Принцип личной виновной ответственности и
принцип справедливости их содержание и область применения
Принцип личной виновной ответственности включает в себя два основных момента:
- личный характер ответственности означает, что к уголовной ответственности может быть привлечено только то лицо, которое непосредственно совершило преступление, и эта ответственность ни при каких обстоятельствах не может быть переложена на какое бы то ни было иное лицо;
- принцип виновной ответственности означает, что к уголовной ответственности лицо привлекается только в том случае, если судом в соответствии с законом будет установлена его вина в совершении деяния или причинении последствий, предусмотренных Уголовным кодексом. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда исключается, т.е. без вины нет ответственности независимо от тяжести причиненного вреда.
Раскрытие содержания принципа вины имеет особое значение, так как уголовное право стоит на позиции субъективного вменения. Это означает, что уголовно наказуемым закон признает только такое общественно опасное деяние, которое совершено виновно. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Ни одно деяние, совершенное невиновно, какие бы тяжкие последствия оно ни причинило, не может рассматриваться как преступление. Вменение в вину деяния, общественную опасность которого лицо не предвидело и не могло предвидеть, было бы лишено справедливости и какого-либо предупредительного значения и поэтому отвергается правосудием. Уголовный кодекс Республики Беларусь закрепил в ч. 5 ст.3 - «лицо подлежит уголовной ответственности только за те совершенные им общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина». Данный принцип указывает на сугубо персональный характер уголовной ответственности. За совершенное преступление отвечает лишь тот, кто является виновником, но не социальная общность, к которой он принадлежит, не его семья, единомышленники или иные лица. «Вина (наряду с мотивом и целью) образует субъективную сторону преступления. Это внутреннее психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию (действию или бездействию) и его последствиям в форме умысла и неосторожности. Вина - обязательный признак субъективной стороны преступления. Без вины нет и не может быть состава преступления, а, следовательно, и уголовной ответственности. Это основной признак субъективной стороны, отграничивающий преступное деяние от непреступного». Вина - родовое понятие двух форм: умысла и неосторожности, и четырех видов: прямого умысла, косвенного умысла, легкомыслия, небрежности. Требование о виновном совершении объективно общественно опасного деяния носит принципиальный характер. Невиновное причинение вреда в уголовном праве называется «случаем» или «казусом». Вина включена в основание уголовной ответственности как обязательная подсистема таковой.
Принцип вины находит отражение во многих институтах общей части Уголовного кодекса Республики Беларусь, например, в понятиях соучастия, покушения, приготовления к преступлению и др. Вина является неотъемлемым элементом каждого состава преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса Республики Беларусь.
«Какими бы серьезными ни были последствия, наступившие от действий конкретного лица (вред здоровью другого человека, существенный имущественный ущерб), если не установлена его вина по отношению к действиям (бездействию) и последствиям, уголовная ответственность человека исключается»[10, с. 176]. Поэтому субъективное вменение является основным условием справедливой правовой оценки поведения человека вообще и преступного в частности.
Соблюдению принципа справедливости всегда придавалось особое значение при реализации норм уголовного права. Справедливым должно быть применяемое наказание или иная мера уголовно-правового характера. Здесь имеется в виду, что справедливыми должны быть:
1. Вид наказания, назначаемый виновному;
2. Размер наказания в санкции статьи;
3. Привлечение к уголовной ответственности один раз за одно и то же преступление.
Все эти аспекты принципа справедливости в ч. 6 ст. 3 Уголовного кодекса Республики Беларусь сведены лишь к соразмерности характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. «Принцип справедливости - это своеобразный эталон соразмерности, соответствия уголовно-правовых норм нормам нравственности и общественным интересам. Вот почему норма уголовного права, которая в силу каких-либо обстоятельств не отвечает справедливости, должна быть изменена или отменена».
Принцип справедливости предопределяет применение строгого наказания, как правило, к лицам, совершившим тяжкие преступления и виновным в рецидиве. К лицам же, впервые совершившим преступления меньшей тяжести, обычно применяются наказания, не связанные с лишением свободы (условное осуждение, штраф, общественные работы и др.), либо они могут быть освобождены от уголовной ответственности и наказания.
Одним из важных условий назначения справедливого наказания является правильная юридическая оценка содеянного виновным. Вмененное подсудимому преступление должно быть квалифицировано в точном соответствии со статьей (частью статьи) Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающей ответственность за совершение этого деяния. В соответствии со ст. 3 Уголовного кодекса Республики Беларусь назначенное подсудимому наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Принцип справедливости реализуется, кроме того, в том, что никто не может нести дважды уголовную ответственность за одно и то же преступление.
Принцип справедливости в уголовном праве не исчерпывается справедливостью карательного воздействия. Он значительно шире. Криминализация деяний осуществляется не потому, что они кому-то не нравятся, а потому, что они глубоко чужды правилам человеческого общежития, ценностям морали. Принцип справедливости в уголовном праве, проявляющийся в процессе нормотворчества, не исчерпывается только тем, что на его основе устанавливается круг преступных деяний и происходит их отделение от непреступных, но и тем, что он определяет вид, размер уголовно-правового воздействия, в том числе вид и размер санкции статьи. В процессе нормотворчества он проявляется и в том, что наряду с наказанием законодатель предусматривает иные меры уголовно-правового воздействия, например, условное осуждение, принудительные меры медицинского характера.
Поскольку совершенное преступление нарушает социальную справедливость, у государства появляется право наказать виновное в этом лицо. Поэтому наказание выступает в качестве «платы» за совершенное преступление, размер которой зависит от тяжести последнего. Так, совершивший кражу в небольших размерах не может быть наказан так же сурово, как убивший за деньги. Иной подход не будет способствовать восстановлению социальной справедливости, так как не является справедливым сам по себе. Реализуя свое право наказать преступника и тем самым восстановить нарушенную его деянием социальную справедливость, государство одновременно поддерживает авторитет уголовного закона и воспитывает уважение к нему.
Справедливость - основа демократического правосудия. Рассматриваемый принцип обязывает суд в отношении каждого обвиняемого при назначении наказания или иных мер уголовно-правового характера индивидуализировать ответственность, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, все обстоятельства его совершения, а также данные о личности виновного. Наказание и иные меры уголовно-правового характера можно признать справедливыми, когда их вид и размер соответствуют указанным обстоятельствам и если они назначены в рамках закона.
Справедливость в уголовном праве в известном смысле подразумевает и другие важнейшие его принципы, и в первую очередь принципы законности, равенства граждан перед законом и гуманизма. Каждый из указанных принципов имеет, как отмечалось, свое специфическое содержание. Вместе с тем каждый из них характеризует какую-то качественную сторону (или аспект) справедливости в уголовном праве, без которого нет и не может быть справедливости в целом. Так, нет справедливости, если при отправлении правосудия по уголовному делу нарушается законность, принцип равенства граждан перед законом, принцип гуманизма. Таким образом, справедливость можно рассматривать и как обобщающий принцип или обобщающее начало уголовного права.
2.3 Принцип неотвратимости ответственности и принцип гуманизма их содержание и область применения
Среди ранее перечисленных принципов особое значение имеет принцип неотвратимости ответственности. В уголовно-процессуальной литературе принципу неотвратимости ответственности за совершенное преступление не уделяется должного внимания. Однако ученые-юристы считают его одним из основных специальных принципов уголовного права. Выдающиеся мыслители прошлого (Ш.Монтескье, Ч. Беккариа и др.) всегда акцентировали внимание на то, что предупредительное значение наказания обуславливается вовсе не его жестокостью, а его неотвратимостью. "Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания, - писал Ч. Беккариа, - произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемой надежной на безнаказанность" [4]
Принцип неотвратимости ответственности (по Основам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г.) сформулированный в литературе следующим образом: "Всякое лицо, в действиях и ли бездействии которого установлен состав преступления, подлежит наказания или иным мерам воздействия, предусмотренным уголовным законом" [3]. Данный принцип является не только конкретизацией принципа равенства граждан перед законом но и как бы проекцией социального бытия последнего. На самом деле такое равенство лишь тогда полностью воплощается в действительность, когда абсолютное большинство преступлений раскрыто (о всех, по-видимому, можно говорить лишь в идеале), а лица, их совершившие, в строгом соответствии с законом привлечены к уголовной ответственности. Вместе с тем наличие институтов освобождения от уголовной ответственности, наказания отнюдь не противоречит принципу равенства граждан перед законом, а значит (что симпатично), и неотвратимости ответственности, ибо суть проблемы - не в индивидуализации ответственности, а в единстве используемых при этом критериях оценки опасности деяний и лиц, их совершающих. Если при освобождении от уголовной ответственности такое единство достигнуто и оно соответствует реальным параметрам общественно опасного поведения, то не возникает и оснований для нарушения равенства граждан.
Хотя содержание понятия неотвратимости ответственности, таким образом, полностью охватывается содержанием принципа равенства граждан перед законом, по существу, является одной из форм его реализации, признание этого понятия в качестве принципа (возможно и в немалой степени зависит от выбора законодателя.
Основным доводом в пользу такого выбора может стать следующее соображение. Определив преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посчитав тем самым наказуемость одним из его признаков, казалось бы, нелогично не признавать неотвратимость ответственности принципом Уголовного кодекса, поскольку в основании наказуемости преступления находится не что иное, как неотвратимость ответственности.
Главный же аргумент против - несоответствие этого понятия уровню принципов законодательства. Значение последних распространяется на все уголовное законодательство, а неотвратимости ответственности - лишь на ту его часть, которая определяет основания и пределы уголовной ответственности. Поэтому и как принцип неотвратимость ответственности по содержанию гораздо ближе к принципам общим началам и т.п. назначения (индивидуализации) наказания, нежели к принципам уголовного законодательства.
Принцип неотвратимости ответственности означает, что всякое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам уголовно-правового воздействия, предусмотренным уголовным законом. В уголовно-правовом значении он вытекает из смысла и духа Уголовного кодекса Республики Беларусь и состоит в том, что ответственность должен нести каждый совершивший преступление, в том числе соучастник, либо лицо, осуществляющее приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушение на любое преступление. Смысл этого принципа заключается в том, что неотвратимость ответственности есть лучший способ проявления предупредительного воздействия уголовного закона и его применения.
Принцип неотвратимости уголовной ответственности заключается в том, что лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию в уголовно-правовом порядке. Под последним следует понимать и своевременное привлечение преступника к ответственности, и то, что перед уголовным законом ни у кого не должно быть привилегий. Коль совершено преступление, то виновный должен понести справедливое наказание независимо ни от каких обстоятельств. В уголовно-правовом пространстве государства не должно быть "элитарных" (в том числе и депутатских) зон, и каждый, кто совершит преступление, должен понимать, что справедливая и суровая кара для него неминуема.
Данный принцип непосредственно связан с принципом равенства граждан перед законом, поскольку, как об этом уже говорилось, он означает равную обязанность всех лиц, совершивших преступление, нести уголовную ответственность за содеянное. В этом аспекте принципа равенства можно говорить и о правовом требовании неотвратимости ответственности.
Вместе с тем, принцип неотвратимости ответственности, как и принцип равенства граждан перед законом, не должен рассматриваться изолированно, отдельно от других принципов уголовного права. Руководствуясь только принципом неотвратимости ответственности и не учитывая принципы справедливости и гуманизма, невозможно было бы в полной мере использовать такие институты уголовного права, как освобождение от уголовной ответственности и наказания (освобождение от ответственности в связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим, амнистию, помилование и т.д.).
Неотвратимость ответственности является принципом уголовной политики, а не уголовного права, поскольку связана в первую очередь с раскрываемостью преступлений, т.е. с деятельностью правоохранительных органов, и не зависит от уголовного законодательства. Уголовное законодательство применяется в случаях раскрытия преступлений и изобличения преступников.
Отрицать важную роль этого принципа в уголовном праве, значит дезориентировать правоприменительную практику, искажать, ради чего это уголовное право существует. Неотвратимость ответственности обеспечивается практической реализацией норм уголовного права.
Принцип неотвратимости ответственности - это принцип - идеал, руководящий ориентир, которого должна придерживаться правоприменительная деятельность, направленная на борьбу с преступностью. Идеал этот никогда в полном объеме не будет достигнут, но к нему надо стремиться. Это тем белее актуально для российского государства переходного периода, уголовная политика которого должна, наконец, обрести наступательный характер и осуществляться с учетом остроты криминологической ситуации, в режиме более жестокого противостояния преступности, чем это характерно для стран со стабильной экономикой, развитой демократией, высоким уровнем культуры и законопослушания населения.
Принцип неотвратимости ответственности означает, требование того, чтобы ни одно лицо, изобличенное в совершении преступления, не оставалось безнаказанным. Это чрезвычайно важно для общей и специальной превенции преступлений. Несвоевременное раскрытие последних, безнаказанность преступников создают возможность для новых нарушений уголовно- правового запрета.
Гуманизм - высоконравственное положение, идея, выработанная в процессе развития человеческого общества, суть, которой заключается в признании личности, ее интересов, достоинства и чести высшей ценностью, охраняемой и защищаемой государством и обществом. Даже тогда, когда личность оступается, совершает преступление, наказание ему должно быть не только справедливым, но и гуманным, то есть относительно снисходительным и даже порой великодушным.
Прежде всего, уголовное право охраняет жизнь, здоровье, честь, свободу, достоинство человека, его права, свободы и интересы, его безопасность от любых преступных посягательств. Данный аспект отражен в ст. 2 Уголовного кодекса Республики Беларусь , в которой раскрываются задачи, стоящие перед уголовным законодательством.
Принцип гуманизма, закрепленный в ч.7 ст. 3 Уголовного кодекса Республики Беларусь, раскрывает две его важнейших стороны. Одна обращена к потерпевшим от преступления. Другая - к субъекту преступления, то есть принцип гуманизма связан с охраной законных прав и интересов лиц, совершивших преступление.
Принцип гуманизма в уголовном праве реализуется, прежде всего, путем защиты человека, его прав и законных интересов, иначе говоря - его безопасности от преступных посягательств. Уголовный кодекс Республики Беларусь представляет собою юридическую базу для сложной и ответственной работы суда, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов по выполнению этой задачи. Многие гарантии прав и законных интересов потерпевших устанавливаются Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь .
Характеризуя гуманизм как уголовно-правовой принцип, необходимо подчеркнуть, что в нем есть и другой аспект. Уголовный закон имеет дело не только с жертвой преступления, но и с преступником, который также обладает гражданскими правами и обязанностями, является человеческой личностью и защищается законом. «Противопоставление участников уголовно-правовых отношений друг другу в том смысле, что к некоторым из них - потерпевшему, свидетелю необходимо проявлять человеческое, гуманное отношение, а к другим, и, прежде всего к обвиняемому, этого якобы не требуется, - не соответствует принципам законности, справедливости и гуманизма. Более того, именно отношение к лицу, совершившему преступление, является общепризнанным в мировой практике показателем реализации в уголовном праве гуманистических принципов».
К сожалению, в обществе распространен обывательский взгляд на жестокость и кару как на лучшее средство искоренения преступности. «Известно, что на Западе и на Востоке в борьбе с преступностью использовались самые жестокие средства и методы, в том числе и самые мучительные способы смертной казни - сожжение, колесование, четвертование и т.п. Однако все это не привело к желаемым результатам, и от мер такого рода с развитием цивилизации пришлось отказаться». Конечно, преступность носит во многом социальный характер и чтобы бороться с нею, необходима длительная и упорная работа по воздействию на её социальные причины. Поэтому усиление борьбы с преступностью не означает обязательного усиления наказания.
Обе стороны гуманизма, то есть в отношении лиц, потерпевших от преступлений, и лиц, совершивших таковые, взаимосвязаны. Хотя гуманизм по отношению к преступнику и потерпевшему, исходя из содержания конкретного отношения ответственности, получает свое окончательное выражение в приговоре суда, обеспечение уже на законодательном уровне справедливого баланса между интересами указанных лиц является необходимой предпосылкой реализации принципа гуманизма на практике. Нарушение же такого баланса в пользу лица, совершившего преступление, или пострадавшего влечет за собой соответственно или ослабление правовой защищенности интересов потерпевшего либо применение неоправданно жестких мер уголовно-правового характера к преступнику.
Заключение
Анализ вышеизложенного материала по выбранной теме позволяет сделать следующие выводы, что задачи, стоящие перед уголовным правом, решаются на основе его принципов, т. е. основных, исходных начал, в соответствии с которыми строится как его система, так и в целом уголовно-правовое регулирование. Принцип – это основополагающее положение, от которого не должно быть отступления и которым необходимо руководствоваться в практической деятельности. Правовые принципы (принципы права) выступают непосредственными регуляторами общественных отношений.
Сущность права помогают раскрыть принципы права - те основополагающие идеи, начала, на которых базируется та или иная правовая система. Они лежат в основе всей законотворческой деятельности человека и являются продуктом многовекового развития цивилизации. Эти принципы отражают не писанные законы, по которым живет как отдельный человек, так и общество в целом. Принципы, как базовые элементы, постоянны во времени и служат отправной точкой для построения той или иной законодательной структуры государства.
Принципы права - это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при их противоречивости.
Задачи, стоящие перед уголовным законодательством, решаются на основе его принципов, в соответствии с которыми строится не только система, но и осуществляется реализация уголовного права.
Задачи уголовного права сформулированы в ст. 2 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 г. Для осуществления этих задач Уголовный кодекс Республики Беларусь устанавливает основания и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
Под принципом уголовного права понимаются определяющие начала, основополагающие идеи, которые закреплены в нормах уголовного права, в соответствии с которыми строится его содержание в целом и отдельных институтов, составляющих его систему. В ст. 3 Уголовного кодекса Республики Беларусь устанавливаются следующие принципы уголовного права: законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности, справедливости, гуманизма.
Принцип законности определяет, что преступность деяния, а также и его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Таким образом, суть этого ведущего принципа состоит в том, что только уголовный закон, т.е. Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 г., определяет, какие деяния (действия или бездействие) признаются преступными. Только этот закон устанавливает и другие уголовно-правовые последствия.
Принцип равенства граждан перед законом состоит в том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и др. Это также один из важнейших принципов, провозглашающий, что никакие обстоятельства, факторы и условия не могут повлиять на то, что перед уголовным законом все лица и каждое из них в случае совершения преступления равны.
Принцип личной виновной ответственности состоит в том, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (действия, бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Этот принцип закрепляет важное положение о том, что никто не может нести уголовную ответственность, если не установлена его личная персональная вина в отношении общественно опасного деяния и его последствий. Преступлением общественно опасное деяние становится лишь тогда, когда оно совершено виновно, т.е. умышленно или по неосторожности.
Принцип справедливости заключается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Важным являются записанные в этой же норме уголовного закона положения о том, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Принцип гуманизма состоит в том, что уголовное законодательство Республики Беларусь обеспечивает безопасность человека. Наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицам, совершившим преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Принципы уголовного права служат основой как законодательной, так и правоприменительной деятельности в сфере борьбы с преступностью.
Значение принципов в процессе правоприменительной деятельности состоит в том, что с их помощью разрешаются вопросы конкуренции и коллизии в уголовном праве. В тех случаях, когда правоприменитель признает, что норма закона или нормативный акт не соответствует принципу права, он обязан решать дело на основе принципа.
Конкретное содержание принципов и их перечень и в общей теории права, и в уголовном праве понимаются неоднозначно. Как уже было отмечено в изложенном материале, они подразделяются на общие (присущие системе права в целом и приобретающие в той или иной отрасли свое специфическое содержание) и специальные (отраслевые), раскрывающие качественные особенности правового регулирования отдельной отрасли права. Однако в последнее время в уголовно-правовой науке была высказана и иная точка зрения, отрицающая необходимость выделения специальных (отраслевых) принципов уголовного права. Она аргументируется тем, что общеправовые принципы действуют через отраслевые, а специфические отраслевые принципы являются не чем иным, как своеобразным преломлением общеправовых принципов. Помимо сформулированных непосредственно в уголовном законе принципов, в науке уголовного права традиционно выделяются и другие принципы. Среди них особое значение имеет принцип гуманизма. Он означает, что всякое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам уголовно-правового воздействия, предусмотренным уголовным законом, которые не могут быть направлены на причинение ему каких-либо душевных или физических страданий, а также умаление его человеческого достоинства. Гуманизм есть показатель культуры человечества, достигнутый за всю его историю.