Своеобразие педагогической профессии
Как мы уже отметили, учительская профессия– одна из самых древних в мире. Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность. Кроме того, профессия учителя при многообразии специальностей – начало начал всех профессий. Причем ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие.
Так как существует огромное множество профессий, то для удобства работы их можно классифицировать: Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. В основу классификации всегда должен быть положен тот или иной классификационный признак или признаки. Однако разные авторы за основу (признак) классификации могут брать и разные признаки (основания), поэтому и классификаций может быть несколько. С данным явлением вы встретитесь и в дальнейшем при изучении курсов теоретической и практической педагогики. Вернемся к рассмотрению наиболее известных классификаций профессий. Если за основу классификации взять предмет труда, то все профессии можно разделить на 5 типов. Предметом труда могут быть: техника, человек, природа, знаковая система, художественный образ.
По цели труда все профессии можно разделить на такие классы профессий как: познавательные (когда главное – узнать), преобразующие и изыскательные: П; Пр; И;
По орудиям труда профессии делят на отделы: ручные Р, машинные М, автоматизированные А, функциональные средства организма человека Ф;
По условиям труда выделяют следующие группы профессий: обычные бытовые условия б, условия открытого воздуха - о, необычные условия - н, повышенной моральной ответственности - м.
Запишем формулу профессии учителя с учетом приведенных классификаций – Ч Пр Ф м. Из нее следует, что профессия педагога имеет ряд специфических требований:
- По условиям работы педагогическая профессия требует повышенной ответственности за жизнь и здоровье детей.
- По степени квалификации требует высококвалифицированного труда и длительной подготовки.
- По критерию пригодности не требует абсолютной пригодности, но большую значимость имеет предрасположенность к педагогическому труду.
- Требует проявления высокого уровня активности и ответственности личности.
- Требует высокого уровня проявления удовлетворенности своей профессией (мотивы, которые побуждают работать в этой сфере).
Эта формула подтверждает мысль о том, что ни одна профессия не имеет такого важного общественного предназначения, и ни к одной из них не предъявляются такие высокие требования как профессия учителя.
Но, несмотря на высокие требования к учителю, это достаточно массовая профессия. О чем свидетельствует массовый характер учительской профессии? Очевидно, данный факт говорит о ее значимости для общества. Потребность общества в учителях не снижается; наоборот, в ряде регионов наблюдается недостаток педагогических кадров.
О значимости профессии учителя можно судить также по высказываниям мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей. Вот, например, древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Следовательно, профессия учителя древняя, массовая и значимая для общества. А что можно сказать о престижности нашей профессии?
Во-первых, это трудная, сложная профессия, она требует большого напряжения физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных сил; высокие требования к профессии со стороны общества, родителей, детей.
Во-вторых, никаких привилегий (особых прав, преимуществ) и пока что недостаточное материальное обеспечение (зарплата, жилье, условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья и т. д.).
В свое время Ян Амос Коменский(1592–1670 гг.) находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века обращался Я. А. Коменский к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его.
Таким образом, несмотря на ее недостаточную престижность, это уникальная (неповторимая, особенная) профессия.
Почему же мы с вами, несмотря на высокие требования к профессии и ее сравнительную непрестижность, выбираем ее? Что нас привлекает в профессии учителя?
Да, очевидно выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями (любовь к детям; стремление жить активно, в вечном движении; тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия) и пр.).
Нередко можно услышать вопрос: «Учитель – это профессия, призвание (склонность к тому или иному делу, профессии) или ремесло?».
Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение, служение детям, прежде всего...
Остановимся еще на одной особенности труда учителя – это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя. Обратимся к ролям-функциям учителя – это автор, творец урока, Классный руководитель, руководитель кружка, организатор работы с родителями и пр.; а также к схеме ролей учителя, которую предлагает психолог Владимир Леви.
Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.
Предлагается задание на дом: выяснить, как определяет специфику труда учителя известный педагог, гуманист В.А. Сухомлинский. Для этого будет нужно обратимся к статье В.А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя» (фрагмент книги «Сто советов учителю»).
1.3. Гуманистическая направленность профессии учителя.
Слово гуманизм произошло от латинской основы humanus, что означает «человеческий, человечный». Рассматривая понятие гуманизма, можно отметить его двуединство: во-первых, оно трактуется как общественное движение, направление общественной мысли; во-вторых, как мировоззренческий принцип, отражающийся в системе ценностных ориентаций, представлений, установок. Согласно гуманистическим идеалам, человек – высшая ценность бытия.
В эпоху Возрождения гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, как культурное движение в Западной Европе. Провозглашение человека главной ценностью способствовало поиску новых путей воспитания и образования. Педагогическая мысль разрабатывала способы физического и духовного развития детей, стремилась обеспечить разностороннее формирование личности.
Отношение к детству является одной из ценностных характеристик педагогической профессии. Оно проявляется в понимании человеком, избравшим профессию детского педагога, сущности и ценности детства, сущности отношений «взрослый-ребенок». «Деятельность педагога, способствующая не только обучению, но и развитию, есть гуманная деятельность».
Учитель в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессии деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих, духовных ценностей и культуры. Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества. От качества подготовки учителя и его личностных качеств зависит успех в образовании и воспитании подрастающего поколения. Учитель является представителем самой гуманной профессии и вооружен таким комплексом наук, которые составляют основу его профессиональной деятельности и которые с полным правом можно назвать «человековедение». Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка. А любой учебный предмет служит средством для достижения этих целей.
В современной образовательной ситуации технологизации образовательного процесса, повышенный интерес к технологиям обучения должны быть тесно связаны с неослабевающим вниманием к гуманитарной сущности педагогической деятельности, всегда ориентированной прежде всего на человека. Профессиональное бытие человека, педагогическая деятельность диалогичны по своей сути – они отражают неразрывную связь учителя и ученика.
Гуманистически ориентированный учитель обладает безусловным позитивным отношением к ученику, принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности, способствует становлению в каждом ребенке чувства собственного достоинства, стремится обеспечить условия для его полноценного развития.
Профессионально действующие учителя последовательны в своих установках, справедливы, уважают личность обучаемого.
Ш.А. Амонашвили, выступая перед студентами, предложил им усвоить такие заповеди:
«- Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога, - любите ребенка;
- очеловечивайте окружающую среду, делайте ее доброй, чуткой, отзывчивой, оптимистичной;
- проживите в ребенке свое детство».