Способы мирного сотрудничества
Наименова- ние способа | Его характеристика |
Этническое смешивание | Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов. |
Этническое поглощение (ассимиля-ция) | Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращает образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации. |
3. В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций:
Основные тенденции развития наций | |||||||||||
Межнациональная дифференциация | Межнациональная интеграция | ||||||||||
процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах | процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни | ||||||||||
самоизоляция в целом | формы | экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС)) | |||||||||
протекционизм в экономике | транснациональные корпорации (ТНК) | ||||||||||
национализм в различных формах в политике и культуре | международные культурные и народные центры | ||||||||||
религиозный фанатизм, экстремизм | взаимопроникновение религий, культур, ценностей | ||||||||||
Глобализация— это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми стираются постепенно традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему | |||||||||||
В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.
Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).
При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.
Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.
3. Межнациональный (этносоциальный) конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.
В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируются на ответственности элит, борющихся с помощью мобилизации вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы.
4. Причины межнациональных конфликтов.Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм— совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о ее превосходстве. Этноцентризм—уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.
Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов:
Причины | Их сущность |
социально-экономические | неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти |
этнодемографи- ческие | быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения |
экстерритори- альные | несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов |
конфессиональные | из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения |
культурно-языковые | недостаточное с точки зрения этнического меньшинства использование его языка и культуры в общественной жизни |
экологические | ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы |
исторические | прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.) |
культурные | от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа |
5. Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов:
Типы межнациональных конфликтов | ||||||||||||
государственно-правовой | этнотерри- ториальный | этнодемогра- фический | социально-психологичес- кий | |||||||||
неудовлетво-ренность правовым положением нации, стремление к собственной государственности | определение территории нации, национально-территориальных границ | защита прав «коренной национальности», ограничения для «пришлых» | изменение образа жизни, нарушение прав человека | |||||||||
(напр., конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии) | ||||||||||||
конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится нация | опасность растворения этноса в результате притока иноязычного населения | переселенцы (беженцы) и местное население | ||||||||||
(напр., проблемы месхетинских турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане, дискриминация русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии) | ||||||||||||
(например, Абхазия в Грузии и др.) | (например, конфронтация между Конфедерацией нардов Кавказа и российскими властями) | |||||||||||
Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни, разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потери смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор, как более древний, выполняющий функцию группового выживания.
Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».
Эти процессы могут привести к национализму.
6. Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
А. | Виды национализма | ||||||
этнический | державно-государственный | бытовой | |||||
борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности | стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов | проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (греч. xenos — чужой и phobos — страх) | |||||
Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.
Б. Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена — литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов другим нациям и народам, внедряющих в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающую вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.
В. Геноцид(от греч. genos — род и лат. caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.
7. Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:
· предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;
· защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;
· требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;
· игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».
Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия — наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп, и обе группы претендуют на те же блага и территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.
При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:
· уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;
· искаженное восприятие информации друг о друге;
· выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;
· формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.
Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.
Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.