Правовые ценности и ценность права
Право выступает всеобщим регулятором, наиболее результативным по сравнению с другими регуляторами, например, моралью. Право несет в себе определенный набор ценностей, которые не только регламентируют нашу жизнь, но и позволяют оценивать.
Ценность – важная правая категория, потому что любые ценности имеют не только мировоззренческое значение, но и они напрямую связаны с правом. Ценности помогают при пробелах в праве, коллизиях найти решение проблемы.
Ценность – все то, что вызывает положительное отношение, рассматривается как благо, польза, представляет важность для человека и общества. Ценности многообразны: материальные, предметные (товары, услуги), эмоциональные, идеальные, не связанные со стремлением пользоваться ими (красота).
Правовые ценности и ценности в праве – понятия различные. Ценности в праве – по своей природе это не правовые категории, но они интегрированы правом, охвачены правом (например, жизнь и достоинство – по природе это не правовые категории, но право их защищает). Правовые ценности – это ценности, олицетворенные правом полностью или частично – не только охвачены правом, но это те ценности, которые благодаря праву приобретают характер ценностей, а вне права они таковыми не будут (например, свобода, хотя ее границы устанавливаются правом).
Основные правовые ценности – это свобода, равенство, справедливость, а также порядок и безопасность (две последние как следствие предыдущих). Эти ценности на разных этапах развития человечества не всегда проявляли себя в том смысле, в каком мы сейчас рассматриваем (в Древнем мире быть свободным от общества почти что умереть; сегодня равенство – принцип демократического государства, но в рабовладельческом обществе была жесткая система на группы, касты). Но таких универсальных ценностей нет, кроме, может быть, справедливости. Но все равно нужно о них говорить, т.к они некий идеал, определяющий перспективу. А если ни у кого не будет ценностей, все будут циниками, а это фу. Но эти ценности могут стать реальными только будучи оформленные правом.
Свобода. Идея свободы наиболее ярко проявила себя в эпоху Возрождения. В то время осознали, что свободное существование обеспечивает развитие человека и общества. Французская буржуазная революция – кульминация ценности свободы, в связи с принятием Декларации о правах человека. Свобода имеет две стороны: свобода помогает развитию человека, но свобода может обернуться произволом и хаосом. Возникает проблема, как обеспечить свободу как блага и ценности? Исключить негативные моменты. Свобода – это возможность и способность субъекта выбирать и действовать самостоятельно и независимо, но соотнося свои интересы и цели с интересами и целями общества. Для свободы характерна позитивность – возможность предпринимать, совершать активные действия. Два типа свободы – собственно позитивную свободу и негативную. Негативная свобода – человек действует, стремясь от чего – то освободиться – «свобода от…» Позитивная свобода – «свобода для…» - заставляет человека двигаться. Свобода от – свобода от всего, что сдерживает человека – это условие развития человека для «свободы для». Не всякая реализация и не любой цели является действием свободы. Проявлению свободы может сопутствовать любая цель, но главное, чтобы она не диктовалась из вне угрозами, потерями и т.д. Наличие выбора – свойство свободы. Делая выбор, человек возлагает на себя ответственность, и он отвечает за последствия, которые могут наступить от его действий. Поэтому не каждый готов к свободе. Свобода – есть основополагающий элемент человеческого бытия. Свобода помогает человеку осознавать прежде, чем делать. Свобода – есть источник восходящего развития человечества.
По семинарам: проблема структуры норм (статья Филимонова) – два или три элемента
Свобода должна иметь определенные границы – пределы, или меру свободы. Это нужно сделать с помощью норм позитивного права. Это устанавливается путем закрепления прав и обязанностей. Право человека – социальная возможность человека, официально принятая и закрепленная. Граница определяется обязанностями и запретами.
Еще одна правовая ценность – равенство. Мало закрепить меру свободы, т.к предполагается, что это должна быть равная мера свободы. Право – равная мера свободы поведения субъекта. Равенство, как сущностная характеристика права, имеет объективное начало и социальные корни. Но следует помнить о том, что равенство, как правовая ценность, имеет формальный характер. Равенство как объективная категория – равенство диктуется самим человеком и обществом в целом. Человек разумный, который осознает свою потребность в свободе и равенстве, и при этом он не один в обществе и есть другие, которые хотят получать блага. Человек должен осознать необходимость в самоограничении. Таким образом, нужно закрепить нормы для реализации равенства, учитывая интересы групп. Формальный характер равенства предполагает, что закрепление равного объема права не означает фактического равенства в действительности, может не быть равного набора возможностей, равной правоспособности и т.д. Фактическое равенство – объективное и правильное явление. Равенство – это ценность, т.к чтобы обеспечить развитие общества надо создать равные возможности для каждого, но это равенство формального и не должно перейти в фактическое, т.к люди разные.
Следующая ценность – справедливость. Человек хочет, чтобы справедливость была реальная, фактическая, а не формальная. Справедливость – правота, законное дело (Демокрит). Дж.Локк писал, что справедливость – это договор, подчинение закону, с одной стороны и как достижение гармонии между личными и общественными интересами, с другой стороны. В 20 в. широко распространились либеральные концепции, в частности, теория справедливости, автор – Дж.Роуз. Он говорил о двух содержательных принципах справедливости:
1) Каждое лицо должно обладать равными с другими правами на более широкую свободу (принцип формального равенства)
2) Социальное и экономическое неравенство должно быть открытым для всех на условиях честного равенства возможностей (человек должен иметь возможность перехода из одной социальной группы в другую)
Сегодня выделяют такие свойства справедливости:
· Справедливость не бывает однозначность, т.к она меняет свое содержание не только в эпохи, но и в рамках одного исторического периода;
· Важнейшие черты справедливости: равенство, пропорциональность, бескорыстие, самокритичность, доброжелательность, объективность; они раскрываются при оценке тех или иных явлений действительности;
· Справедливость существует как отношение между людьми (межличностное отношение) или иными социальными субъектами;
· Справедливость связаны с реальным положением личности в обществе – как оценивают поведение личности окружающие
· Справедливость несет в себе равноправное отношение. Если в праве равенство – формальная категория, то в справедливости – фактическая. Равенство в справедливости проявляется в том, что позиция каждого оценивается одной равной мерой и это делает ее фактической.
Справедливость несет в себе выражение и закрепление равных начал в отношениях между людьми, которое должно проявляется соразмерность оценки и поведения конкретного субъекта со стороны общества. Оценивается поведение исходя из равной меры. Соразмерность - между трудом и наказанием, вредом и возмещением и т.д.