Занятие № 2. Работа командира роты после получения боевой задачи на наступление

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить порядок работы командира роты по организации наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником.

2. Совершенствовать практические навыки обучаемых в проведении рекогносцировки, топографического и тактического ориентирования на макете местности.

3. Формировать у студентов высокие профессиональные навыки, ответственность и самостоятельность.

Время: 4 часа

Место: класс тактической подготовки

Вид занятия: групповое упражнение

Материальное обеспечение: макет местности, тактические условные знаки, учебные карты (схемы) с нанесенной обстановкой, офицерские линейки, цветные карандаши, видеопроектор, указка.

Учебные пособия и литература: правила боевого применения СВ ВС РК ч.2., Тактика ч.2, Тактическое задание.

1. Учебные вопросы и расчет времени

№№ пп Учебные вопросы Время (минуты)
  Организация занятия Учебные вопросы: 1. Уяснение задачи 2. Проведение рекогносцировки, топогра- фического и тактического ориентирования Заключительная часть    

Методические указания к занятию

1. Данное занятие основывается на умениях и навыках приобретенных студентами в первом году обучения, изучения теоретического курса по организации наступления, а также при решении тактических задач. В результате отработки учебных вопросов занятия студенты должны УМЕТЬ:

- уяснить полученную задачу на наступление;

- глубоко и полно оценивать обстановку по карте и макету местности, на которой предстоит действовать и делать обоснованные подкрепленные расчетами выводы;

- проводить рекогносцировку;

- проводить тактическое и топографическое ориентирование.

2. Основной объем работы по организации наступления в должности командира роты студенты проделывают в часы самостоятельной работы. Организует и проводит самостоятельную подготовку ответственный офицер за взвод.

3. На занятии во время отработки первого и второго вопроса основное внимание уделяется обоснованию и формированию кратких выводов из уяснения боевой задачи и оценки обстановки. При этом студенты действуют в должности командира роты, преподаватель – в должности командира батальона.

4. При отработке 3 и 4 вопросов преподаватель обязательно назначает должностных лиц. Студент – командир роты проводит ориентирование с использованием макета местности.

5. В разборе занятии преподаватель должен особое внимание обратить на тактическую сторону работы студентов, то есть, как может повлиять работа по организации боя на его исход.

Порядок отработки учебных вопросов

Действия руководителя Действия обучаемых
Организация занятия
Принимает доклад командира взвода, проверяет наличие личного состава, средства материального обеспечения занятия. Объявляет тему, учебные, воспитательные цели занятия. Доводит требования МО РК по организации боя. Командир взвода докладывает о прибытии студентов на занятие. Необходимый материал записывают в рабочие тетради.
1-ый учебный вопрос: «Уяснение задачи и оценка обстановки»
Объявляет оперативное время и назначает на должность командира роты. Приказывает доложить выводы из уяснения задачи и оценки обстановки, используя макет местности 2-3студентами. Обсуждает со студентами полноту и правильность докладов. Вырабатывается оптимальный вариант выводов из оценки обстановки. Проводит частный разбор. Назначенные студенты докладывают свои варианты из уяснения и оценки обстановки. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях.
2-ой учебный вопрос «Проведение рекогносцировки, топогра- фического и тактического ориентирования»
Объявляет оперативное время, приказывает назначенному студенту доложить вариант проведения рекогносцировки, заслушивает 2-3 студентов. Обсуждает со студентами все варианты ответов, определяет ошибки при ответах. Объявляет оперативное время, приказывает назначенному студенту доложить вариант проведения рекогносцировки, заслушивает 2-3 студентов. Обсуждает со студентами все варианты ответов, определяет ошибки при ответах. Проводит частный разбор. Назначенные студенты докладывают свои варианты рекогносцировки. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях.     Назначенные студенты докладывают свои варианты рекогносцировки. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях
Заключительная часть
Напоминает тему и цель занятия. На основе анализа работы студентов оценивает действия каждого, указывая на положительные стороны его работы. Объявляет оценки. Выдает задание на подготовку. Слушают разбор. Замечания по своей работе записывают в рабочие тетради.     Записывают задание на самоподготовку.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

к занятию № 2

При уяснении полученной задачи командир роты должен:

- понять задачу роты и взвода;

- какие объекты (цели) на направлении действий поражаются средствами старших командиров;

- задачи соседей и порядок взаимодействия с ними;

- силы и средства усиления для выполнения боевой задачи;

- время готовности к выполнению задачи.

Оценивая обстановку, командир роты должен изучить:

- состав, положение и возможный характер действий противника;

- его сильные и слабые стороны;

- места расположения его огневых средств;

- состояние, обеспеченность и возможности взвода и приданных подразделений;

- состав, положение, характер действий соседей и условия взаимодействия с ними;

- характер местности, ее защитные и маскирующие свойства, выгодные подступы, заграждения и препятствия, условия наблюдения и ведения огня. Кроме того, командир роты учитывает радиационную и химическую обстановку, состояние погоды, время года, суток и их влияние на подготовку и ведение боя.

На основе выводов из уяснения задачи и оценки обстановки, командир роты единолично принимает решение, в котором определяет способы выполнения полученной задачи (какому противнику, где и какими средствами нанести поражение, применяемые при этом меры по введению противника в заблуждение), задачи взводам, приданным подразделениям и огневым средствам и организацию управления. О принятом решении командир роты докладывает старшему командиру (начальнику).

Рекогносцировка проводится в целях изучения местности и уточнения принятого по карте решения. На нее привлекаются командиры взводов, отдельных подразделений, а также командиры приданных и поддерживающих подразделений. Когда командирам рот выехать на местность с командирами взводов не представляется возможным, командир батальона привлекает на рекогносцировку и командиров взводов рот первого эшелона.

В ходе рекогносцировки командир роты изучает местность, назначает (указывает) ориентиры и уточняет:

передний край обороны противника, подступы к нему, наличие и характер заграждений и препятствий, опорные пункты, расположение огневых средств, особенно противотанковых, резервов, рубежи возможных ударов его боевых вертолетов и установки минных полей средствами дистанционного минирования, открытые фланги и промежутки, сильные и слабые места в обороне противника и возможные его действия;

фронт наступления и направление сосредоточения основных усилий, боевые задачи ротам (взводам) и приданым подразделениям;

цели (объекты) противника, подлежащие огневому поражению;

огневые позиции штатных и приданных огневых средств и сроки их инженерного оборудования;

места проходов в заграждениях и переходов через препятствия, время их проделывания (устройства), места оснащения танков катковыми минными тралами;

маршруты выдвижения, рубежи развертывания, перехода в атаку и безопасного удаления;

направление перемещения командно-наблюдательного пункта батальона и места развертывания подразделений технического и тылового обеспечения.

Командир мотострелкового роты при наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником уточняет исходные позиции взводов для наступления, места для пропуска танков и их обозначение, а при наступлении с ходу – рубеж спешивания взводов.

Рекогносцировка проводится в светлое время суток с последующим уточнением необходимых вопросов ночью.

Уяснение задачи командиром 1 мср (вариант)

Целью наступления роты является уничтожение противника во взводном опорном пункте ____ и овладение рубежом _____.

Замыслом командира 1мсб предусматривается сосредоточить основные усилия батальона в направлении _____________________________. Атакой с ходу двумя мотострелковыми ротами во взаимодействии с танковой ротой уничтожить противника в ротном опорном пункте ___________________________ и овладеть рубежом ______________________. В последующем вводом в бой второго эшелона развить наступление в направлении ______, во взаимодействии с 2 мсб уничтожить живую силу и огневые средства в глубине обороны мпб и овладеть первой позицией. В период огневой подготовки и поддержки атаки в интересах роты поражаются (уничтожаются) ________. Артиллерийская поддержка атаки осуществляется двойным огневым валом на глубину первой позиции противника.

1 мср с го во взаимодейстбии с 1 тр (без тв) атакой с ходу с рубежа _____________________ уничтожить противника в опорном пункте ______________________________ и овладеть рубежом _______________________, в дальнейшем наступать в направлении ________________________________.

Рота наступает на фронте 500 м, в первом эшелоне, на правом фланге батальона, на направлении сосредоточения его основных усилий. На этом же направлении целесообразно сосредоточить и основные усилия роты.

Справа наступает 6 мср 2 мсб, уничтожает живую силу и огневые средства в районе ___________________________и овладевает рубежом ______________________, продолжает наступление в направлении _______.

Слева наступает 2 мср нашего батальона, уничтожает противника _______________________ и овладевает рубежом____________________________, продолжает наступление в направлении ____________________________.

Готовность к наступлению 3.00 11.7, всего на подготовку имеется 18 ч.

После уяснения задачи командир роты производит расчет времени и отдает подчиненным указания по подготовке подразделений к выполнению задачи, о времени и порядке работы на местности.

Расчет времени (вариант)

Задача получена — 9.00 10.7.

Готовность к наступлению (к выдвижению из исходного района) —3.00 11.7.

На подготовку наступления имеется 18 ч, из них около 10 ч светлого времени.

Время распределить:

— уяснение задачи и определение мероприятий, которые необходимо провести немедленно,— 9.00—9.10 10.7;

— расчет времени — 9.10—9.20;

— отдача указаний командирам по подготовке подразделений к выполнению боевой задачи и о времени и порядке работы на местности — 9.20—9.30;

— оценка обстановки и принятие оешения — 9.30— 10.10;

— подготовка подразделений к выполнению боевой задачи—9.30 10.7—2.30 11.7.

— доклад решения командиру батальона —10.15— 10.30;

— доведение задач до командиров подчиненных и приданных подразделений, отдача указаний по организации всестороннего обеспечения наступления, управления и политической работы—10.40—11.10;

— выезд в район рекогносцировки — 11.10—12.00;

— участие в рекогносцировке, организации взаимодействия и заслушивание боевого приказа командира батальона— 12.00—14.30;

— проведение рекогносцировки с командирами взводов, приданных и поддерживающих подразделений, отдача боевого приказа и организация взаимодействия—14.30— 16.00;

— работа командиров взводов с командирами отделений на местности— 16.00—17.30;

— возвращение командиров и работа в своих подразделениях— 18.00—20.00;

— контроль готовности подразделений к выполнению боевых задач — с 20.00 10.7;

— доклад командиров подразделений о готовности к наступлению — 2.30 11.7;

— доклад командиру батальона о готовности роты к наступлению — 3.00 11.7.

Выводы командира 1 мср из оценки обстановки (вариант)

Противник занимает подготовленную и развитую в инженерном отношении оборону с передним краем ________________. Перед фронтом наступления роты обороняется _____________. В глубине опорного пункта роты в районе _______________________________обороняется взвод второго эшелона роты. На направлении ____________________противник сосредоточивает основные усилия и прочно удерживает район __.

Уничтожение живой силы и огневых средств противника в опорном пункте взвода __________________________снизит устойчивость его обороны и обеспечит выполнение ближайшей задачи. Рота укомплектована на 90%, имеет 4-кратное превосходство в силах и средствах, огнем штатных и приданных средств во взаимодействии с 1 тр (без тв) способна выполнить поставленную боевую задачу.

Местность и дорожная сеть до рубежа перехода в атаку позволят выдвигаться со скоростью 20—25 км/ч. С рубежа перехода в атаку местность открытая.

Наши рекомендации