ГЛАВА V. Хронология и периодизация Древнего Востока
Приступая к изучению древней истории, нередко задаёшься вопросами, как устанавливается, когда происходили события древней истории и насколько достоверны приводимые даты? Пожалуй, проблема хронологии является одной из наиболее остро дискутируемых и трудно разрешимых проблем ориенталистики.
В исторической науке обычно выделяют относительную и абсолютную хронологии. Относительная хронология – это простейший и наиболее древний способ датирования, в основе которой лежит периодизация исторического процесса, предполагающая упорядочение событий прошлого в соответствие с определённой схемой или концепцией, выделение последовательных этапов истории цивилизаций в целом и каждой конкретной цивилизации в частности. Абсолютная хронология – это датировка факта или явления в истории языка в терминах реального времени («год», «век», «тысячелетие»), без соотнесения с другими фактами языковой системы и выяснения причинно-следственных зависимостей между ними [9]. В рамках современного летоисчисления мы применяем временную шкалу и отсчитываем время, при этом условно разделяем всю историю на два больших этапа – до н.э. и н.э. Началом отсчета н. э. считается рождение Иисуса Христа. Все последующие события находятся в рамках н.э., а все, что происходило до этого, располагается на шкале до Рождества Христова, т.е. до н.э. [25].
Такая система летоисчисления была создана в VI в. н.э. римским монахом Дионисием Малым, но она не сразу получила распространение даже в Европе. До нее и параллельно с ней существовали и другие системы летоисчисления. Поэтому довольно часто встречаются многочисленные расхождениями в датировке отдельных событий и целых эпох древности, не говоря уже о приблизительности датировок.
Создателям первых цивилизаций на ранних этапах истории было характерно слияние всех временных фаз, поэтому прошлое, настоящее и будущее составляли неразрывное единство, в котором действовали одновременно предки, ныне живущее поколение людей и будущие их потомки. Народы Древнего Востока, как правило, избегали представлений о линейности исторического времени. Для них неразрывность связи времен олицетворялась с упорядоченностью природных циклов. Древневосточные цивилизации, являющиеся прямыми наследницами раннеземледельческих культур, каждая по своему организовывала отсчет времени. Потому установление хронологии истории древнего Востока очень сложно, так как отсутствовала единая эра, т. е. исчисление лет от определенной точки отсчета. В каждой стране существовали свои, весьма несовершенные способы определения протекшего времени. Трудности в установлении абсолютной хронологии обусловлены также характером и состоянием источников, зачастую не поддающихся датировке ни по прямым, ни по косвенным данным. К тому же необходимо учитывать, что в странах Древнего Востока применялись различные календарные системы. Существовали лунные, солнечные и смешанные лунно-солнечные календари, имевшие иногда значительные расхождения с длительностью астрономического года, составляющего время одного оборота Земли вокруг Солнца.
Вводимые в некоторых странах Древнего Востока определенные эры имели место быть лишь на позднейших этапах его истории. Следовательно, установить точные даты многих исторических событий древности весьма сложно, тем более перевести их в современную систему летоисчисления. Потому вполне естественно, что по поводу датировок идут ожесточенные дискуссии и наблюдаются значительные расхождения в установлении дат тех или иных исторических событий.
Создать целостную картину развития первых цивилизаций представляется через представления о времени и установление причинно-следственных связей. И первобытные люди задумывались над тем, куда бежит река времени, хотя идеи линейного прогрессивного развития у жителей Древнего Востока никогда не было. Исключением может служить библейская концепция, основанная на провиденционалистском видении смысла движения человеческой истории к «царству божьему». Слияние прошлого, настоящего и будущего в мировоззрении первобытного человека приводило к восприятию будущего как к возрождению далекого идеального прошлого. Поэтому у всех народов древневосточных цивилизаций сложилась богатая мифология, где первобытность представлялась «совершенным этапом» человечества, а современные порядки выступали неким нарушением принципов справедливости и равенства.
Ознакомление с древнейшими способами датировки и рассмотрение возможности установления исторической хронологии мы начнем с хронологии Древней Месопотамии, поскольку она оказала значительное влияние на всю хронологию древнего Ближнего Востока. Единой хронологической системы в Месопотамии не было, в Нижней её части время изначально считали по поколениям, а затем – по годам правления энси или царя. Уже в XXI веке до н.э., в период правления III династии Ура, был составлен «Царский список» с перечнем царей до «потопа» и от «потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти и передачи ее от одного города и народа к другому. В список последовательно заносились цари определённого государства с указанием времени правления каждого царя, причем время правления древнейших царей было мифическим, насчитывавшим сотни тысяч лет. Некоторые документы датировались текущим годом правления определенного царя. Этот список в дальнейшем был продлен до XVIII в. до н.э., позднее составлялись другие царские списки. Изменения в способе датировки изменились лишь в Вавилонский период. В данное время каждый год именовался по произошедшему в нем важнейшему событию. Например, год постройки канала, храма, или год победы над врагом, либо год воцарения такого-то правителя и т.д. Наряду с царскими списками стали появляться списки «датировочных формул».
В Верхней части Месопотамии каждый год назывался именем должностного лица, который именовался титулом лимму. Это такой же чиновник-эпоним, как и в Древних Афинах. Каждый эпоним занимал пост ровно один год и заносился в особые списки, содержащие полный перечень лимму в хронологическом порядке. В Ассирии похожий способ счета времени сохранился до конца VII в. до н.э., до самой гибели государства.
Списки царей, списки датировочных формул, списки эпонимов дошли до нас не полностью и с сильными искажениями. Поэтому главная проблема была в соотнесении всех материалов с современной системой летоисчисления. Существенную роль историкам оказала астрономия, потому как в некоторых источниках сохранились упоминания о наблюдениях за движениями небесных тел: о солнечных и лунных затмениях, о взаимном расположении Солнца и др. планет. Математическая астрономия довольно легко может вычислить время значительного небесного явления в данной местности. Таким образом, открывается возможность установления точных опорных дат для воссоздания системы исторической хронологии. Подобными датами для истории Ассирии являются 911 г. до н.э. и 15 июля 763 г. до н.э., время, когда в списке эпонимов упоминаются солнечные затмения.
К примеру: наиболее показательным достижением установления точной даты стала битва между мидийским и лидийским войском на берегу реки Галис в Малой Азии. В труде древнегреческого историка Геродота имеется красочное описание времени сражения двух армий, которое закончилось внезапно, из-за солнечного затмения. После чего было подписано мировое соглашение между двумя державами. Астрономы с четкой точностью высчитали, что такого рода затмение могло произойти здесь только 29 мая 585 г. до н.э. Таким образом, была установлена очередная ключевая дата древневосточной истории.
В Месопотамских текстах имеют место быть и данные о наблюдениях других астрономических явлений. К примеру, вавилонские учёные большое внимание уделяли планете Венера. Так, при восхождении на престол нового вавилонского царя учёные указывали местоположение Венеры по отношению к другим небесным телам и зодиакальным созвездиям. Здесь после ряда уточнений, сокративших предполагаемые даты, осталась возможная ошибка около 64 лет в ту или другую сторону для конца периода и до сотни лет – для начала; поэтому историки применяют для этого периода условную среднюю дату (1792-1750 гг. до н.э. для правления вавилонского царя Хаммурапи), от которой и отсчитываются в ту и другую сторону даты событий, расстояние которых во времени от правления Хаммурапи известно.
Дополнительную трудность для установления точной хронологии древней Передней Азии составляет то обстоятельство, что год был там чаще всего не солнечный (приблизительно 365 дней), а лунно-солнечный, состоящий из 12 месяцев продолжительностью поочередно в 29 и в 30 дней, а всего из 354 дней; расхождение с календарем природы компенсировалось вставкой високосных месяцев, сначала нерегулярно, а с IV в. до н.э. – по строго разработанной системе.
Когда какая-либо древняя местная хронология имеет астрономическую привязку, то с се помощью можно установить абсолютные даты и для древних хронологических систем других стран, если между ними есть синхронизмы, т.е. исторически проверенные указания на то, что два каких-либо деятеля из той и другой страны были современниками, а также двусторонние сведения о сражениях, войнах, договорах и т.п. Конечно, хронологическая система, основанная на синхронизмах с другой системой, будет менее точной, чем непосредственно привязанная к астрономической шкале времени. Таковы хронологические системы древней Малой Азии, Палестины и др.
Кроме математической астрономии на помощь историкам в восстановлении абсолютной хронологии древней истории приходят физики, химики и представители других естественных наук.
Первоначально отчёт времени египтяне связывали с периодами царствования каждого фараона, и возобновлялся год с каждым новым правлением. Списки фараонов с указанием продолжительности их царствований дошли до нас с писцовыми ошибками и не в полном объёме. Позже востоковедами был обнаружен еще один недостаток, приводящий к необоснованному растягиванию хронологии: царствовавшие одновременно фараоны (цари-соправители, а также цари-современники, каждый из которых управлял какой-то частью страны в период политической раздробленности) изображались в этих списках как царствовавшие друг за другом. Подобное наблюдение было обнаружено и в царских списках древней Месопотамии. В результате этого колебания датировок для III тысячелетия до н.э. составляли примерно 300 лет. Чуть лояльнее картина просматривалась с середины II тысячелетия до н.э., здесь расхождения представляются в пределах одного-двух десятилетий. Более надёжные датировки начинались лишь с середины I тысячелетия до н.э.
Позже египтяне отсчёт времени стали связывать с долиной Нила, определяя начало и окончание подъема воды в реке. Сроки посевов и жатвы требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Поэтому начало года у египтян всегда совпадало с подъемом воды в Ниле, происходившем всегда в одно и тоже время – 19 июля по современному календарю. Такая удивительная регулярность наблюдалась в течение многих тысячелетий, пока не была построена во второй половине ХХ века Ассуанская плотина. Наблюдения за режимами Нила и небесными светилами позволило древним египтянам составить довольно точный календарь. По их наблюдениям год состоял из трёх сезонов: половодье, всходы и сухость, по 4 месяца каждый. Месяц делился на три декады по 10 дней. В году было 36 декад, все они были посвящены созвездиям, названным в честь божеств. К последнему месяцу прибавляли пять добавочных дней (дни Тота), что позволило совмещать календарный и астрономический год (365 дней). Разрыв между этими годами была лишь четверть суток (5 ч 48 м).День начала подъема воды в Ниле постоянно совпадал с появлением на небосводе самой яркой звезды Сириус или Сотис, как эту звезду называли древние египтяне. Интересно, что жрецы древнего Египта знали о расхождении между календарным и астрономическим годом, но почему-то не вносили корректив в исчисление времени. Високосный год был введен в Египте только реформой Птолемея III Эвергета в 238 г. до н.э. Таким образом, египетский календарный год через каждые 4 года на 1 день опережал астрономический, совершая полный цикл последовательных смещений. Следовательно, через 1461 календарный год разлив Нила и восход на небосклоне звезды Сириус снова приходились на первый день первого месяца. Цикл, который называется в истории древности эрой Сотиса, последний раз начался в 139 году н.э.
Особенное место в установлении периодизации и хронологии в истории древнего Египта занимает труд египетского жреца Манефона, жившего в IV-III вв. до н.э. Манефоном на греческом языке была написана «Египетская история». К сожалению, до нас дошли всего-навсего отрывки из повествовательной её части, переписанные Иосифом Флавием (I в. н.э.). Труд Манефона в единственном экземпляре хранился в Александрийской библиотеке, никогда никем не переписывался и погиб во время пожара. Извлечения из этого труда, Кроме Иосифа Флавия, можно обнаружить у крупнейших хронографов начала IV в. н.э., благодаря чему в распоряжении современных ученых имеются достаточно полные списки царей Египта. Судя по этим спискам, Манафон разделил историю страны на 30 периодов, династий, сгруппировав их, в свою очередь, в 3 более крупных отрезка времени: Древнее, Среднее и Новое царства Египта. Им соответствовали 3 тома его «Египетской истории». Первый том включал в себя историю первых 12 династий, второй – историю следующих семи династий и третий том – сообщал об истории ещё 11 династий. Но по этим спискам реконструировать подлинный ход истории Египта, к сожалению, невозможно. Трудно даже сказать, вел ли сам Манефон счет династий, или нумерация была проставлена его истолкователями, пытавшимися согласовать его хронологию с хронологической канвой Библии и историей греко-римского мира. Сведения Манефона о первых династиях царей нижнего Египта подтверждаются летописью времен Древнего царства. Летопись была обнаружена на крупном обломке «Палермского камня», на котором перечисляются имена царей, находка хранится в музее г. Палермо.
Очень плохо обстоит дело с датировкой древнеиндийской истории. Это объясняется характером сохранившихся источников,прежде всего это письменные источники (чаще всего религиозно-философского содержания), что не позволяет установить достаточно твердую датировку ранних этапов древнеиндийской истории. До нас не дошло ни одного собственно исторического сочинения – хроники, летописи или исторического трактата. До сих пор не обнаружено ни царских архивов, ни вообще каких-либо письменных официальных документов. Почти единственными датированными источниками являются надписи на камне и металле, дошедшие до нас в небольшом количестве и только от сравнительно позднего времени, начиная с III в. до н.э.Имеются также труды античных авторов, относящиеся к периоду походов Александра Македонского. Привлёкшие синхронисты из греко-римской истории, дали возможность только приблизительно устанавливать хронологию древней Индии. Хронологию индийской истории помогают выяснять археологические раскопки, интенсивно ведущиеся с начала 20-х годов ХХ века. Но пока целостную и последовательную историю древней Индии дать невозможно.
В противоположность индийским источникам китайские источниковые базы обширны и хорошо датированы. Уважительное отношение к прошлому привело к складыванию прочной историографической традиции, появлению большого числа исторических сочинений и книг, где большое внимание уделялось проблемам абсолютной хронологии.
В Китае, как и в других странах древнего мира, не существовало единой системы летоисчисления. Начиная с конца II тыс. до н.э. даты обозначались по годам правления ванов. Многочисленные эпиграфические памятники иньского времени, так называемые «гадательные кости», в обязательном порядке содержат имя вана и дату гадания. Но даже наличие большого числа источников не спасает синологов от значительных трудностей, на которые они наталкиваются при установлении хронологии. Так, например, при датировке такого важного события, как Чжоуское завоевание, приведшее к падению государства Инь, существуют самые разнообразные точки зрения. Одни относят это событие к 1022 г., другие к 1066 г., или даже к 1127 г. до н.э. Лишь с 341 г. до н.э. начинается достоверная хронология, так как была определена опорная точка – солнечное затмение.
Отдельного внимания заслуживает дошедшая до нашего времени хроника династийных историй, к примеру, выдающийся историк древнего Китая Сыма Цянь (145–87 г. до н.э.) в своем труде «Исторические записки» большое внимание уделил хронологии. Его труд охватывает время от мифического сотворения мира до конца II в. до н.э., дает хронологическое сопровождение древнекитайской истории. Но каковы были основания для датировок, предложенных Сыма Цянем, не всегда ясно, а поэтому и сами датировки далеко не полностью надежны.
Развитие математики и астрономии привело к тому, что в 104 г. до н.э. китайскими учеными была вычислена продолжительность года, которая составила 365,25 суток. Использование данного вычисления было применимо до 85 г. н.э. Год состоял из 12 месяцев, високосный год вводился 1 раз в три года. Солнечно-лунный календарь древних китайцев был четко приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства. С I в. н.э. для обозначения лет стали употреблять знаки 60-ричного цикла, что полностью устранило возможность серьезных ошибок в датах.
Китай, вопреки господствующим традиционным представлениям, уже в I в. до н.э. выработал одну из самых современных систем летоисчисления на Древнем Востоке. До сих пор многие жители Земли отмечают наступление Нового года в феврале, когда начинается год, название которого состоит из одного из двенадцати животных и пяти небесных стихий (земля, вода, огонь, дерево, металл).
Несмотря на значительные трудности и сложнейшие проблемы, связанные с характером источников и датировкой событий древневосточной истории, – это не мешает прогрессу в данных областях востоковедческих исследований. Происходит постоянное пополнение источниковой базы, совершенствуются методы источниковедческого анализа, более точной становится абсолютная хронология истории Древнего Востока.
Процесс развития и выработки более ясного представления о подлинном ходе реальной истории будет длиться всегда, приближая нас к подлинно научному и адекватному пониманию древневосточной истории. И о таком поступательном движении свидетельствует весь путь, пройденный историографией Древнего Востока.