Образование древнерусского государства. Первые киевские князья
Древнерусское государство образовалось в результате распада родоплеменных связей и развития нового способа производства. Оно складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения. В IX в. сформировались два основных центра государственности у восточных славян. Ими явились крупные, хорошо укрепленные населенные пункты (города) - Киев и Новгород. Они находились на важном торговом пути «из варяг в греки», т.е. из Скандинавии в Византию по Днепру, морям и рекам Восточной Европы. Новгород стал центром объединения славянских и финно-угорских племен. Все они платили дань варягам (норманнам) – выходцам из Скандинавии. Из летописей известно, что варяги, которых часто называли «русью», совершали нападения на европейские народы, в том числе на восточных славян и их соседей.
В 859 г. новгородцы прогнали варягов, но между различными родами началась междоусобица. В 862 г. представители славянских племен решили пригласить на княжение варяга Рюрика с дружиной. Рюрик стал княжить в Новгороде, а его братья Трувор – в Изборске, а Синеус – на Белоозере. Согласно летописи, два дружинника Рюрика Аскольд и Дир отправились в Киев и стали там княжить. После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь. Фактически власть находилась в руках родственника Рюрика Олега. В 882 г. он совершил поход на Киев, убил Аскольда и Дира и сделал Киев своей столицей, объединив два центра государственности – Новгород и Киев. Со второй половины IX в. термином «русь» стали называть княжеских дружинников вне зависимости от их этнической принадлежности. Впоследствии словом «Русь» стали называть государственное объединение с центром в Киеве.
Основной массой населения Киевской Руси были лично свободные крестьяне («смерды»), платившие дань князю. Князья и их дружины ежегодно объезжали подвластную им территорию и собирали дань («полюдье») пушниной, медом, воском. Из отдаленных территорий население само привозило дань на княжеский двор («повоз»). Весной собранная дань погружалась в ладьи и отправлялась в Византию. Оттуда привозили оружие, дорогие ткани, украшения, вина.
В IX-X вв. княжеские дружинники обеспечивались за счет дани, военной добычи, торговли. Частное землевладение отсутствовало. Княжеское землевладение сложилось в XI в. Вотчины старших княжеских дружинников-бояр появились позднее. Вотчина – это передаваемое по наследству феодальное землевладение. Для феодализма характерно господство натурального хозяйства (производство для потребления, а не на продажу), сочетание собственности на землю феодала с наделением крестьян землей, извлечение собственником земли феодальной ренты (отработочной – барщина, продуктовой и денежной – оброк), личная зависимость крестьянина от феодала. Появление частного землевладения свидетельствовало о формировании на Руси феодальных отношений.
В 907 г. Олег предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Греки вынуждены были просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали выгодные для Руси мирные договоры с Византией, заключенные в 907 и 911 гг. После смерти Олега (912 г.) его преемником стал Игорь (912-945 гг.), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежние договоры. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. В 945 г. он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с племени древлян Игорь был убит. Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957 гг.) правила за малолетнего сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие. Святослав (957-972 гг.) – самый храбрый и влиятельный из князей. Он совершил ряд успешных походов, расширяя границы древнерусского государства. Византийское правительство искало с ним союз для борьбы с внешними врагами.
Киевская Русь в Х- начале XII в. Введение христианства
И его значение
Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с Великим князем киевским. Отдельные земли и области страны управлялись наместниками князя, назначаемыми либо из числа родственников князя, либо из числа его старших дружинников.
Княжеская дружина была постоянной военной силой и частью аппарата управления в древней Руси. Князь делился с ней военной добычей и собираемой данью. Значительную роль в жизни Киевской Руси играло народное собрание – вече.
Для политики первых киевских князей Олега (882-912 гг.), Игоря (912-945 гг.), Святослава (965-972 гг.), Владимира (980-1015 гг.) были характерны следующие направления:
1) установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Князья объединяли славянские земли как с помощью насилия, так и с согласия; 2) прокладывание и охрана торговых путей; создание благоприятных условий для русской торговли; 3) охрана русских земель от грабительских нападений соседей. Так, князь Святослав осуществил удачные походы на Волжскую Булгарию (964 г.) и Хазарию (965г.).
Значительных успехов Киевская Русь добилась во время правления Владимира Святославича (980-1015 гг.). С именем этого князя связывают завершение объединения всех славянских земель под властью Киева; разгром кочевников-печенегов, ставших в конце Х в. бедствием для южной части страны; постройку городов-крепостей по рекам Суле, Десне и Стугне. Однако самым значительным из деяний князя Владимира стало крещение Руси летом 988 г. и провозглашение православия государственной религией.
До середины Х в. на Руси господствовала языческая религия. Основу ментальности язычников-славян составляли идеи вечности и равнозначности добра и зла как двух самостоятельных форм бытия. Их представления связывались с природными явлениями. Борьба со «злыми» силами природы вела к вере в возможность объединения сил «добра» против сил «зла». Язычество проявлялось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях (часто человеческих). Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов – богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну – Даждьбог, Богородице – Мокош. Основным божеством считался Перун – бог грома и молнии, покровитель воинов. Для своих богов славяне сооружали специальные культовые места – святилища. В центре таких святилищ стоял идол – резное изображение божества.
В условиях многобожия встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, т.к. другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство.
Из всех существовавших тогда религий князь Владимир выбрал христианство. Эта религия, пришедшая из Византии, была достаточно хорошо известна многим славянам. В системе византийской государственности духовная власть была подчинена светской, т.е. императору. Это соответствовало желаниям князя Владимира, открывало ему дорогу для брака с сестрой византийского императора Анной. В отличие от католицизма православное богослужение шло не на латыни, а на славянском языке, тексты Библии и других богослужебных книг были написаны на этом же языке. В отличие от языческой религии христианство запрещало человеческие жертвоприношения, требовало поклонения единому богу и призывало к покорности властям. Тем самым оно способствовало укреплению авторитета княжеской власти и упрочению господства феодалов над трудящимися массами. После введения христианства на Руси возникла сильная религиозная организация – церковь. Она получила огромные земельные пожалования и десятую часть госдоходов (церковная десятина). Во главе церкви стоял митрополит, подчиненный в религиозных делах константинопольскому патриарху.
Христианизация повсеместно встретила сопротивление населения. Князю Владимиру пришлось приложить немало сил, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни. Нередко поднимались восстания против христианизации (Суздаль, Киев, Новгород).
Появившиеся на Руси в середине ХI в. монастыри не только готовили кадры священнослужителей, но и играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия.