Социальная поддержка инвалидов в Финляндии
Подготовила: Марченко Маргарита
Законодательство Финляндии гарантирует каждому лицу, постоянно проживающему на территории страны, основные экономические, социальные, а также образовательные права. Обеспечивать соблюдение этих прав должны органы государственного управления. С точки зрения социальной политики, право на социальную защиту является одним из основополагающих прав гражданина. Социальная защита включает пенсию и другие виды гарантии получения дохода, а также социальное обеспечение.
Общим принципом законодательства в отношении социального обеспечения является равенство людей и то, что все они обладают равными правами па получение одних и тех же услуг, вне зависимости от их экономического и социального статуса.
На протяжении длительного времени проблема реабилитации и социальной поддержки людей с ограниченными возможностями остаются актуальными в государстве. Например, первая ассоциация для слепых и слабовидящих в Финляндии была основана в 1887 году, а ассоциация глухих – в 1905 году. После второй мировой войны в 1940 году была создана ассоциация инвалидов войны, которая работает до сих пор.
В 1960-х годах в связи с общим ростом благополучия в обществе, улучшились условия и для инвалидов, что регламентировано в большинстве законодательных актов в отношении лиц с ограниченными умственными и физическими возможностями.
В Финляндии обеспечение помощью и поддержкой государства граждан с умственными и физическими ограничениями, регламентировано в следующих законодательных актах:
· Закон о «Социальном страховании» (1956г.) осуществляет медицинское обслуживание, обучение и трудовую реабилитацию с целью предотвращения постоянной инвалидности или восстановления трудоспособности. Целью реабилитации в соответствии с Законом о «социальном страховании» является поддержка и повышение работоспособности, обеспечивающей или предотвращающей инвалидность.
· Закон о «Социальном благополучии» (1982 г.) является общим законом и охватывает социальные потребности благосостояния всех граждан, включая инвалидов. Большинство услуг для инвалидов осуществляется в соответствии с настоящим Законом. В соответствии с этим актом муниципалитеты несут ответственность за организацию следующих социальных услуг: социальная работа, руководство ребенка и семейное консультирование, оказание услуг на дому, а также мероприятий по поддержке доступа к занятости людей с ограниченными возможностями.
· Услуги и помощь людям с ограниченными возможностями Закон 1987 года. Целью закона является улучшение условий инвалида, чтобы он мог жить и действовать, как член общества равный с другими, а также улучшить возможности инвалидов для самостоятельных действий и влияния на планирование и реализацию услуг, предоставляемых обществом. В сентябре 2009 года закон был реформирован. Например, для людей с серьезной инвалидностью предоставлено право для самостоятельного определения услуг, в которых они нуждаются, и субъективное право на личную помощь.
В 1993 году Организация Объединенных Наций приняла Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. На основе этих правил Финляндия изложила свою программу политики в отношении инвалидов в 1995 году. Ее целью является содействие самостоятельной жизни, равных возможностей и участия в жизни общества лиц с инвалидностью. Эти цели достигаются за счет увеличения инициативности и самостоятельности инвалидов и устранения физических, поведенческих и коммуникационных барьеров на пути доступа. В контексте реформы законодательных актов, в Конституцию Финляндии были внесены поправки в 1995 году, которые предусматривают правовую поддержку людей с ограниченными физическими и умственными возможностями на “независимую”, самостоятельную жизнь. Конкретное содержание прав человека основывается на соблюдении интернациональных норм. В случае людей с ограниченными физическими и умственными возможностями, данные права включают множество факторов, таких как персональная свобода, физическая неприкосновенность, возможность принятия самостоятельных решений, касающихся собственной жизни, возможность заявлять о своих проблемах и требовать их разрешения.
В последние годы финская политика в отношении инвалидов предусматривает тесное взаимодействие государства, органов местного самоуправления (муниципалитетов) и неправительственных организаций. Существует Национальный совет по вопросам инвалидности, связанный с министерством социальных дел и здравоохранения, состоящий из восемнадцати членов. Национальный Совет по проблемам лиц с ограниченными умственными и физическими возможностями Финляндии улучшает общественную позицию данной категории лиц, борется с предупреждением на их счет и предпринимает шаги, чтобы сделать общество открытым для всех. Национальный Совет по проблемам людей с умственным и физическим недоразвитием оценивает предоставляемые инвалидам услуги, способствует выработке общих позиций по широкому кругу вопросов, касающихся различных сторон жизни лиц с умственными и физическими ограничениями, выполняет как представительские, так и информационные функции. Главный принцип деятельности Национального Совета по проблемам людей с ограниченными умственными и физическими возможностями основан на том, что лицо с умственным и физическим недоразвитием имеет право на образование, работу и жилье, самоконтроль его или ее жизни и контакты с другими. Примерно 220 муниципалитетов участвуют в деятельности Национального Совета по проблемам людей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Всего в Финляндии около 450 муниципалитетов. В условиях экономических трудностей в стране значение деятельности Национального Совета возрастает. В настоящее время в Финляндии более 80 организаций для людей с умственным и физическим недоразвитием, все они представлены в Национальном Совете по проблемам людей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Все более важной становится международная деятельность Совета. Национальный совет имеет контакты с ООН, Советом Европы, Европейским Сообществом, международными организациями для лиц с умственными и физическими ограничениями.
Консультативным советом по реабилитации является кооперативный орган Министерства. Консультативный совет состоит из восемнадцати членов, представляющих органы и учреждения в области реабилитации, организации инвалидов, муниципальные организации и центральные организации рынка труда. Задачами Консультативного совета является содействие реабилитации инвалида, контроль выполнения законодательства.
В Финляндии разработана обширная законодательная база, обеспечивающая организацию системы реабилитации инвалидов. На законодательном уровне закреплена интеграция реабилитационной деятельности в сферу социальной защиты населения, здравоохранения, занятости, социального страхования, образования, а также сформированы механизмы их сотрудничества и кооперирования.
Особое внимание в законодательстве Финляндии уделено профессиональной реабилитации инвалидов, которая представлена трехуровневой системой с интеграцией обучения, профессионального образования, переподготовки инвалидов, обучения на рабочем месте, а также профессиональной ориентации и обеспечению занятости, профессиональному развитию и оценке результатов реабилитации.
Вся служба социальной защиты финансируется в Финляндии из местных бюджетов.
Социальная работа в Финляндии заключается в осуществлении квалифицированными социальными служащими консультирования и расследования причин социальных проблем. Услуги могут предоставляться отдельному гражданину, семье или всему местному сообществу.
Среди услуг, предоставляемых инвалидам, к категории социальной защиты можно отнести транспортные услуги для возможности работать, учиться, отдыхать, участвовать в жизни общества. При необходимости эти лица обеспечиваются сопровождением. Поездки на работу и с работы, учебы могут составлять до 18 в месяц в своем муниципалитете или в его окрестностях. Передвижение осуществляется в основном на такси, причем оплата, как такси, так и общественного транспорта одинакова для лиц с ограниченными возможностями.
Муниципалитет предоставляет бесплатные услуги переводчика для глухих, слепых и людей с серьезными нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи. Услуги переводчика предоставляются на языке жестов или других форм связи с использованием новых технологий. Переводчики в основном работают на внештатной основе.
Оказание жилищно-коммунальных услуг позволяет инвалидам жить нормальной жизнью самостоятельно. Большое внимание уделяется тем людям, которые в силу заболевания нуждаются в регулярной помощи в повседневной жизни или на определенный срок. Институциональные услуги гарантируют постоянную заботу и участие на 24-часовой основе. Потребность в услугах меняется, и поэтому они планируются совместно жилищной службой и инвалидом, которому компенсируются затраты за арендную плату и другие расходы. Людям с ограниченными возможностями также возмещаются затраты на изменения в квартире и получение оборудования и устройств, необходимых в нем. Расходы, связанные с планированием изменения и устранение барьеров в окружающей среде, также охватываются. Оборудование и устройства, необходимые в доме включают фиксированные подъемники, устройства охранной сигнализации, лифты, фиксированное высокотехнологичное оборудование и индукционные петли. Если человек нуждается в бытовой технике, муниципалитет оплачивает половину расходов или поставляет оборудование бесплатно в распоряжении человека.
Муниципалитет может по своему усмотрению возместить инвалиду расходы на использовании личного помощника. Система персональной помощи была создана для того, чтобы инвалид мог вести независимый образ жизни. Личный помощник необходим для оказания помощи инвалидам в повседневной жизни дома, в работе, в организации досуга. Дети-инвалиды обеспечиваются помощником в школе и в детском саду, если это необходимо. Целью системы является снижение уровня зависимости инвалида, поэтому рекомендуется, чтобы близкий родственник не использовался в качестве личного помощника, хотя это может быть оправдано в некоторых случаях.