Понятие, предмет и метод трудового права

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
   
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА…………………………………………………………………………
   
ГЛАВА 2 СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО РОЛЬ И ФУНКЦИИ………………..……………………………...
   
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ОТРАСЛИ И СИСТЕМА НАУКИ ТРУДОВОГО ПРАВА…………………………………………………….
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
   
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
       
         

ВВЕДЕНИЕ

Трудовое право в правовой системе Республики Беларусь является одной из важных областей.

Общественная жизнь разнообразна и имеет разные формы проявлений, одной из которых является трудовая деятельность граждан. Последняя выступает способом проявления материальных потребностей, которые обеспечивают жизнедеятельность, а значит, существование человека. Удовлетворение материальных потребностей обеспечивается в процессе их производства, которые возникают вместе с существованием человека и достигают развития от самых простых инструментов труда до самых современных конструкций и технологий.

Трудовое право — самостоятельная отрасль права, регулирующая порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений работников и нанимателей, определяет порядок коллективного труда работников, а также степень охраны труда и порядок решение трудовых споров.

Также данная отрасль права регулирует и другие взаимоотношения, которые возникают из трудовых отношений, или тесно связанных с ними отношений и устанавливают права и обязанности на предприятиях, организациях различных форм собственности и ответственность в случае их нарушений. Нужно, обязательно запомнить, что нормы трудового законодательства регулируют не технологические действия, а социальную связь субъектов правоотношений, то есть общественные отношения, какие появляются по причине реализации и применения способностей к труду. То есть индивидуальный труд ученого, писателя и так далее не будет регулироваться нормами трудового законодательства, так как происходят вне общественных отношений.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем что, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь повышение благосостояния людей является приоритетной целью государства, а обеспечение правовых гарантий реализации конституционного права на труд выступает незаменимым инструментом в достижении этой цели.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, сложившиеся в сфере трудовых отношений.

Предметом исследования курсовой работы являются нормативно-правовые акты, которые отражают и регулируют понятие, предмет, метод и систему трудового права по законодательству Республики Беларусь.

Методами исследования выступают общенаучные и частнонаучные методы, прежде всего анализ, синтез, дедукция, описательный метод и метод обобщения.

Цель данной работы заключается во всестороннем рассмотрении и изучении понятия, предмета, метода трудового права, а также сферу деятельности, его роль и функции.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

· описать понятие, предмет и метод трудового права;

· изучить сферу деятельности трудового права, его роль и функции;

· рассмотреть систему отрасли и систему науки трудового права.

При написании курсовой работы изучен ряд литературных источников под редакцией таких авторов как, Т.Н. Важенков, А.Г. Калпин, Р.Р. Томкович, В.А. Круглов и других, которые послужили ориентиром для полного рассмотрения понятия и значения трудового права в Республике Беларусь.

Нормативно-правовая база включает в себя Трудовой кодекс от 26 июля 1999 г., который послужил ориентиром для полного рассмотрения трудового права Республики Беларусь.

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА

Трудовое право как отрасль белорусского права имеют свою специфическую сферу регулирования – сферу общественного труда. Являясь источником общественного богатства, труд определяет прогресс общества. Поэтому трудовое право занимает одно из ведущих мест среди отраслей современного белорусского права.

Люди, чтобы жить, обязаны строить жилье, обрабатывать землю, заниматься животноводством, строить дороги, заводы, фабрики, средства связи и т.д. Из этого видно, что материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность человека, которая развивает и преобразует самого человека. Научно-технический прогресс любого общества, все цивилизации - результат огромного труда многих поколений.

Труд есть целенаправленная деятельность людей или одного человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения всех материальных и духовных благ, которые носят названия продуктов труда или продуктов производства.

Различают простой и сложный труд, самостоятельный и наемный, ин­дивидуальный и коллективный. Когда человек занимается индивидуальной трудовой деятельностью, сбором грибов и ягод, работает на своем дачном участке, убирает квартиру, готовит пищу для семьи – такой труд осуществля­ется вне общественных форм его организации. Когда человек работает в уч­реждении, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка, коллек­тивно участвует в создании материальных и духовных благ – такой труд осу­ществляется в соответствующих формах общественной организации труда.

Общественная организация труда - это существующая в данном государстве связь между людьми в процессе совместного труда, включающая их отношения к формам собственности и к средствам производства, и к продукту труда. Поэтому связи людей по участию в общественной организации труда являются предметом правового регулирования [1, c. 69].

Трудовое право Республики Беларусь как отрасль права имеет дело с отношениями по труду. Однако не все связанные с трудом общественные отношения урегулированы нормами трудового права. Простой труд вне форм общественной организации труда не требует правового регулирования. Од­нако совместный труд, осуществляемый в соответствующей форме обще­ственной организации труда, требует его организации, управления.

Труд работников на основе трудового договора (контракта) регули­руется нормами трудового права. Этот труд тесно связан и зависит от по­литической и экономической основы нашего государства, которой опреде­ляются и отношения работников с нанимателями по труду на производстве. Такие отношения называются трудовыми.

Трудовое право и призвано урегулировать социальные связи по орга­низации и применению труда.

Основными источниками трудового права являются Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК), другие законодательные и подзаконные нормативные акты.

Трудовому право присущи следующие характерные черты:

· самостоятельная отрасль права, так как обладает своими специфическими предметом и методом правового регулирования;

· является одной из важнейших отраслей права, регулирующей трудовые отношения наемных работников, в которые вступает большинство населения республики. Нормы трудового права непосредственно затрагивают жизненно важные права и интересы значительной части граждан;

· одна из сложнейших отраслей права. Трудовая деятельность наемных работников является очень многообразной, что связано с различиями в производственных условиях, наличием большого числа профессий, специальность, должностей. Все это обусловливает существование обширного законодательства в данной сфере общественных отношений, в том числе отраслевого и локального, действующего в масштабах соответственно отдельных отраслей и отдельных организаций (нанимателей);

· широкая сфера действия, т.е. нормы трудового права применяются в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор (в организациях, обществах, товариществах, кооперативах независимо от наименования и форм собственности (их объединениях и обособленных подразделениях); у предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица; граждан, которым законодательством предоставлено право заключения трудового договора с работниками);

· очень динамичная отрасль права, ее нормы постоянно изменяются и дополняются, поскольку непрерывно изменяются общественные отношения, ею регулируемые [2, c. 112].

Также оно регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют предмет трудового права.

Трудовые отношения обладают рядом характерных, специфических признаков, которые позволяют отличить их от иных отношений, возникающих в связи с осуществлением трудовой деятельности человека. Во-первых, работник, заключивший договор, зачисляется в штат предприятия, включается в систему организации труда и обязан подчиняться правила внутреннего трудового распорядка, требованиям иных документов, выполнять распоряжения нанимателя. Во-вторых, работник обязан осуществлять обусловленную договором работу сам лично, своим собственным трудом. В-третьих, осуществление работы носит возмездный характер, реализуемый путем выплаты нанимателем установленного размера заработной платы. В-четвертых, отношения характеризуются длящейся во времени трудовой функцией, не завершающейся выполнением определенной производственной операции, задания или изготовления конечной продукции.

Таким образом, трудовые отношения представляют собой волевые общественные отношения, связанные с реализацией индивидами своих способностей к труду. Они складываются между собственниками средств производства (нанимателями), с одной стороны, и трудящимися (наемными работниками) – с другой.

Содержание трудовых отношений является организацией труда по осуществлению в интересах нанимателя наемными работниками за заработную плату определенной трудовой функции с условием включения их в списочный состав предприятия, учреждения, организации и подчинения установленную там внутреннему трудовому распорядку.

Объектом же трудовых отношений является сам труд, различные аспекты его применения, способность осуществлять определенный вид трудовой деятельности.

Сфера действия трудового права не ограничивается регулированием отношений, основанных на трудовом договоре. Эти отношения являются ядром более широкого комплекса социальных отношений, которые теснейшим образом связаны с собственно трудовыми и не могут быть от них оторваны, поскольку обеспечивают различные аспекты заключения и реализации трудового договора [3, c. 87].

В ст. 4 ТК содержится перечень таких групп отношений. К ним относятся, связанные:

· с профессиональной подготовкой работников на производстве;

· с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;

· с ведением коллективных переговоров;

· со взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями;

· с обеспечением занятости;

· с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде;

· с государственным социальным страхованием;

· с рассмотрением трудовых спросов [4].

Ограничение трудового права от других отраслей проявляется в аспектах, приведенных ниже.

Предметом гражданского права и гражданско-правового договора является овеществленный труд или продукт труда, в отличие от трудовых отношений, где его предмет этой живой труд.

Для административного и трудового права общим является элемент управления. Трудовая правосубъектность организации определяется нормами трудового и административного права, также в трудовых отношениях некоторых категорий руководителей существуют особые, связанные с исполнением элементы административно-правового регулирования.

Основным отличием административного права от трудового является регулирование по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, где государственно-управленческая деятельность носит универсальный характер, а субъекты административно-правовых отношений находятся в соподчиненном положении. Трудовое право регулирует организационно-управленческие отношения, основанные на действиях равноправных субъектов, строящиеся на договорных началах. В трудовом праве управленческие формы не выходят за пределы управления процессом труда внутри организации.

Если предмет трудового права определяет круг общественных отношений, которые регулирует указанная отрасль, то метод трудового права определяет, каким образом осуществляется это регулирование.

Под методом трудового права понимаются способы воздействия норм данной отросли права на поведение субъектов, регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Трудовой договор используется как юридическое средство реализации взаимных интересов трудящихся и нанимателей в демократическом обществе. Используя метод договорного установления трудовых правоотношений, законодатель одновременно избегает императивных предписаний в регулировании движения рабочей силы. Как известно, ранее этот метод использовался достаточно широко, в частности, при распределении молодых специалистов и рабочих. Теперь же в целях привлечения и закрепления необходимых кадров в соответствующих местностях и сферах применения труда используется метод стимулирования путем дифференциации заработной платы, установления доплат и надбавок к заработку, дополнительных отпусков, права на прибыль предприятия и т.п [5, c. 99].

Наиболее распространенным способом правового регулирования в сфере трудовых правоотношений является дозволение. В дозволительных нормах закрепляется право субъектов по собственному усмотрению регулировать достаточно широкий круг отношений. Например, по соглашению сторон может определяться срок трудового договора, устанавливать сокращенный рабочий день и т.д.

Кроме дозволения в трудовом праве используется и способ установления запретов. Например, запрещается дискриминация при приеме на работу и в трудовых отношениях, применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни. Нормы, содержащие запреты, не могут быть изменены участниками общественных отношений.

В современных условиях управления трудом осуществляется преимущественно при помощи дозволения, стимулирования, поощрения. Вместе с тем трудовое право располагает достаточно широким набором юридических средств, которые могут быть применению к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. В нормах трудового права предусматриваются санкции, присуще только данной отрасли права, и которые используются лишь в ее пределах. В первую очередь, к ним относятся меры дисциплинарной ответственности, применяемые за нарушение трудовой дисциплины [3, c. 143].

Государственное регулирование трудовых отношений осуществляется с помощью нормативных правовых актов, применяемых представитель­ными и исполнительными органами государственной власти. Такими нор­мативными актами являются законы, декреты и указы Президента Рес­публики Беларусь, а также подзаконные акты, принимаемые правитель­ством, министерствами и госкомитетами, а также местными органами власти и управления в республике.

Смешанное регулирование трудовых отношений осуществляется на основе нормативных правовых актов органов, сформировавшихся из пред­ставителей государственной и негосударственной системы государственного и отраслевого управления. Примером такого решения воздействия государственных и негосударственных органов на трудовые отношения может служить согласование с соответствующим профсоюзным органом приказа министра высшего и среднего образования Республики Беларусь о порядке избрания на должность преподавателей вузов с последующим оформлением контракта на срок, определенный ректорами вузов.

Негосударственное регулирование трудовых отношений осуществ­ляется многими локальными нормативными актами, которые принимаются в организациях и учреждениях различных форм собственности. Примером негосударственного регулирования указанных отношений может служить решение квалификационных и аттестационных комиссий, содержащее предложения нанимателю начать переговоры по заключению коллективного договора с работниками, являющимися членами различных профсоюзов.

Метод правового регулирования трудовых отношений - явление пра­вовое, оно сложное, объединяющее несколько составляющих его элементов. Как правило, в качестве таких элементов выступают соответствующие способы воздействия государства как прямо, так и косвенно на трудовые процессуальные отношения с целью их соответствия идеологии государства. В числе таких способов следует указать императивный, диспозитивный и санкционированный. При этом государство дополняет эти способы такими приемами, как дозволение, предписание, запреты и рекомендации.

Таким образом, специфику метода правового регулирования трудового материального и трудового процессуального права следует искать не на уровне самих этих отраслей, а на уровне всей системы права Республики Беларусь, состоящей из отраслей права, правовых институтов и правовых норм.

Императивный способ воздействия на общественные отношения, уре­гулированные нормами трудового права, заключается в том, что государство регулирует отдельные виды этих отношений прямо через соответствующие нормы. Это сроки обращения в Комиссию по трудовым спорам (далее – КТС) с иском о восстановлении нарушенного права, сроки и порядок рассмотрения заявлений работников в КТС, сроки и порядок составления и выдачи решения по спору, принятого в КТС, сроки и порядок обжалования решений КТС работниками и нанимателями в суд, сроки и порядок разрешения трудового спора в суде.

Трудовые процессуально-процедурные нормы, принятые государством, регулируют порядок разрешения коллективных трудовых споров в примирительных комиссиях, в трудовом арбитраже, участие посредника, а также порядок и сроки проведения забастовочных процедур [2, c. 187].

Диспозитивный способ воздействия на трудовые отношения состоит в том, что государство позволяет участникам этих отношений выбирать любую модель поведения. Это касается прежде всего регулирования процессуальных и процедурных форм партнерства и сотрудничества в сфере трудовых отношений, в сфере локального нормотворчества в учреждениях, а также в сфере систем процедур обеспечения реализации прав и обязанности субъектов трудовых отношений, а также систем процедур, обеспечивающих защиту прав и связанных с ними обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядок рассмотрения жалоб и заявлений работниками и рассмотрения трудовых споров вышестоящими и иными неспециализированными органами вне учреждения.

Реже в трудовом праве при регулировании трудовых правоотношений применяется санкционированный способ.

При регулировании трудовых отношений используется и такой прием, как предписание. Так, при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров государство предписывает работникам при возникновении у них разногласий с нанимателем обращаться в комиссию по трудовым спорам, а после этого в районные (городские) суды. При возникновении коллективных трудовых споров и конфликтов государство предписывает необходимость первоначального разрешения этих споров и конфликтов в примирительных комиссиях, которые создаются по соглашению между трудовым коллективом и работодателем. Также государство в соответствии с императивными нормами предписывает нанимателю обязанность обеспечить работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда, специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также ввести для них диетическое питание, молоко, предусмотреть душевые кабины и комнаты гигиены для женщин [5, c. 104].

Трудовые материальные нормы запрещают нанимателям необосно­ванно отказывать в приеме на работу женщин по мотивам беременности, лицам по мотивам их национальности, пола и расы, а также в приеме заявлений в комиссию по трудовым спорам, в суды для разрешения гражданских трудовых дел. В трудовом праве имеются и такие нормы, в которых содержатся соответствующие рекомендации нанимателю по установлению систем заработной платы, а также форм выплат гарантийных и компенсационных сумм. При регулировании трудовых отношений применяется договорный метод регулирования указанной сферы общественных отношений. В последнее время, при интенсивном переходе хозяйствования к рыночным отношениям, этот метод широко распространился. В качестве регуляторов такого регулирования выступают как прямые договора нанимателя с работником, включая и трудовые контракты, так и соглашения по трудовым и социальным вопросам. Так, в частности, при заключении генерального соглашения между правительством республики, профсоюзами и союзом нанимателей достигаются соглашения по многим социально-правовым и трудовым отношениям, по увеличению числа рабочих мест в республике, увеличению числа социальных гарантий в сфере заработной платы от повышения минимального ее размера до индексации в связи с инфляцией. При заключении тарифного соглашения между отраслевыми министерствами и отраслевыми профсоюзами и союзом работодателей данной отрасли подробно определяются повышение тарифных ставок и должностных окладов работников данной отрасли, увеличение гарантийных и компенсационных выплат в установленных трудовым законодательством случаях, увеличение числа рабочих мест в данной отрасли. Также при заключении местного соглашения между областной исполнительной властью, представителями союза нанимателей данной области достигаются соглашения по различным социально-трудовым вопросам, а также расширение возможностей для служб занятости в предоставлении нуждающимся работникам рабочих мест, включая переобучение работников новым профессиям, в связи с потребностями рынка рабочих мест.

При заключении трудовых договоров и трудовых контрактов у них могут предусматриваться и дополнительные условия, включая выплату гарантийных и компенсационных сумм при переводе на работу в другую местность, предоставление мест в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, предоставление жилья или места в общежитии и другие, носящие факультативный характер [6, c. 251].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что только для отрасли трудового права присуща также и материальная ответственность, которая может применяться по отношению к субъектам трудового правоотношения в случаях причинения ими ущерба другой стороне.

ГЛАВА 2

Наши рекомендации