Отмена и приостановление действия правовых актов управления
Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правового акта управления является основанием для признания его недействительным и соответственно утраты им юридической силы. При этом утрата правовым актом управления юридической силы возможна лишь в результате отмены акта в установленном порядке.
В основном имеются три возможных варианта отмены таких актов:
1) отмена правовых актов управления в результате их оспаривания;
2) отмена правовых актов управления вышестоящими органами государственной власти по своей инициативе;
3) отмена правовых актов управления по инициативе субъектов, их издавших.
Оспаривание означает процедуру поиска доказательств, свидетельствующих о том, что правовой акт управления дефектен, т. е. что он не соответствует установленным требованиям к его юридическому содержанию или к порядку издания. На этой основе выделяются оспоримые акты. Вариантами оспаривания правовых актов управления являются обжалование и опротестование.
Существуют три варианта обжалованияправовых актов управления.
Во-первых, подача жалобы гражданами на содержание акта, нарушающего их права и свободы. Это может быть жалоба либо в вышестоящий орган исполнительной власти, в любой другой вышестоящий административный орган или вышестоящему должностному лицу (административное обжалование), либо в суд (судебное обжалование). Порядок обжалования гражданами действий и решений, нарушающих их права и свободы, будет рассмотрен в главе 11 учебника.
Во-вторых, жалобу в суд вправе подать и общественные объединения. Они могут обратиться с жалобой в судебном порядке, если их права, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, в частности, в результате издания правового акта управления.
В-третьих, законодательство предусматривает случаи, когда правовые акты управления могут быть обжалованы в судебном порядке органами государственной власти и органами местного самоуправления. Так, решения Правительства РФ, нарушающие права органов исполнительной власти субъектов РФ, могут быть обжалованы законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов РФ в Конституционный Суд РФ или в Высший Арбитражный Суд РФ (в соответствии с их компетенцией). Решения краевой, областной администрации могут быть обжалованы в судебном порядке нижестоящими исполнительными органами (краевыми или областными комитетами, департаментами, службами, управлениями). Также в судебном порядке могут быть обжалованы правовые акты этих нижестоящих органов исполнительной власти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права органов местного самоуправления.
Опротестование - это принесение протестов на акты органами прокуратуры. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. В частности, прокурор или его заместитель опротестовывают противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уставам) и законам субъекта РФ правовые акты, изданные: а) высшим должностным лицом субъекта РФ (например, губернатором); б) высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (например, правительством); в) руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (например, главой администрации); иными органами государственной, в том числе исполнительной, власти субъекта РФ, и их должностными лицами.
Как обжалование, так и опротестование правовых актов управления сами по себе не влекут признания данных актов недействительными. Если жалоба или протест удовлетворены, то соответствующий акт отменяется и теряет свою юридическую силу. Но жалоба и протест могут быть оставлены и без удовлетворения, тогда акт продолжает действовать.
Законодательными и подзаконными актами в ряде случаев специально предусматривается порядок отмены изданных органами исполнительной власти правовых актов вышестоящими органами государственной власти и должностными лицами. При этом отмена правового акта далеко не во всех случаях является результатом его оспаривания (обжалования акта в данный вышестоящий орган или должностному лицу), а может быть осуществлена при наличии к тому оснований по собственной инициативе вышестоящего органа государственной власти или должностного лица.
Так, например, постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ). В ряде случаев президенты республик в составе России могут отменять акты правительств этих республик, а законодательные органы краев и областей при наличии к тому оснований вправе либо отменить акты органов их администраций, либо обязать сделать это главу администрации (губернатора). В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти. Это может быть сделано, в частности, по предложению Министерства юстиции РФ в случае обнаружения в акте несоответствия его положений Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ.
Отмена правового акта управления возможна и по инициативе субъекта, его издавшего. Это может произойти как в силу того, что самим субъектом в изданном акте обнаружены те или иные отклонения от установленных требований, так и в силу того, что принятый акт оказался неудачным, нецелесообразным, преждевременным или по данному вопросу издан новый акт.
Отмена правового акта управления в любом варианте означает, что он перестает порождать те юридические последствия, ради достижения которых он был издан. Однако кроме такого варианта, влекущего за собой полную утрату актом юридической силы, возможны некоторые более «мягкие» решения по акту. В основном это внесение соответствующих изменений и дополнений в его текст (что встречается довольно часто в управленческой практике) или подготовка новой редакции данного акта.
Кроме отмены правовых актов действующее законодательство и административно-правовые нормы предусматривают возможность приостановления их действия или исполнения. Подобного рода юридическая акция не влечет за собой утрату приостановленным правовым актом юридической силы. Временно, т. е. до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление, прекращается его действие или исполнение. Затем уже в зависимости от результатов акт продолжает действовать, если устранены содержащиеся в нем дефекты, либо отменяется.
Так, Президент РФ вправе до решения вопроса соответствующим судом приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (например, губернатора), органа исполнительной власти субъекта РФ (например, правительства), руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (например, главы администрации) в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.
Рассмотрим еще один пример. Правительство РФ вправе приостанавливать действие правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае обнаружения в них несоответствий законодательству, нарушений процедуры принятия этих актов и правил юридической техники, нарушений в области реализации полномочий самих органов, а также по ряду других оснований.