Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
ЕАСТ является международной организацией регионального экономического сотрудничества. В настоящее время в нее входят четыре государства: Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн, Королевство Норвегия и Швейцарская Конфедерация. Штаб-квартира ЕАСТ расположена в г. Женеве (Швейцария), представительства организации открыты в г. Брюсселе (Бельгия) и Люксембурге.
Европейская ассоциация свободной торговли была создана в 1960 г. семью европейскими странами (Австрия, Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Португалия, Швейцария) с целью обеспечения свободной торговли между странами-членами. Впоследствии все государства-учредители, за исключением Норвегии и Швейцарии, вышли из Ассоциации по причине их вступления в ЕС. Окончательный текст Конвенции об учреждении ЕАСТ был подписан главами государств в г. Стокгольме (Швеция). Стокгольмская конвенция представляет собой рамочный международно-правовой документ, содержащий основные принципы и правила, которыми государства-участники руководствуются в своих международных торговых отношениях. Вместе с тем в положениях Конвенции дается достаточно детальная регламентация процесса снижения тарифных барьеров и устранения количественных ограничений во взаимной торговле. Уже с 1966 г. странами-членами была создана зона свободной торговли промышленными товарами без пошлин и ограничений. Торговля сельхозтоварами и продуктами рыбного промысла регулируется на основе особых соглашений.
Из всех Скандинавских государств только Финляндия и Исландия не принимали участия в процессе учреждения Организации. Однако эти государства изначально проявляли повышенный интерес к ней. Так, Финляндия подписала специальное Соглашение о сотрудничестве с ЕАСТ в 1961 г. Соглашение предусматривало включение Финляндии в зону свободной торговли и наделяло ее всеми правами и обязанностями, которыми обладали государства-участники ЕАСТ. К 1967 г. тарифные пошлины в Финляндии на товары из стран Ассоциации были снижены до нулевой отметки. Финляндия стала членом организации 1 января 1986 г., но, вступив в 1995 г. в ЕС, прекратила свое членство в ЕАСТ.
Поскольку в Исландии практически отсутствует промышленное производство, а экономика этого северного государства напрямую зависит от экспорта рыбы и морепродуктов, объективно Исландия не могла извлекать выгоды от участия в зоне свободной торговли промышленными товарами. Понимая это, государства-участники предоставили Исландии специальные условия доступа на свои рынки и учредили специализированный промышленный фонд для Исландии. Таким образом, в конце 60-х годов XX столетия Исландия стала полноправным членом ЕАСТ.
Основные положения Конвенции направлены на либерализацию торговых отношений государств-участников ЕАСТ. Конвенция предусматривает отмену таможенных пошлин и запрещает установление количественных ограничений при взаимном экспорте и импорте товаров. Однако Конвенция не регулирует должным образом отношения государств ЕАСТ в области торговли сельскохозяйственными товарами и продукцией рыбного промысла.
Конвенция предусматривает и определяет правовой статус органов.
Высшим органом является Совет, в котором каждое государство-участник имеет один голос. Совет собирается на свои сессии на уровне министров иностранных дел дважды в год. Он полномочен решать наиболее важные вопросы жизнедеятельности организации, в том числе вопросы, связанные с приемом новых членов, внесением поправок в текст Конвенции и т.д. Решения принимаются на основе консенсуса по общему правилу. Однако в определенных случаях решения могут приниматься большинством голосов.
Для выполнения определенных задач в рамках организации действуют постоянные комитеты. Постоянные комитеты призваны проводить анализы и экспертизы по различным аспектам и представлять на рассмотрение Совета подготовленные доклады и обзоры торговой политики ЕАСТ.
Секретариат осуществляет административное руководство организацией. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который имеет своих заместителей. Штаб-квартира организации расположена в г. Женеве (Швейцария).
Контрольный орган контролирует выполнение государствами-участниками ЕАСТ взятых на себя обязательств.
В рамках организации действует Суд ЕАСТ, который разрешает возникающие между государствами споры по поводу применения или толкования правил ЕАСТ, а также принимает рекомендательные решения по жалобам государств-участников ЕАСТ на решения Контрольного органа.
В декабре 1969 г. шесть государств ЕС на встрече на высшем уровне в г. Гааге (Нидерланды) приняли решение о необходимости начала переговорного процесса с отдельными государствами-участниками ЕАСТ на двусторонней основе. Переговоры заложили юридическую базу для расширения ЕС в форме соглашений о свободной торговле. Кульминацией данного процесса явилось подписание пяти соглашений о свободной торговле между Сообществами, с одной стороны, и Австрией, Исландией, Португалией, Швецией и Швейцарией - с другой, в г. Брюсселе (Бельгия) в июне 1972 г. В 1973 г. подобные соглашения были подписаны с Норвегией и Финляндией.
В целом соглашения о свободной торговле предусматривали существенное снижение таможенных пошлин на импорт. Начиная с 1977 г., когда подавляющее большинство соглашений было ратифицировано и вступило в действие, для 18 государств Европы сложилась зона свободной беспошлинной торговли для промышленных товаров.
Соглашения о свободной торговле между ЕС и государствами-участниками ЕАСТ заложили прочный фундамент всеобъемлющей экономической интеграции и большего сближения экономик стран Европейского региона. Стремление европейских государств к тесному экономическому сотрудничеству еще раз нашло подтверждение в Люксембургской декларации, подписанной ЕС и государствами-участниками ЕАСТ в 1984 г. Положения Декларации закрепили политическую волю государств, ее подписавших, создать единое экономическое пространство в Европе. В этих целях в 1989 г. торговые барьеры в отношениях между этими государствами были практически полностью устранены. В 1992 г. в г. Порто (Португалия) было подписано Соглашение о европейском экономическом пространстве (ЕЭП), в котором предусматривалась либерализация трансграничного движения не только товаров, но и услуг, капитала и лиц, а также проведение единой экономической политики государств ЕС и ЕАСТ. Однако Соглашение не затронуло торговлю сельскохозяйственной продукцией и продукцией рыбного промысла. Оно вступило в силу в 1994 г. для государств ЕС и ЕАСТ. Швейцария не ратифицировала Соглашение и получила статус наблюдателя в ЕЭП, а Лихтенштейн стал равноправным членом ЕЭП 1 мая 1995 г. Соглашение о ЕЭП сблизило европейские государства, создав общее экономическое пространство для 18 европейских государств. Однако оно не затрагивает вопросов таможенного и валютного союзов, поэтому соответствующую политику ЕС и государства ЕАСТ проводят самостоятельно по отношению к третьим государствам. Следует отметить, что ст. 128 Соглашения о ЕЭП предусматривает, что любое государство, принимаемое в члены ЕС, вправе заявить о присоединении к ЕЭП\ 1 мая 2004 г. к ЕС присоединились 10 новых государств-членов.
Структура ЕЭП включает следующие органы: Совет ЕЭП, Объединенный комитет, Объединенный парламентский комитет и Консультативный комитет.
Совет ЕЭП является высшим политическим органом, представляющим интересы всех участников Соглашения. На свои сессии Совет собирается, как правило, дважды в год. Министры иностранных дел представляют свое государство в Совете.
Объединенный комитет - рабочий орган управления, отвечающий за осуществление текущей деятельности, который, в том числе, гармонизирует нормативно-правовую базу законодательства ЕС и государств ЕАСТ.
Объединенный парламентский комитет состоит из депутатов национальных законодательных органов государств ЕАСТ, участников Евро-парламента. Комитет обсуждает наиболее важные вопросы развития ЕЭП, а также выслушивает доклады председателя Совета и представителей других государств ЕЭП с отчетами о проделанной работе.
Консультативный комитет состоит из представителей Консультативного комитета ЕАСТ и представителей Экономического и социального комитета ЕС в равном соотношении. Комитет призван проводить работу по упрочению взаимоотношений между государствами ЕЭП в духе партнерства и взаимодействия. Результаты работы оформляются в виде докладов и резолюций.
Европейская ассоциация свободной торговли ведет интенсивную работу, направленную на либерализацию торгового режима также и со странами, не являющимися членами ЕС. В сфере интересов находятся прежде всего государства Центральной и Восточной Европы. Этот процесс расширяет рамки так называемой зоны свободной торговли, а также помогает европейским государствам с переходной экономикой извлекать преимущества торговых правил Европейского Союза посредством расширения европейского экономического пространства.
Соглашения о свободной торговле были подписаны с Чехословакией в 1992 г., Венгрией, Польшей, Болгарией и Румынией в 1993 г. В 1996-1997 гг. вступили в силу соответствующие соглашения с Эстонией, Латвией и Литвой.
В рамках общих европейских усилий по установлению мира и стабильности на Балканах в течение 90-х годов XX века ЕАСТ подписала совместные двусторонние декларации о сотрудничестве с Албанией, Македонией, Хорватией и Югославией. Декларации послужили прочным фундаментом для оказания технической помощи, направленной на развитие рыночных основ экономики этих государств. Переговоры с Македонией привели к подписанию в 2000 г. Соглашения о свободной торговле.
На постсоветском пространстве ЕАСТ установила контакты с Украиной, с которой была подписана двусторонняя Декларация о сотрудничестве в 2000 г.