Модели правового государства
В основе либеральной концепции правового государства лежат теория естественного права и идея английской политической экономии (прежде всего воззрения Адама Смита). Основные положения данной концепции:
- право частной собственности - это естественное право, оно абсолютно независимо от государства;
- экономика и государство являются отдельными сферами;
- личность первична по отношению к обществу;
- общество первично по отношению к государству.
Согласно данной концепции государство, его органы не имеют собственных целей; оно выполняет роль "ночного сторожа", т.е. не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и др., а только устанавливает "правила игры", т.е. соответствующие нормы права, охраняет в обществе порядок, защищает частную собственность, свободу личности. В таком государстве культивируется индивидуализм, активность личности, не ограничивается ее свобода, и в этих условиях она сама себя обеспечивает. За гражданами признаются политические права, при этом социально-экономические права отрицаются. Экономическая и социальная функции за государством не признаются.
В реальности "чисто" либеральных государств не существует, однако его идеи присутствуют в политике либерально-демократических партий и проявляются в виде "неолиберализма" и "неоконсерватизма".
Неоконсерватизм проявился в политике М. Тэтчер в Англии и Р. Рейгана в США. Его суть состоит в разгосударствлении всех сфер жизни - ограничении роли государства в экономике, приватизации государственной собственности, соответствующих преобразованиях социальных программ в сферах просвещения, здравоохранения и др.
Политика либерализма проводится и в России - приватизация государственной собственности, либерализация цен и прочие меры, связанные с созданием рыночной экономики. Социальное правовое государство характеризуется более активным его участием в экономических и социальных процессах, социальной политике в науке, образовании, здравоохранении, культуре и др.
Данная идея стала популярной в середине XX в., ее суть - возложение на государство заботы о человеке, поддержки социально не защищенных слоев населения. Задача создания социального государства провозглашена в Конституциях Франции, Испании, Турции и др.
В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
Формирование правового государства в России
Последовательное претворение в жизнь основных принципов правовой государственности в России - процесс длительный и сложный. Закрепление в ст. 1 Конституции РФ положения о том, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления", не означает, что Россия окончательно реализовала принципы правового государства. Приведенное положение из Конституции РФ может рассматриваться как цель, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Правовое государство не может быть введено (декретировано) "сверху" каким-либо единовременным правовым актом, даже если этот акт является демократической Конституцией.
Для успешного формирования в России правового государства и утверждения его принципов необходимы следующие условия:
- развитие производства на основе рыночной экономики и создание цивилизованного гражданского общества;
- последовательное осуществление курса демократического развития общества и государства, сочетаемого с укреплением вертикали власти и совершенствованием государственного механизма;
- высокий уровень духовного развития общества, общей и правовой культуры, правосознания граждан, в первую очередь государственных служащих;
- развитие всестороннего международного сотрудничества в целях обеспечения мирового правопорядка, прав и свобод личности.
Идея правового государства - не застывшая догма, она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления человечеством правовых и нравственных традиций и политического опыта.
Реализация идеи правового государства должна в полной мере учитывать реалии нашей российской действительности уровнем политической и парламентской культуры и правовой культуры.
Обеспечивая экономические, политические, духовные, юридические и международные условия существования Российской Федерации, необходимо одновременно, не откладывая на будущее, уже сейчас практически осуществлять и внедрять в жизнь основные принципы правового государства, тем самым и формируя, создавая его.
Вопросы для самоконтроля
1. Задачи и функции правового государства.
2. Основные принципы правового государства.
3. Принцип взаимной ответственности правового государства и личности.
4. Роль политического и идеологического плюрализма в правовом государстве.
5. Принцип гласности в правовом государстве.
6. Основное назначение разделения властей в правовом государстве.
7. Каким образом проявляется приоритет права в правовом государстве? Соотношение права и правового государства.
8. Понятие правосудия. Охарактеризуйте принцип независимого правосудия в правовом государстве.
9. Что такое законность? Основные черты законности.
10. Модели правового государства. Каковы различия между либеральным и социальным правовым государством?
Список литературы
1. Актуальные проблемы становления правового государства / под ред. П.П. Глущенко. СПб., 2003.
2. Акишина В.И. Конституционные принципы судебной власти РФ: формирование, содержание и перспективы развития. М., 2006.
3. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2005.
4. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
5. Бляхман Б.Я. Правовое государство: история и проблемы построения. Кемерово, 1995.
6. Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. М., 1992.
7. Изварина А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2001.
8. Крусе В.И. Теория конституционного правопользования. М., 2007.
9. Кузнецов Э.В., Савельев В.Ф. Правовое государство (из истории русской мысли) // Правоведение. 1991. N 1.
10. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.
11. Малько А.В. Правовое государство // Правоведение. 1997. N 3.
12. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М., 1999.
13. Раянов Ф.М. Правовое государство - судьба России. Уфа, 2007.
14. Раянов Ф.М. Теория правового государства. Проблемы модернизации. Уфа, 2010.
15. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1989.
16. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве РФ. Тюмень, 1997.
17. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
18. Открытость правосудия в России: проблемы и перспективы правового регулирования / под ред. С.В. Кабашева и Н.Н. Чучелинова. М., 2007.