Конфликты «отцов и детей» (причины, характеристика, технологии урегулирования)
Детско-родительские конфликты – одна из самых распространенных категорий конфликта в современности. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями.
В основном причинамивозникновения конфликтов между родителями и детьми являются личностно-психологические факторы, присутствующие во взаимоотношениях родителей и детей.
Причины конфликтов родителей и подростков
Подростки в конфликте:
§ кризис переходного возраста;
§ стремление к самостоятельности и самоопределению;
§ требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
§ привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
§ бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
§ нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
§ боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
§ проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
§ борьба за собственную власть и авторитетность;
§ отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
§ неподтверждение родительских ожиданий.
Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:
– гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);
– дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).
Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к конфликтам между родителями и детьми и проецирует деструктивный способ воспитания.
Особенности деструктивного воспитания:
– чрезмерные запреты для детей в значимых для них сферах жизнедеятельности;
– использование угроз в требованиях к детям;
– осуждение неверных действий ребенка взамен поощрениям и похвале за достижения и успехи;
– непоследовательность и противоречивость действий родителей;
– несовпадение взглядов родителей в вопросах воспитания.
Причинами детско-родительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы детей (кризис 1 года, кризис 6–7 лет, кризис полового созревания и т. д.).
Возрастные кризисы
– переходные периоды развития ребенка, вызывают повышенную раздражительность у ребенка. Агрессивное поведение детей, отрицательное отношение к приемлемым до этого требованиям – причины конфликтного взаимодействия. Задача родителей и детей состоит в сглаживании отношений в этот период, обоюдном стремлении идти на компромиссы.
Виды конфликтов родителей и детей подростков:
1) конфликт неустойчивости родительской оценки ребенка;
2) конфликт при снижении планки самостоятельности ребенка, чрезмерный контроль;
3) конфликт сверхзаботы;
4) конфликт неоспоримого родительского авторитета.
Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию удетей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка:
– демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам;
– неподчинение предъявляемым требованиям;
– избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.
Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
( Дополнение:Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
§ Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
§ Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
§ В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
§ Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
§ Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
§ Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
§ Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
§ Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
§ Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
§ Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
§ Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
§ Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
§ Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
§ Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
§ Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
§ Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
§ За то, чтобы перестать быть ребенком.
§ За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
§ За утверждение среди сверстников.
§ Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Советы для родителей:
§ Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.
§ Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.
§ Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.
§ Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.)