Исполнительная власть: понятие, принципы, место в системе разделения властей
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государственного управления, в которых задействованы не только органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но и не входящие в системы этих ветвей власти такие государственные органы, как банк, прокуратура и некоторые другие органы. Однако, несмотря на то что в соответствии с современными представлениями государственное управление понимается в широком смысле этого слова как совокупная деятельность всех ветвей власти, других государственных органов, реализация методов государственного управления занимает разный объем в работе органов законодательной, исполнительной власти, суда, прокуратуры, банка.
Законодательные органы занимаются в основном принятием управленческих решений в виде издания законов и других законодательных актов, в определенной степени — контролем за их исполнением. Деятельность по исполнению принятых решений составляет незначительный объем в работе органов законодательной власти. Аналогичная ситуация наблюдается в работе органов судебной власти и прокуратуры. Органы же исполнительной власти помимо принятия управленческих решений в виде издания большого количества административно-правовых актов осуществляют огромный объем полномочий, связанных с оказанием непосредственного управленческого воздействия на объекты управления, обеспечением выполнения установленных правил, претворением в жизнь требований законодательных и иных актов.
Проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов называется исполнением и определяет основное направление деятельности органов исполнительной власти, что и лежит в основе их названия. Однако чтобы обеспечить исполнение объектами управления требований нормативных актов, принятых управленческих решений, субъекты управления должны обладать необходимыми юридически властными полномочиями, иметь механизм их реализации, средства достижения данной цели. Использование необходимых юридически властных полномочий называется распорядительством, что также присуще работе органов исполнительной власти. Поэтому можно сказать, что органы исполнительной власти осуществляют деятельность исполнительного и распорядительного характера.
Управление, а государственное управление в особенности, требует постоянного и непосредственного руководства управляемой системой. Это означает, что субъекты государственного управления должны ежедневно, в ряде случаев просто в оперативном порядке, оказывать управленческое воздействие на огромное количество хозяйствующих, административно-политических, социально-культурных и иных объектов управления. Подобные полномочия, занимающие подавляющий объем во всей государственно-управленческой деятельности, могут осуществляться лишь органами исполнительной власти в силу их природы и системы организационного построения. Исполнительная власть обладает рядом присущих только ей черт. Например, - исполнительная власть, как и любая ветвь власти, характеризуется относительной самостоятельностью, однако тесно взаимодействуя при этом и с законодательной, и с судебной ветвями власти. Исполнительная власть, исполняя требования закона, реализуется в деятельности особых субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме специальными структурами — органами исполнительной власти. При этом в непосредственном ведении и распоряжении реализующих исполнительную власть субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти: Вооруженные Силы, органы безопасности, милиция, финансы, основные средства коммуникации и др.
Одной из главных особенностей организационного построения системы исполнительной власти является ее вертикальность (субординационность, иерархичность). Это означает, что нижестоящие органы в системе исполнительной власти по ряду вопросов подчинены вышестоящим органам, а выполнение распоряжений вышестоящих органов обязательно для нижестоящих. При этом нижестоящие органы для одних органов исполнительной власти одновременно являются вышестоящими для других органов исполнительной власти. Например, министерства Российской Федерации, будучи нижестоящими органами, подчинены Правительству РФ, в то же время министерства Российской Федерации являются вышестоящими органами для соответствующих министерств, комитетов и департаментов субъектов РФ.
Точно так же построены взаимоотношения должностных лиц органов исполнительной власти.
Нижестоящие должностные лица подчинены вышестоящим, а выполнение распоряжений вышестоящих должностных лиц обязательно для нижестоящих должностных лиц. При этом нижестоящие лица для одних должностных лиц одновременно являются вышестоящими для других должностных лиц.
Подобная организация системы исполнительных органов, не свойственная ни законодательным, ни судебным органам, позволяет в отличие от них решать многие сложные управленческие задачи.
Исполнительная власть претворяется через систему органов, действующих на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. На федеральном уровне исполнительную власть осуществляют Правительство РФ, министерства Российской Федерации (федеральные министерства), государственные комитеты Российской Федерации, федеральная комиссия России, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему своих органов исполнительной власти. В различных субъектах РФ имеются правительства, администрации и другие органы исполнительной власти.
Для более четкого понимания исполнительной власти назовем закрепленные в Конституции РФ основные принципы ее организации: принцип приоритета и обязанности защиты прав личности (ст. 2); принцип народовластия (ст. 3); принцип законности (ст. 4, 15); принцип разделения властей (ст. 10, 11); принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов (ст. 11, 78); принцип гласности (ст. 15) и др.
Тема 2 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА