Предпосылки появления теорий конституционализма. Идея фундаментальных законов в Англии. Политический кризис в Англии 1640 г
На втором этапе Нового времени (XIX в.) происходит очевидное движение к конституционной монархии и республике. Конституционализм стал главным принципом государственно-политической организации обществ на этом этапе, запрограммировав основные тенденции эволюции государственных форм в XX в. Конституционные стремления общества опирались и на совершенно новую, в том числе антирелигиозную, идеологию политического и правового обновления мира, подразумевая всестороннее освобождение человеческой личности и закрепление в правовом и политическом порядке свобод гражданина. У истоков этого идейного обновления была идеология Просвещения — она заложила основы современного политического и правового мышления и стала едва ли не первым, после христианства, универсальным мировоззрением. Общая динамика на европейском континенте заключалась в постепенном переходе от либерального к демократическому конституционализму, опосредующему деятельность государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Конституционализм- прежде всего, особая правовая идеология, направленная на предотвращение деспотизма и гарантирующая индивидуальные свободы, что предполагает формулирование принципов, которым должна отвечать организация публичной власти.Конституционализм исторически как идеология и логически как описательная теория предшествовал созданию конституций.
Идея разделения властей в государстве, требование господства права в социально-политических отношениях или, иными словами, конституционализм в его обобщенном представлении выражали характерное для буржуазии в эпоху ее подъема и расцвета юридическое мировоззрение.
Значительное влияние на формирование теории и практики конституционализма оказали предшествующие, в том числе античные (древнегреческие и древнеримские), политико-правовые идеи и институты.Теоретическое обоснование раннего буржуазного конституционализма происходило в обстановке борьбы против королевского абсолютизма за утверждение конституционной монархии (или демократической республики), юридико-организационных (институциональных) форм ограничения монархической власти и гарантий публичных прав «третьего сословия. Английская революция XVII века — процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (парламент против короля), вылившегося в гражданскую войну. Английская революция XVII в. возвестила о зарождении нового общественного строя, который нанес огромный удар по старым порядкам в стране. Кроме того, она явилась первой буржуазной революцией, которая имела общеевропейское значение. Принципы, которые она провозгласила, отвечали не только потребностям Англии, но и потребностям всей тогдашней Европы, историческое развитие которой вело к утверждению буржуазных порядков. Другими словами, победа Английской революции явилась победой буржуазной собственности над феодальной, она ознаменовала собой изменения во всех областях человеческой деятельности, вела к развитию просвещения и устранения средневековых пережитков. В Англии идея «фундаментальных законов» имела значение, как отражение священной монархической власти. Именно в таком смысле впервые в истории английского государства и права говорит о «фундаментальном законе» Яков I (1566-1625, король Англии с 1603). В период правления Карла I (1625-1649) понятие основного закона играла значительную роль в борьбе парламентских партий: в частности, граф Страффорд был предан суду и осужден по обвинению в стремлении ниспровергнуть основные законы королевства. Как видно, официальное понимание основного закона в предреволюционной Англии было направлено на обоснование священной природы государственной монархической власти.
Просветительский конституционализм» Франции и внедрение правовых идей в государственную политику. Аббат Сиейс «Очерк о привилегиях». Мирабо. Идеи «просветителей». Первые конституционные акты Франции и США: отражение учения римских юристов о смешанном правлении и разделении властей.
Во Франции, как и в других странах, движущей силой революции выступили не разбойники, а наиболее грамотные и профессионально подготовленные слои общества! Круг тех, кто реально определял события во Франции 1791 г. «был ограничен людьми просвещенными». Они-то и «контролировали все силы и всю власть в государстве», будучи главной силой в обществе в силу умственных способностей, экономической независимости и образованности (Минье).
Руководящую роль играла партия конституционалистов, выражавшая интересы верхушки буржуазии и либерального дворянства. Лидеры этой партии - блестящий оратор, гибкий и двуличный политический делец граф Мирабо, скрытный и изворотливый аббат Сиейес и другие - пользовались большим влиянием и популярностью в Учредительном собрании. Они были сторонниками конституционной монархии и ограниченных реформ, которые должны были упрочить господство крупной буржуазии. Поднявшись к власти на гребне народного восстания, крупная буржуазия сразу же обнаружила свое стремление не допустить глубоких демократических преобразований.
Крупнейшие идеологи лагеря конституционалистов вели борьбу против абсолютизма,. Для них были характерны призывы к объединению против ненавистной аристократии и абсолютизма (Мирабо), идеи всеобщего равенства и свободы. В брошюре “Что такое третье сословие?”, получившей широкое распространение накануне революции, Сиейес проводил мысль о единстве третьего сословия, доказывал, что в отличие от привилегированного меньшинства оно составляет большинство нации.
На первом этапе Французской революции важную роль сыграл граф Оноре Габриель Мирабо (1749–1791). Оноре де Мирабо, прославился своими речами против абсолютизма. Для них были характерны призывы к объединению против ненавистной аристократии и абсолютизма (Мирабо), идеи всеобщего равенства и свободы.
Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.).
Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с рассмотрением существовавших форм государства. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами.
Обоснованные мыслителем идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции, а также были положены в основу Конституции США и ряда других государств Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в частности, провозгласила: “Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции”. Монтескье заслуженно считается классиком конституционализма.
Впервые концепция разделения властей получила законодательное закрепление в конституции США 1787 года, действующей до сих пор. Наряду с концепцией разделения властей, на эту конституцию оказали влияние идеи Руссо о единстве власти, как выражении единства народа.
Впервые в истории европейской цивилизации понятия «нация» и «национальный суверенитет» начали хождение во времена Великой французской буржуазной революции конца XVIII века. Отцом понятия «нация» можно считать аббата Сийеса, который еще в 1775 г. (за год до создания в 1776 г. труда А. Смита «Исследования о природе и причине богатства народов») в работе «Письмо по поводу богатства» писал, что разделение труда является основой формирования наций, которые он определял как свободные объединения производителей, равных в правахi. К нации Сийес не относил дворянство и духовенство — представителей привилегированных групп населения, которых он называл паразитами.
В 1788—1789 гг. аббат Сийес пишет брошюры, которые стали идеологическим катехизисом французской революции. В брошюре под названием «Очерки о привилегиях» он писал, что привилегии делают их носителей бесполезными и даже вредными для общества, что привилегированные сословия — это тяжелое бремя для общества, с которым надо вести беспощадную борьбу