Понятие глобальных проблем
Сегодня в распоряжении человечества находятся такие силы, с помощью которых оно изменяет саму планету. В результате их воздействия и родились так называемые «глобальные проблемы», которые ставят под угрозу как само существование человечества, так и условия его бытия (природу). Адекватное осознание этих проблем способствует возникновению «нового мышления», которое приобретает глобальный характер и которое состоит в том, чтобы измерять все действия интересами человечества, а не интересами отдельной нации или любой группы людей.
Итак, какие проблемы мы можем назвать глобальными. Это проблемы, которые существуют или возникают в одной стране, но последствия их таковы, что затрагивают все человечество. Например, катастрофа в Чернобыле. Или это одинаковые проблемы в большинстве стран, например, демографические или истощения природных ресурсов. И, наконец, по характеру это такие проблемы, которые могут привести к последствиям, губительным как для человечества в целом, так и для среды его обитания.
Что можно считать такими проблемами? К ним относят: возможность глобального военного конфликта с применением оружия массового поражения; возможность экологического кризиса, бедственное положение населения экономически слабых стран мира или проблема богатого Севера и бедного Юга, достижение приемлемых темпов роста населения (демографическая проблема), проблема истощения природных ресурсов планеты, борьба против распространения наиболее опасных болезней. В эту группу иногда включают другие проблемы, близкие по значению к перечисленным, такие как борьба против наркомании и наркобизнеса, а также против международного терроризма, прекращение региональных военных конфликтов и гражданских войн, ликвидация массовой неграмотности и т.д.
Степень остроты этих проблем настолько высока, что есть все основания говорить о подлинном кризисе, который в наше время переживает всё человечество. В последние десятилетия ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели и другие заинтересованные люди разных стран пытались объединить усилия в поисках путей выхода из кризиса, обусловленного обострением глобальных проблем современности. Это находит выражение в создании и деятельности авторитетных правительственных и неправительственных международных организаций (Римский клуб, ЮНЕСКО и др.), проведении разного рода международных совещаний и конференций, заключении многосторонних межгосударственных соглашений, непосредственно касающихся глобальных проблем.
Международная практика, однако, показывает, что бороться просто за охрану окружающей среды или прекращение гонки вооружений явно недостаточно. Решение глобальных проблем требует выявления и преодоления самих причин их возникновения. Каковы же они?
1. Прежде всего, отметим, что исток возможных проблем, особенно экологических, лежит в самой специфике человеческого бытия, а именно в преобразовательном отношении к миру. Конечно, это не причина существования самих сегодняшних проблем, но условие, которое создает возможность их возникновения, если не отнестись к нему серьезно.
2. Условие, которое усиливает возможность глобальных проблем – это способ существования индустриальной цивилизации. Традиционные, аграрные общества в силу низких технологий и боязни новизны существовали как локальные объединения и в относительном равновесии с природой. Поэтому кризисы и катастрофы, которые их сотрясали, не могли сказаться на других регионах. Индустриальное общество резко нарушает это положение дел. Ведь суть его существования – активное и превращенное в ценность преобразовательное отношение к миру.
3. Чертой, которую смело можно считать определяющей причиной сегодняшних глобальных проблем, является рыночная экономика с ее установками. Ее развитие с необходимостью сопровождается интенсивным ростом потребления невосполнимых природных ресурсов. Дело в том, что рыночная экономика ориентирована на безграничный рост потребностей, а это заставляет существующую экономическую систему производить на пределе возможностей, что усиливает давление на природу.
Рыночный характер экономики, а именно стремление к сбыту производимой продукции для получения прибыли, заставляет индустриальные цивилизации распространять свое влияние по всему миру в поисках потенциальных потребителей, производителей, ресурсов. Логика рынка заставляет их повсюду разрушать традиционный уклад, вызывая соответствующую реакцию. Но разрушение традиционного образа жизни не сопровождается автоматическим переходом к индустриальному способу существования. Ведь для этого необходимо полностью изменить мировоззрение и принципы жизни, складывавшиеся тысячелетиями.
4. Наконец, важной причиной возникновения глобальных проблем является господствующее мировоззрение индустриальной цивилизации. Оно строится на принципе бесконечного прогресса. Суть этой идеи состоит в убеждении, что современные индустриальные общества воплощают наиболее передовой уровень развития человечества. Это дает им право пренебрежительно относиться как к природе, которую они рассматривают как объект для покорения, так и к другим культурам, которые они считают примитивными, отсталыми. Вот почему индустриальные цивилизации считают правомерным навязывать свой способ жизни всем остальным народам и культурам.
Анализ причин возникновения глобальных проблем указывает и на возможные пути их преодоления.
1. Отказ от природопотребляющих технологий и повсеместное внедрение ресурсосберегающих производственных процессов. Природа долгое время рассматривалась как неисчерпаемый поставщик готовых благ, которые следовало лишь распределить. Теперь встает задача сбережения и искусственного создания этих благ
2. Отказ от искусственного стимулирования потребления и производства на пределе возможностей, столь характерного для индустриального общества. Исследователи считают, что у современного человека много по существу ненужных потребностей (примеров таких потребностей предостаточно, вы с легкостью сможете сами их привести). Вот от них-то и необходимо отказаться. Вместо привычного установки на «уровень жизни» (количество потребляемых жизненных благ) они предлагают ориентироваться на «качество жизни», а именно на чистоту воздуха, воды, пищевых продуктов, общее состояние окружающей природной среды. Вот эти блага и следует не просто беречь, а создавать.
3. Установление в мире нового социально-политического порядка. В последнее столетие геополитическая ситуация в мире представляла собой динамическое равновесие, основанное на противоборстве разных сил. Его можно было обозначить как противостояние «Восток-Запад». Авангардом «Востока» в этом противостоянии была система советского социализма. Оно сформировало и способ международных отношений, который строился и продолжает строиться на принципе создания и борьбы центров сил. Эти центры сил в лице США и Советского Союза, обладая наибольшей мощью, вступали в борьбу друг с другом и вынуждали тем самым остальные общества присоединяться либо к одному, либо к другому лагерю. Падение Советского Союза привело к краху одного из противоборствующих лагерей, но сохранило сам принцип деления мира на «центр» и «периферию».
Однако в то же время все больше о себе заявляет противостояние типа «Север-Юг». Индустриальная цивилизация («Север») продолжает экспансию, расширение сферы своего влияния на планете. Однако большая группа стран, стремящихся к самостоятельности («Юг»), активно отвергает ценности индустриальной цивилизации и предлагаемые ей способы решения проблем.
Тенденции современного развития позволяют сформулировать очень важный вывод. Если кризис, обусловленный глобальными проблемами, разрешим только совместными усилиями всех народов, то в интересах его преодоления необходимо не только ликвидировать остатки противостояния «Восток-Запад», но и найти пути к взаимопониманию между Севером и Югом. Это и означало бы установление нового социально-политического порядка в мире, который строился бы не на конфликте и борьбе цивилизаций или на доминировании одной цивилизации над другими, а на сотрудничестве равноправных партнеров.
4. Мировоззренческая революция или фундаментальное изменение ценностных ориентаций и понимания своего места в мире. Ведь природа долгое время воспринималась как неисчерпаемый источник благ. В мировоззрении индустриальных культур в 18-19 вв. сформировалась и окрепла идея, что существование человечества предполагает борьбу с природой и ее покорение. Покоренность природы стала рассматриваться как показатель прогресса. Кроме того, индустриальная цивилизация успех в соперничестве с другими людьми в целом стала возводить в ранг абсолютной ценности.
В противоположность этому в наше время в религиях, философии набирает популярность идея солидарности людей на основе общих духовных ценностей. Суть их состоит в реализации принципа диалога, который предполагает сохранение и признание ценности уникальности каждой культурной формы, а также ее развитие и обогащение благодаря контакту с другими такими же уникальными и неповторимыми культурными формами. То же самое касается отношений человечества с природой.