоставлялось право «...определить, является ли та или иная организация коммунистически действующей организацией или организацией коммунистического фронта». Такие организации подлежали обязательной регистрации в министерстве юстиции, а их члены фактически ограничивались в гражданских правах. Отказ от регистрации предусматривал достаточно жесткие санкции. В случае объявлении «чрезвычайного положения» президент получал право с согласия министра юстиции отдавать распоряжение о задержании и интернировании любого лица, если имелось «разумное основание считать, что это лицо» может потенциально представлять угрозу для национальной безопасности США. Вскоре были приняты и другие аналогичные законы. На их основе, а также на основе исполнительных приказов №9835 и №10450 была развернута кампания по «проверке лояльности», в ходе которой преследованию подверглись не только коммунисты, но и прочие демократически мыслящие элементы.

За отказ от регистрации предусматривалось уголовное наказание - до 5 лет тюремного заключения и штраф до 10 000 дол., причем каждый день такого отказа рассматривался как отдельное преступление. Закон ограничивал также права «коммунистических организаций»: под угрозой тюремного заключения членам этих организаций запрещалось занимать должности на государственной службе, получать заграничные паспорта и тому подобное.

Однако установить недостатки «Нового курса» не означает сделать Рузвельту упрек. Его неуспехи связаны меньше всего с ним, чем с неопределимыми барьерами, которые политическая система США ставит также и президенту, обладающему сильнейшей способностью к руководству. Еще две тяжелейшие внутриполитические неудачи - конфликт с Верховным судом и попытка чистки собственной партии - яркие тому примеры. Обе попытки, которые, по мнению Рузвельта, должны были дать гарантию «Новому курсу» и дальше претворять замыслы, рухнули, т. к. он переоценил возможность проведения своих идей и президентскую власть.

Наши рекомендации