Исполнительная власть: понятие, принципы, место в системе разделения властей

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ госу­дарственная власть в Российской Федерации осу­ществляется на основе разделения на законодатель­ную, исполнительную и судебную. Органы законо­дательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государствен­ного управления, в которых задействованы не толь­ко органы законодательной, исполнительной и су­дебной власти, но и не входящие в системы этих ветвей власти такие государственные органы, как банк, прокуратура и некоторые другие органы. Од­нако, несмотря на то что в соответствии с совре­менными представлениями государственное управ­ление понимается в широком смысле этого слова как совокупная деятельность всех ветвей власти, других государственных органов, реализация мето­дов государственного управления занимает разный объем в работе органов законодательной, исполни­тельной власти, суда, прокуратуры, банка.

Законодательные органы занимаются в основ­ном принятием управленческих решений в виде издания законов и других законодательных актов, в определенной степени — контролем за их испол­нением. Деятельность по исполнению принятых решений составляет незначительный объем в ра­боте органов законодательной власти. Аналогич­ная ситуация наблюдается в работе органов судеб­ной власти и прокуратуры. Органы же исполни­тельной власти помимо принятия управленческих решений в виде издания большого количества ад­министративно-правовых актов осуществляют огромный объем полномочий, связанных с ока­занием непосредственного управленческого воз­действия на объекты управления, обеспечением выполнения установленных правил, претворени­ем в жизнь требований законодательных и иных актов.

Проведение в жизнь законов и подзаконных нор­мативных актов называется исполнением и опреде­ляет основное направление деятельности органов исполнительной власти, что и лежит в основе их названия. Однако чтобы обеспечить исполнение объектами управления требований нормативных ак­тов, принятых управленческих решений, субъекты управления должны обладать необходимыми юриди­чески властными полномочиями, иметь механизм их реализации, средства достижения данной цели. Использование необходимых юридически властных полномочий называется распорядительством, что также присуще работе органов исполнительной вла­сти. Поэтому можно сказать, что органы исполни­тельной власти осуществляют деятельность исполни­тельного и распорядительного характера.

Управление, а государственное управление в особенности, требует постоянного и непосредствен­ного руководства управляемой системой. Это озна­чает, что субъекты государственного управления должны ежедневно, в ряде случаев просто в опе­ративном порядке, оказывать управленческое воз­действие на огромное количество хозяйствующих, административно-политических, социально-куль­турных и иных объектов управления. Подобные полномочия, занимающие подавляющий объем во всей государственно-управленческой деятельности, могут осуществляться лишь органами исполни­тельной власти в силу их природы и системы организационного построения. Исполнительная власть обладает рядом прису­щих только ей черт. Например, - исполнительная власть, как и любая ветвь власти, характеризует­ся относительной самостоятельностью, однако тес­но взаимодействуя при этом и с законодательной, и с судебной ветвями власти. Исполнительная власть, исполняя требования закона, реализуется в деятельности особых субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме специальны­ми структурами — органами исполнительной вла­сти. При этом в непосредственном ведении и рас­поряжении реализующих исполнительную власть субъектов находятся наиболее существенные атри­буты государственной власти: Вооруженные Силы, органы безопасности, милиция, финансы, основ­ные средства коммуникации и др.

Одной из главных особенностей организацион­ного построения системы исполнительной власти является ее вертикальность (субординационность, иерархичность). Это означает, что нижесто­ящие органы в системе исполнительной власти по ряду вопросов подчинены вышестоящим органам, а выполнение распоряжений вышестоящих орга­нов обязательно для нижестоящих. При этом ни­жестоящие органы для одних органов исполни­тельной власти одновременно являются вышесто­ящими для других органов исполнительной власти. Например, министерства Российской Федерации, будучи нижестоящими органами, подчинены Пра­вительству РФ, в то же время министерства Рос­сийской Федерации являются вышестоящими орга­нами для соответствующих министерств, комитетов и департаментов субъектов РФ.

Точно так же построены взаимоотношения должностных лиц органов исполнительной власти.

Нижестоящие должностные лица подчинены выше­стоящим, а выполнение распоряжений вышестоя­щих должностных лиц обязательно для нижестоя­щих должностных лиц. При этом нижестоящие лица для одних должностных лиц одновременно являются вышестоящими для других должност­ных лиц.

Подобная организация системы исполнитель­ных органов, не свойственная ни законодатель­ным, ни судебным органам, позволяет в отличие от них решать многие сложные управленческие задачи.

Исполнительная власть претворяется через си­стему органов, действующих на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. На федеральном уровне исполнительную власть осуществляют Правительство РФ, министерства Российской Федерации (федеральные министерства), госу­дарственные комитеты Российской Федерации, федеральная комиссия России, федеральные службы, российские агентства, федеральные над­зоры и иные федеральные органы исполнитель­ной власти. Субъекты РФ самостоятельно уста­навливают систему своих органов исполнитель­ной власти. В различных субъектах РФ имеются правительства, администрации и другие органы исполнительной власти.

Для более четкого понимания исполнительной власти назовем закрепленные в Конституции РФ основные принципы ее организации: принцип при­оритета и обязанности защиты прав личности (ст. 2); принцип народовластия (ст. 3); принцип законности (ст. 4, 15); принцип разделения влас­тей (ст. 10, 11); принцип разграничения полномо­чий федеральных и региональных органов (ст. 11, 78); принцип гласности (ст. 15) и др.

Тема 2 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА

Наши рекомендации