Занятие № 2. Работа командира роты после получения боевой задачи на наступление
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить порядок работы командира роты по организации наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником.
2. Совершенствовать практические навыки обучаемых в проведении рекогносцировки, топографического и тактического ориентирования на макете местности.
3. Формировать у студентов высокие профессиональные навыки, ответственность и самостоятельность.
Время: 4 часа
Место: класс тактической подготовки
Вид занятия: групповое упражнение
Материальное обеспечение: макет местности, тактические условные знаки, учебные карты (схемы) с нанесенной обстановкой, офицерские линейки, цветные карандаши, видеопроектор, указка.
Учебные пособия и литература: правила боевого применения СВ ВС РК ч.2., Тактика ч.2, Тактическое задание.
1. Учебные вопросы и расчет времени
№№ пп | Учебные вопросы | Время (минуты) |
Организация занятия Учебные вопросы: 1. Уяснение задачи 2. Проведение рекогносцировки, топогра- фического и тактического ориентирования Заключительная часть |
Методические указания к занятию
1. Данное занятие основывается на умениях и навыках приобретенных студентами в первом году обучения, изучения теоретического курса по организации наступления, а также при решении тактических задач. В результате отработки учебных вопросов занятия студенты должны УМЕТЬ:
- уяснить полученную задачу на наступление;
- глубоко и полно оценивать обстановку по карте и макету местности, на которой предстоит действовать и делать обоснованные подкрепленные расчетами выводы;
- проводить рекогносцировку;
- проводить тактическое и топографическое ориентирование.
2. Основной объем работы по организации наступления в должности командира роты студенты проделывают в часы самостоятельной работы. Организует и проводит самостоятельную подготовку ответственный офицер за взвод.
3. На занятии во время отработки первого и второго вопроса основное внимание уделяется обоснованию и формированию кратких выводов из уяснения боевой задачи и оценки обстановки. При этом студенты действуют в должности командира роты, преподаватель – в должности командира батальона.
4. При отработке 3 и 4 вопросов преподаватель обязательно назначает должностных лиц. Студент – командир роты проводит ориентирование с использованием макета местности.
5. В разборе занятии преподаватель должен особое внимание обратить на тактическую сторону работы студентов, то есть, как может повлиять работа по организации боя на его исход.
Порядок отработки учебных вопросов
Действия руководителя | Действия обучаемых |
Организация занятия | |
Принимает доклад командира взвода, проверяет наличие личного состава, средства материального обеспечения занятия. Объявляет тему, учебные, воспитательные цели занятия. Доводит требования МО РК по организации боя. | Командир взвода докладывает о прибытии студентов на занятие. Необходимый материал записывают в рабочие тетради. |
1-ый учебный вопрос: «Уяснение задачи и оценка обстановки» | |
Объявляет оперативное время и назначает на должность командира роты. Приказывает доложить выводы из уяснения задачи и оценки обстановки, используя макет местности 2-3студентами. Обсуждает со студентами полноту и правильность докладов. Вырабатывается оптимальный вариант выводов из оценки обстановки. Проводит частный разбор. | Назначенные студенты докладывают свои варианты из уяснения и оценки обстановки. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях. |
2-ой учебный вопрос «Проведение рекогносцировки, топогра- фического и тактического ориентирования» | |
Объявляет оперативное время, приказывает назначенному студенту доложить вариант проведения рекогносцировки, заслушивает 2-3 студентов. Обсуждает со студентами все варианты ответов, определяет ошибки при ответах. Объявляет оперативное время, приказывает назначенному студенту доложить вариант проведения рекогносцировки, заслушивает 2-3 студентов. Обсуждает со студентами все варианты ответов, определяет ошибки при ответах. Проводит частный разбор. | Назначенные студенты докладывают свои варианты рекогносцировки. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях. Назначенные студенты докладывают свои варианты рекогносцировки. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях |
Заключительная часть | |
Напоминает тему и цель занятия. На основе анализа работы студентов оценивает действия каждого, указывая на положительные стороны его работы. Объявляет оценки. Выдает задание на подготовку. | Слушают разбор. Замечания по своей работе записывают в рабочие тетради. Записывают задание на самоподготовку. |
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
к занятию № 2
При уяснении полученной задачи командир роты должен:
- понять задачу роты и взвода;
- какие объекты (цели) на направлении действий поражаются средствами старших командиров;
- задачи соседей и порядок взаимодействия с ними;
- силы и средства усиления для выполнения боевой задачи;
- время готовности к выполнению задачи.
Оценивая обстановку, командир роты должен изучить:
- состав, положение и возможный характер действий противника;
- его сильные и слабые стороны;
- места расположения его огневых средств;
- состояние, обеспеченность и возможности взвода и приданных подразделений;
- состав, положение, характер действий соседей и условия взаимодействия с ними;
- характер местности, ее защитные и маскирующие свойства, выгодные подступы, заграждения и препятствия, условия наблюдения и ведения огня. Кроме того, командир роты учитывает радиационную и химическую обстановку, состояние погоды, время года, суток и их влияние на подготовку и ведение боя.
На основе выводов из уяснения задачи и оценки обстановки, командир роты единолично принимает решение, в котором определяет способы выполнения полученной задачи (какому противнику, где и какими средствами нанести поражение, применяемые при этом меры по введению противника в заблуждение), задачи взводам, приданным подразделениям и огневым средствам и организацию управления. О принятом решении командир роты докладывает старшему командиру (начальнику).
Рекогносцировка проводится в целях изучения местности и уточнения принятого по карте решения. На нее привлекаются командиры взводов, отдельных подразделений, а также командиры приданных и поддерживающих подразделений. Когда командирам рот выехать на местность с командирами взводов не представляется возможным, командир батальона привлекает на рекогносцировку и командиров взводов рот первого эшелона.
В ходе рекогносцировки командир роты изучает местность, назначает (указывает) ориентиры и уточняет:
передний край обороны противника, подступы к нему, наличие и характер заграждений и препятствий, опорные пункты, расположение огневых средств, особенно противотанковых, резервов, рубежи возможных ударов его боевых вертолетов и установки минных полей средствами дистанционного минирования, открытые фланги и промежутки, сильные и слабые места в обороне противника и возможные его действия;
фронт наступления и направление сосредоточения основных усилий, боевые задачи ротам (взводам) и приданым подразделениям;
цели (объекты) противника, подлежащие огневому поражению;
огневые позиции штатных и приданных огневых средств и сроки их инженерного оборудования;
места проходов в заграждениях и переходов через препятствия, время их проделывания (устройства), места оснащения танков катковыми минными тралами;
маршруты выдвижения, рубежи развертывания, перехода в атаку и безопасного удаления;
направление перемещения командно-наблюдательного пункта батальона и места развертывания подразделений технического и тылового обеспечения.
Командир мотострелкового роты при наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником уточняет исходные позиции взводов для наступления, места для пропуска танков и их обозначение, а при наступлении с ходу – рубеж спешивания взводов.
Рекогносцировка проводится в светлое время суток с последующим уточнением необходимых вопросов ночью.
Уяснение задачи командиром 1 мср (вариант)
Целью наступления роты является уничтожение противника во взводном опорном пункте ____ и овладение рубежом _____.
Замыслом командира 1мсб предусматривается сосредоточить основные усилия батальона в направлении _____________________________. Атакой с ходу двумя мотострелковыми ротами во взаимодействии с танковой ротой уничтожить противника в ротном опорном пункте ___________________________ и овладеть рубежом ______________________. В последующем вводом в бой второго эшелона развить наступление в направлении ______, во взаимодействии с 2 мсб уничтожить живую силу и огневые средства в глубине обороны мпб и овладеть первой позицией. В период огневой подготовки и поддержки атаки в интересах роты поражаются (уничтожаются) ________. Артиллерийская поддержка атаки осуществляется двойным огневым валом на глубину первой позиции противника.
1 мср с го во взаимодейстбии с 1 тр (без тв) атакой с ходу с рубежа _____________________ уничтожить противника в опорном пункте ______________________________ и овладеть рубежом _______________________, в дальнейшем наступать в направлении ________________________________.
Рота наступает на фронте 500 м, в первом эшелоне, на правом фланге батальона, на направлении сосредоточения его основных усилий. На этом же направлении целесообразно сосредоточить и основные усилия роты.
Справа наступает 6 мср 2 мсб, уничтожает живую силу и огневые средства в районе ___________________________и овладевает рубежом ______________________, продолжает наступление в направлении _______.
Слева наступает 2 мср нашего батальона, уничтожает противника _______________________ и овладевает рубежом____________________________, продолжает наступление в направлении ____________________________.
Готовность к наступлению 3.00 11.7, всего на подготовку имеется 18 ч.
После уяснения задачи командир роты производит расчет времени и отдает подчиненным указания по подготовке подразделений к выполнению задачи, о времени и порядке работы на местности.
Расчет времени (вариант)
Задача получена — 9.00 10.7.
Готовность к наступлению (к выдвижению из исходного района) —3.00 11.7.
На подготовку наступления имеется 18 ч, из них около 10 ч светлого времени.
Время распределить:
— уяснение задачи и определение мероприятий, которые необходимо провести немедленно,— 9.00—9.10 10.7;
— расчет времени — 9.10—9.20;
— отдача указаний командирам по подготовке подразделений к выполнению боевой задачи и о времени и порядке работы на местности — 9.20—9.30;
— оценка обстановки и принятие оешения — 9.30— 10.10;
— подготовка подразделений к выполнению боевой задачи—9.30 10.7—2.30 11.7.
— доклад решения командиру батальона —10.15— 10.30;
— доведение задач до командиров подчиненных и приданных подразделений, отдача указаний по организации всестороннего обеспечения наступления, управления и политической работы—10.40—11.10;
— выезд в район рекогносцировки — 11.10—12.00;
— участие в рекогносцировке, организации взаимодействия и заслушивание боевого приказа командира батальона— 12.00—14.30;
— проведение рекогносцировки с командирами взводов, приданных и поддерживающих подразделений, отдача боевого приказа и организация взаимодействия—14.30— 16.00;
— работа командиров взводов с командирами отделений на местности— 16.00—17.30;
— возвращение командиров и работа в своих подразделениях— 18.00—20.00;
— контроль готовности подразделений к выполнению боевых задач — с 20.00 10.7;
— доклад командиров подразделений о готовности к наступлению — 2.30 11.7;
— доклад командиру батальона о готовности роты к наступлению — 3.00 11.7.
Выводы командира 1 мср из оценки обстановки (вариант)
Противник занимает подготовленную и развитую в инженерном отношении оборону с передним краем ________________. Перед фронтом наступления роты обороняется _____________. В глубине опорного пункта роты в районе _______________________________обороняется взвод второго эшелона роты. На направлении ____________________противник сосредоточивает основные усилия и прочно удерживает район __.
Уничтожение живой силы и огневых средств противника в опорном пункте взвода __________________________снизит устойчивость его обороны и обеспечит выполнение ближайшей задачи. Рота укомплектована на 90%, имеет 4-кратное превосходство в силах и средствах, огнем штатных и приданных средств во взаимодействии с 1 тр (без тв) способна выполнить поставленную боевую задачу.
Местность и дорожная сеть до рубежа перехода в атаку позволят выдвигаться со скоростью 20—25 км/ч. С рубежа перехода в атаку местность открытая.