Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»
Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления. Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства. Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии. Вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии. В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей. Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Понятие, как “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”, “толерантное поведение”. Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН РФ В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма). Психологические качества, обеспечивающие толерантность (то есть, детерминанты и факторы толерантности) – это все возможные формы самовыражения людей, допускающие или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это делается или нет).
Американский политолог Н.Эшфорд формулирует двенадцать принципов свободного общества, включая в этот перечень толерантность. В отдельной главе, посвященной толерантности, он объясняет этот феномен так: «Толерантность – это невмешательство своим поведением и своими действиями, если они другим человеком не одобряются. Толерантность, таким образом, обладает двумя существенными характеристиками: неодобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям». При этом отмечается, что нельзя считать толерантным человека только потому, что он делает что-то одобряемое. Необходимо также отличать толерантность от моральной индифферентности (отсутствия интереса, безразличия) и от морального релятивизма (когда человека устраивает все). Так, например, родители, игнорирующие дурное поведение детей, не могут считать себя толерантными.
Столь же просто и образно выглядит определение толерантности, которое дают Дж.Салливан, Дж. Пьересон и Дж.Маркус: толерантность означает принятие соглашения о «правилах игры» и желание применять их ко всем в равной мере. Например, применительно к политической толерантности это определение означает, что респонденты готовы предоставить полный набор прав гражданина тем группам, которые им не нравятся.
Наиболее часто, по нашим наблюдениям, встречается в литературе парадигма рассмотрения толерантности как социального отношения или социальной установки (аттитюда).
Приведем несколько определений, основанных на этой парадигме.
• М.С.Мацковский: «Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.»
• С.К. Бондырева: «Толерантность и интолерантность – это особые отношения, которые формируются (как и всякое отношение) на основе оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом… следовательно здесь справедлива формула: связь → оценка → отношение → поведение (намерение)».
• Н.В. Недорезова: «… Толерантность рассматривается как социальная установка в аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного)».
• О.Ю. Харламова: «Толерантность характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии».
• Как некую установку или умонастроение понимает толерантность и М.Уолцер.
• Когнитивную и конативную сторону толерантности рассматривает А.В.Перцев. Согласно его определению, толерантность – это переходное состояние от конфликта, выливающегося в насилие, к взаимопониманию и сотрудничеству.
В целом перечисленные подходы позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, толерантность распространяется на сферы социальных отношений, социального познания и социального взаимодействия. Во-вторых, толерантность включает в себя такие структурные компоненты как переживание (эмоциональные реакции), понимание (когнитивные реакции), поведение (намерение, действие – конативные реакции).
Большой коллектив авторов предлагает использовать категорию «толерантное сознание».
Расширяя границы концептуального подхода к рассмотрению толерантности, Г.У.Солдатова предлагает в контексте проведения эмпирических исследований и разработки практических технологий выделять четыре ее основных ракурса:
- как психологической устойчивости,
- как системы позитивных установок,
- как совокупности индивидуальных качеств,
- как системы личностных и групповых ценностей.
На основании такого подхода мы получаем возможность расширить представления о детерминантах толерантности, объединив их в три группы:
- психофизиологические (обеспечивают устойчивость),
- психологические (включают качества личности),
- социально-ролевые (выбор и содержание социальных ролей опирается на позитивные установки и ценности личности).
Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость.
Например, в англо-русском психологическом словаре смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям. Б.Г.Ананьев синонимизирует толерантность с выносливостью по отношению к фрустраторам, отсутствием тяжелых и длительных страданий при их действии, а в качестве факторов, от которых зависит толерантность, выделяет поддержку, моральную помощь, соучастие и сочувствие других людей, а также – солидарность группы. Последнее положение нам представляется особенно важным, поскольку оно, как нам кажется, указывает на распространении проблематики толерантности не только на личность, но и на социальные группы.
Многие авторы для определения толерантности пользуются категорией «свое-чужое», обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой – факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. При этом отмечается, что в парадигме «свое-чужое» «толерантность – это не пассивное принятие, а активный поиск соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого – это элемент конформности, то есть, процесса потенциально возможной потери индивидуальности».
Преобладающее большинство авторов, указывая на сложности смыслового перевода термина, тем не менее, широко пользуются категорией «терпимость», соотнося толерантность с терпимостью к инакомыслию и инакодействию.
Е.Ю.Клепцова предпринимает попытку разграничения понятий «терпимость» и «толерантность». В частности, она пишет: «Терпимость мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т.п., и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту… Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п., и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту». Автор считает, что терпимость и толерантность выполняют разные функции и обеспечиваются разными ведущими механизмами. По мнению автора, ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как другой механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться. Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия, ассертивность), но терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью». Конечно, точка зрения Е.Ю.Клепцовой может показаться сй. Но в условиях, когда научная проработанность термина «толерантность» еще очень слаба, а житейское использование термина очень интенсивно, нам концепция автора представляется достаточно стройной, обоснованной и достойной внимания.
Понимая толерантность, как способность принимать другого человека таким, каков он есть, Ю.Орлов в своей книге, посвященной вине и обиде, соотносит эту способность со способностью человека прощать и таким образом избавляться от обиды на него и одновременно с этим снимать с него чувство вины, если оно есть: «Простить, значит принять таким, каков есть. Обида растворяется в тепле прощения. Нам становится легче с того момента, когда мы принимаем другого безусловно». Механизм прощения, по Орлову, состоит в отказе человека оценивать, судить, сравнивать, поскольку это ослабляет воздействие рассогласования ожиданий и реальности. Причем отмечается, что как только человек перестает судить другого, он становится более терпимым и к самому себе. Основания для таких выводов Орлов черпает в постулатах христианства и философии Льва Толстого.
Проблему соотнесения понятий «доверие» и «толерантность» ставит и пытается решить Т.П.Скрипкина. По ее определению, доверие – это сложное двухполюсное явление, связанное с одновременным существованием доверия к себе и к той части мира, с которой субъект намеревается вступить во взаимодействие. При этом границы доверия определяются некоторой мерой, неким «количественным» показателем доверия. Если речь идет о взаимодействии с другим человеком, то доверие можно трактовать как внутреннее состояние готовности взаимодействующих субъектов не просто «проникнуть» в ценностно-смысловую сферу друг друга, быть готовым не только принять ее, отнестись к ней как к ценности, но и разделить ее в ценностном плане, соотнести с собственными ценностями. Далее автор предполагает, что с точки зрения функционального анализа механизмом формирования доверия выступает толерантность. Более того, толерантность может существовать в форме авансированного доверия. В этом смысле доверие является необходимым условием толерантности. Но с другой стороны, толерантность – это ступень, этап на пути к взаимному доверию как источнику социального и психологического благополучия общества, - заключает автор. психолого-педагогической литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, готовность к взаимодействию на основе согласия и уважения.
По мнению А.Г. Асмолова толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, некий поведенческий ориентир, а также может функционировать как принцип, основное положение, внутреннее убеждение, определяющее деятельность человека. Толерантность как норма усиливает упорядоченность социальных взаимодействий, ориентирует личность на конкретные образцы поведения .
Согласно утверждения М.С. Миримановой, толерантность является структурообразующим компонентом в организации общества вообще, толерантность - не только норма гуманных человеческих отношений, важный момент их установления, но реально, постоянно и многопланово действующая "организующая" сила в развитии общества, объективно возникший социальный феномен, инструмент регулирования социальных отношений, особого рода правила поведения .
Толерантность, - с точки зрения З.А. Кочергиной, представляет собой равнодостойную социальную (а также и моральную) ценность .
В работе Н.А. Асташовой толерантность рассматривается как характеристика личности, где возможно выделить три компонента:
1) Когнитивный - знания человека (понятие о толерантности, процессах, характеризующихся толерантной направленностью, представления о своей жизни);2) Эмоциональный - относительно устойчивые чувства человека к объектам, выражающие в эмоциональной оценке (эмоционально-ценностные отношения к людям, чужому мнению, этническим вопросам, своим связям, чувствам);3) Деятельностный - предрасположенность к тому или иному типу социального поведения, основой которого является понимание, сотрудничество . Эти компоненты взаимосвязаны.
Опираясь на указанное уточнение мы вправе утверждать, что толерантность можно рассматривать как человеческую ценность и норму сосуществования, основу взаимодействия, а также как личностное качество, ведущее к согласию, уважению другого человека, способное предотвратить агрессивное, конфликтное, нетерпимое поведение. По мнению исследователей , образ толерантной личности должен сочетать в себе важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений:
- гуманность, предполагающую внимание к самобытному внутреннему миру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностных отношений, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека;
- рефлексивность - глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию;
- свобода, выражающаяся в дисциплине и долге, не приемлющая насильственных предписаний и запретов, способная привести к верным законам, авторитет которых - гарантия их реализации в жизни;
- ответственность - проявление внутренней силы в ситуации принятия решения, его качественного выполнения на основе вариативного подхода и системы личных требований;
-защищенность - гарантия понимания и поддержки, ощущение безопасности и объединение с другими людьми в противостоянии пагубному воздействию социума;
- гибкость - умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;
- уверенность в себе - адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;
- самообладание - владение собой, управление эмоциями, поступками;
- вариативность - многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятии адекватных сложившимися обстоятельствами решений;
- перцепция - умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;
-эмпатия - сопереживание проблемам других людей, эмоциональная оценка событий;
- чувство юмора - ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой.
Закономерно отметить, что позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на утверждении, что твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Практическое проявление нетерпимости находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежитель ного отношения к другим до этнических чисток, умышленного уничтожения людей. Таким образом, различия между отдельными индивидами объективно порождает потребность в их бесконфликтном сосуществовании. Для реализации этой потребности естественным образом сложился механизм толерантности, который представляет собой форму цивилизованного компромисса между признанием различий и готовности и к их уважительному восприятию, признанию их права на существование.
В настоящее время одной из важнейших общественных проблем является воспитание личности, обладающей толерантным сознанием. Вплоть до нашего времени понятие толерантности остается в значительной мере чуждым российскому мышлению, которое характеризуется скорее полярностью, категоричностью. Отсутствие толерантности способствует возникновению негативных эмоций, повышенной тревожности, что вредит любому делу, мешает совместным согласованным действиям, портит отношение в социуме. Китайский мыслитель Конфуций (551-479гг до н.э.) утверждал: "Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве, и в семье к тебе не будут чувствовать вражды", при этом он полагал, что к нарушению справедливости в обществе, к нарушению норм человеческих взаимоотношений ведет необразованность и невоспитанность. Поэтому логично утверждать, что система образования может стать тем связующим звеном, которое поможет обществу сформировать у молодежи толерантное сознание и поведение.
Как бы ни была сложна задача теоретического осмысления толерантности, ее практическая реализация, по мысли А.П. Садохина еще сложнее, т.к. она требует больших усилий педагогов, социологов и представителей других наук. Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением смысла понятия, необходимо еще обучить способам поведения, утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех общественных механизмах, которые опрееляют и формируют отношения между людьми.
Проблема формирования толерантного сознания и поведения особо актуальна в организации воспитания молодого поколения, которое в силу возрастных особенностей не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные проблемы социального взаимодействия, не имеет психологической готовности к толерантному взаимодействию.
Задачей особой важности, как отмечают ООН, ЮНЕСКО, - является формирование толерантного сознания и поведения у студенческой молодежи .Студенчество - по мнению Н.В. Бордовской, А.В. Реан, возраст юности, особая социальная группа молодежи, которая отличается высоким образовательным уровнем, социальной активностью, достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [43, с. 82]. Студенчество -пора сложнейшего структурирования интеллекта человека. Время учебы совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется становлением личностных качеств: целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности, инициативы, умения владеть собой. В это время повышается интерес к моральным проблемам. Однако неоспоримым является тот факт, что период поздней юности (18-25 лет) характеризуется обострением отношений между молодыми людьми. Вопросы агрессивного поведения молодых людей волнуют не только родителей, но и тех, кто работает с юношеством. Ж.С. Лондырева отмечает, что в период поздней юности (18-25л) отношения молодых людей с окружающими обостряются в силу биологических причин. Гормональные изменения (14-18л) вызывают у юношей и девушек повышенную возбудимость и раздражительность. Период от 18 лет - это время, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. Начав в отрочестве созидание своей личности, молодые люди продолжают путь совершенствования значимых для себя качеств. В то же время, в силу возрастных особенностей, они остаются легкоранимыми и в качестве защиты личности часто выбирают агрессию. Можно назвать причины, лежащие в основе агрессивного поведения молодежи. Например: в повседневной жизни молодые люди встречаются с фактами не только терпимости, но и нетерпимости, включая ее крайнее проявление - агрессию. Интолерантное сознание молодежи подпитывается и виртуальной реальностью, активно создаваемой средствами массовой информации и имеющей ярко выраженный вектор антикультуры, бездуховности, насилия.
В исследованиях А.В. Бордовской, А.А. Реан находим фактические подтверждения, примеры агрессивного поведения студенческой молодежи. У 57% исследуемых авторы наблюдали проявление спонтанной агрессии – подсознательной радости, когда есть трудности у других, когда другим портят настроение, досаждают, разозлят. У 48% испытуемых - проявление агрессии при общении, взаимодействии, недоверчивость, конфликтность. У 58%> -эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая потеря самообладания.
Зачастую встречается поведение агрессивное, интолерантное, которое варьируется по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений (вербальная агрессия) и применения грубой физической силы (физическая агрессия). Можно назвать основные формы проявления нетерпимости среди молодежи: оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения, преследования, запугивания, угрозы. По данным исследователя М.С. Миримановой значительно распространена вербальная агрессия: больший запас ругательной лексики, значительно больше репертуар отрицательных оценок - неодобрения, порицания, осуждения, презрения, отвращения, омерзения, недовольство, возмущение, негодования - явно сказывается в общении, затрудняя культурное взаимодействие.
Вполне очевидно, что агрессия - однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводит к осложнению взаимодействия, необъективности, неверному пониманию действительности, и неадек ватному поведению. Следует согласиться с утверждениями исследователей М.Уолцера , Н.С.Юлиной , что предрасположенность к агрессии формируется и закрепляется через социальное научение: посредством наблюдения поведения окружающих, а также повторением собственного удачного опыта агрессивного поведения. Первостепенную роль в формировании агрессивной предрасположенности личности авторы видят в социальном окружении.
По мнению А.А. Литвиновой , И. Малининой , В.Г. Терентьевой, Е. Ямбурга культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, могут ускорить и облегчить у него развитие агрессивности и наоборот. Целесообразно отметить, что агрессивность, как свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своей цели, может иметь у различных людей разную степень выражения: от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Чрезмерное же развитие агрессивности провоцирует развитие конфликтности, неспособности к социальной кооперации. Поэтому столь важно в юношеском возрасте развитие толерантности т.к. воспитание духа толерантности, терпимости и доверия, отношения к ним как к важнейшим жизненным ценностям во многом определяет дальнейшую жизненную ориентацию подростка.
Сформировать толерантное сознание у молодежи, - по мнению Е.Н. Дворниковой, - значит реализовать одно из непременных требований воспитания: приобщение к достояниям современной культуры, переход от сегодняшней антикультуры насилия к новой культуре, основанной на всеобщих ценностях, уважения жизни, солидарности .
Исследователи давно обратили внимание на тот факт, что толерантность в качестве абсолютной ценности культуры общения, отягощена так называемым "парадоксом толерантности", т.к. существуют пределы, за которыми призыв к толерантности становится неуместным, даже опасным. В мире существует довольно много неприемлемых для людей вещей, явлений, отношений, например: насилие, преступность.
Исходя из вышесказанного, возникает вопрос, как применить в педагогике понятие толерантности , которое кроме позитивного аспекта имеет и отрицательный? Здесь вполне уместно отметить значение толерантности в педагогической практике. Опираясь на утверждения, что толерантность - терпимое, уважительное отношение к людям, признание за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношения к происходящему, вполне можно сделать вывод, что в педагогической практике толерантность предполагает терпимость более сильного, опытного человека к более слабому, включает умение педагога управлять своим поведением и учить этому воспитанника на примере собственного поведения.
То есть толерантность понимается как терпеливость, выносливость педагога по отношению к поведению учеников и коллег.
Толерантность лежит в основе взаимного доверия и понимания. Она помогает предупреждать конфликты и преодолевать их неблагоприятные последствия. Кроме того, толерантность способствует проявлению доброжелательности, помогает налаживанию психологического климата в педагогических коллективах, учебных группах, а также в отношениях педагогов с учащимися и их родителями. К сожалению, многие педагоги отождествляют этот принцип со смирением, пассивностью, попустительством. В действительности, толерантность полезна, так как помогает осознать невозможность преодоления сложности общения "с ходу", немедленно, с момента появления сложности. Способность к толерантности помогает гуманизировать педагогическое общение, ибо она возникает как следствие самоценности человека. В связи с этим терпимость в педагогическом общении является важным фактором взаимного обмена духовным потенциалом субъектов общения и способствует становлению и реализации их как индивидуальностей.
Педагогическая толерантность, по мнению А.Г. Асмолова, А.В. Коржуева , М. Липмана и др. проявляется в том, что педагоги в общении со студентами: проявляют доброжелательность, терпение, такт, уважение; честны и справедливы в своих решениях, выводах по отношению к студентам; справедливо оценивают достижение студента, тем самым способствуют развитию молодого человека, стимулируют получение знаний; демонстрируют продуктивное, позитивное общение, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируются отношения к людям и к жизни; выбирают диалоговую форму общения.
Диалог, по утверждению российских исследователей: B.C. Библера, М.Н. Деминой, В.Е.Иванова, Ф.Х. Лайпановой , A.M. Плотниковой, Е. Ям-бурга , - является мощным средством воспитания и развития, в т.ч. толерантности. Осмысление феномена диалога, апробация диалогового механизма определили мнения исследователей, что именно этот вариант организации педагогического процесса может рассматриваться как его фундаментальная основа.
Отсюда следует, что в воспитательном процессе необходимо не только ставить цель формирования толерантности, но и задавать нормы отношений, осмысливать толерантность как особый социальный феномен. Поэтому столь важно, чтобы создавались учебные программы по обучению, освоению толерантности в ее широком понимании, как фактора организации общества.
По мнению российского профессора И.В. Абакумовой, рассмотрение толерантности как качества личности и ценности общественного бытия, предписывает создание определенных моделей образовательного процесса, которые исходят из жизненной практики и основываются на субъектном опыте толерантных отношений участников процесса. Социальная задача воспитания личности переносится в педагогический план и звучит многозначительно - воспитание толерантного сознания. По существу, это мировоззренческая проблема, которую предстоит решать обществу и педагогам. И.В. Абакумова рекомендует рассматривать образовательный процесс как возможную модель формирования личности, обладающей толерантным сознанием. Образовательный процесс, преломляясь через призму проблем толерантности и ее развития, предполагает наличие следующих уровней учебного процесса: 1) уровень проектирования толерантно-ориентированного образовательного процесса на смысловой основе. Обращению к смысловым основаниям образовательного процесса способствуют гуманизация и гуманитаризация общества, что находит свое отражение в процессе осмысления целевого, содержательного, технологического и организационного параметров учебного процесса. Целевой параметр может отражать множество перспектив: развитие смысловых структур сознания студента, становления индивидуальной картины мира, подготовку студента к участию в решении жизненных проблем, социальной мобильности. Развитие содержательной - отражает возможность наполнения содержания учебного процесса идеями толерантности;2) уровень реализации учебной деятельности предполагает выстраивание деятельности студентов путем создания ситуаций, способствующих проявлению сдержанности, тактичности, терпимости; осознание значимости толерантного поведения, культуры межличностного общения является признаками толерантного сознания личности, поэтому современный образовательный процесс не может не принимать их в качестве базовой педагогической стратегии.
Выделенные характеристики толерантности как качества личности, можно условно объединить в две группы. К первой группе, которую мы обозначаем как группу характеристик, отражающих систему ценностных ориентаций личности, относятся: гуманность, рефлексивность, ответственность, перцепция, эмпатия. Ко второй группе характеристик, отвечающих деятель-ностному признаку, мы отнесли свободу, защищенность, гибкость, самообладание, вариативность, уверенность в себе.