Теория разделения властей и механизм государства
Современная структура государственного механизма – разделение государственных органов на представительные, исполнительно-распорядительные и судебные – в немалой степени сложилась под влиянием «теории о разделении властей».
Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах. Реализация этого принципа во многом связана со стремлением буржуазии к получению власти в законодательной сфере и исключением опасного сосредоточения власти в одних руках. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов».
Суть теории разделения властей состоит в том, что органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы своих полномочий, установленных для него Конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Важно и то, что эти независимые ветви власти могут контролировать друг друга, но не вмешиваться. При этом они могут указывать на нарушение закона другим органом. Для теории разделения властей характерна система сдержек и противовесов.
В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.
Конституция РФ законодательно закрепила принцип разделения властей, выступающий системообразующим основанием механизма государства в РФ.
Реализация принципа разделения властей на уровне местного самоуправления повлекла бы нерациональные финансовые расходы. Разделение властей значительно усложняет систему управления, что не требуется на уровне местного самоуправления, т.к. данные органы должна работать в непосредственном контакте с населением и соответственно их структура должна быть максимально простой и доступной для понимания граждан.
Однако классический вариант разделения властей, созданный в 18 веке, на сегодняшний день претерпел существенные изменения. Некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к определённой ветви власти (например, Президент в смешанной республике). Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.
Механизм государства:
Ведущее место в системе разделения властей занимает законодательная ветвь власти – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. В различных государствах представительные органы именуются по-разному: в США - конгресс, в РФ - Федеральное Собрание, в Великобритании - парламент. Парламента могут быть однопалатными и двухпалатными, причём последние характерны для федеративных государств. Как правило, верхняя палата отражает интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачастую более длителен, чем нижней, её депутаты имеют более высокий возрастной ценз и обычно она формируется на основе косвенных выборов. Во многих странах досрочному роспуску подлежит только нижняя палата парламента. Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий.
Помимо исключительной законотворческой компетенции, только парламент вправе устанавливать налоги, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях.
Деятельность парламента освещается в СМИ. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (императивный мандат).
Исполнительная власть – это подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему органов, которые призваны осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная природа этой ветви означает, что именно эти органы являются непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах и актах вышестоящих органов. Распорядительная деятельность этих органов состоит в том, что они принимают практические меры по реализации указанных выше требований, организуют исполнение законов и распоряжений гражданами и общественными объединениями, а также нижестоящими органами исполнительной власти.
Исполнительная власть реализуется государством через Президента и Правительство, а также их органы на местах. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путём специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и, по общему правилу, его замены новым. Однако правительство, не уходя в отставку, может прибегнуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к ответственности за совершение преступного деяния.
Особое место в системе разделения властей занимает судебная ветвь власти, осуществляемая путём гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды. Суд не создаёт общих правил поведения, не занимается управлением, но осуществляет государственную власть в особой форме – в форме правосудия. Судебная власть находиться в непосредственном взаимодействии с другими ветвями: он применяет законы, другие НПА, принятые органами власти, а исполнительная власть реализует решения суда (тюремное содержание преступников).
Правосудие – это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавливающих задачи, принципы организации, структуру судов.
Принципы судоустройства:
· Осуществление правосудия только судом;
· Образование судов на началах выборности;
· Независимость суда и подчинение его только закону;
· Неприкосновенность судей и их несменяемость;
· Коллегиальность суда и др.;
В составе суда, как правило, взаимодействуют 2 коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают 2 типа судов: суд с участием присяжных заседателей (12, как правило) и суд шеффенов.
Смысл классического учения о разделении властей (в том виде, в каком оно было разработано Монтескье и поддержано Кантом) не следует сводить ни к выражению компромисса классово-политических сил, ни к разделению труда в сфере государственной власти, выражающей народный суверенитет, ни к механизму "сдержек и противовесов", сложившемуся в развитых государственно-правовых системах. Разделение властей - это, прежде всего правовая форма демократии.