Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита
К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относятся:
1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с главой 12 ТК ТС;
2) таможенное сопровождение;
3) установление маршрута перевозки товаров.
При таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 статьи 217 ТК ТС, если:
· в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;
· товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;
· это установлено международными договорами;
· товары перевозятся под таможенным сопровождением;
· в иных случаях, установленных настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Мера обеспечения соблюдения таможенного транзита, указанная в подпункте 3) пункта 1 статьи 217 ТК ТС, может применяться только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками.
Маршруты определяются таможенным органом отправления на основании сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.
Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося по пути его следования.
Таможенное сопровождение
Таможенное сопровождение - сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита.
Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случаях:
1) определяемых на основе системы управления рисками;
2) непредставления либо недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 12 ТК ТС;
3) неоднократного невыполнения перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;
4) неисполнения перевозчиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 227 ТК ТС.
3. В случае принятия таможенным органом решения о таможенном сопровождении таможенный орган организует его не позднее 24 часов с момента принятия такого решения.
Транзитная декларация
Транзитная декларация принимается таможенным органом отправления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям.
В качестве транзитной декларации лицо, получающее разрешение на ВТТ, вправе представить, а таможенный орган отправления обязан принять любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие необходимые сведения:
- о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами;
- о стране отправления (стране назначения) товаров (ее название);
- о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на ВТТ получает экспедитор;
- о транспортном средстве (название морского или речного судна, номер рейса и бортовой номер воздушного судна, номер железнодорожного вагона, регистрационный номер дорожного транспортного средства), на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителях транспортного средства (фамилии, имена, отчества, номера паспорта);
- о видах или наименованиях, количестве мест, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе (брутто) или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
- об общем количестве грузовых мест;
- о наименовании и местонахождении пункта назначения товаров (таможенного органа назначения с указанием его цифрового кода);
- о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути (о месте проведения грузовых операций, его наименовании и местонахождении, о таможенном органе, в регионе деятельности которого будут производиться грузовые операции, и его цифровом коде);
- о планируемом сроке перевозки товаров;
- о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам.
Указанные сведения представляет лицо, получающее разрешение на ВТТ товаров.
Только в случае отсутствия в документах перевозчика каких-либо из вышеуказанных сведений, в таможенный орган подается транзитная декларация по установленной форме. Требования таможенных органов о предоставлении иных сведений незаконны.
В качестве коммерческих документов могут представляться счета-фактуры, счета-проформы, отгрузочные спецификации, упаковочные листы, декларации о грузе, грузовые ведомости.
В качестве транспортных (перевозочных) документов могут представляться международная или внутренняя товаротранспортная накладная, коносамент или иной документ, подтверждающий наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, авиагрузовые накладные, железнодорожные накладные, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, экспедиторские документы, а также другие стандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними правовыми актами.
В качестве таможенных документов могут представляться таможенная декларация, оформленная таможенными органами РФ на вывоз товаров, таможенная декларация, оформленная таможенными органами иностранных государств, книжка МДП, транзитная декларация, заполненная на бланке установленного образца в соответствии с правилами заполнения транзитной декларации.
При использовании в качестве транзитной декларации коммерческих, транспортных (перевозочных) документов и (или) таможенных деклараций непосредственно транзитную декларацию составляют только те документы, которые содержат вышеназванные сведения. Причем основу транзитной декларациисоставляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы, являются ее неотъемлемой частью.
Транзитная декларация представляется на перевозку транзитных товаров от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному документу. Если в таможенном органе отправления партия ввезенных товаров перегружается из одного транспортного средства в несколько транспортных средств, лицо, получающее разрешение на ВТТ товаров, представляет на каждую часть партии товаров отдельную транзитную декларацию.
Принятие транзитной декларации осуществляется таможенным органом отправления в день ее подачи и оформляется путем ее регистрации (присвоение регистрационного номера) и проставления таможенным органом соответствующих отметок.
Для получения разрешения на ВТТ товаров, одновременно с транзитной декларацией представляются следующие документы, необходимые для проверки таможенным органом отправления выполнения условий получения разрешения на ВТТ:
- оригиналы разрешений (лицензий) или их копии, заверенные в установленном порядке, зарегистрированные в таможенном органе назначения и заверенные должностным лицом этого органа;
- подтверждающие страну происхождения товаров при ВТТ товаров, в случаях, когда таможенным органом отправления обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу в РФ или транзиту через ее территорию в соответствии с международными договорами РФ или законодательством РФ;
- документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей при ВТТ, либо документ, подтверждающий включение перевозчика в Реестр таможенных перевозчиков (в случае перевозки товаров таможенным перевозчиком);
- свидетельство о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова в случае перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, за исключением ВТТ товаров таможенным перевозчиком, а также когда заблаговременное допущение предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
- документы, обеспечивающие возможность идентификации товаров (описание товаров, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, товаросопроводительные документы и т.п.), в случае, если в качестве средств идентификации не могут быть использованы пломбы, печати и идентификационные знаки или иная маркировка;
- принятые таможенным органом отправления таможенные декларации (только при ВТТ товаров, перемещаемых из места декларирования до места их вывоза).
Дополнительно представляются следующие документы:
- при ВТТ товаров автомобильным транспортом - заграничные паспорта водителей транспортного средства либо иные документы, используемые в таком качестве;
- при получении разрешения на ВТТ экспедитором - документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции.
Таможенный орган отправления не вправе требовать от лица, получающего разрешение на ВТТ товаров, представления других документов, за исключением вышеперечисленных.
Для ускорения проведения таможенных процедур лицо, получающее разрешение на ВТТ товаров, вправе заблаговременно до фактического ввозатоваров на таможенную территорию РФ подать в таможенный орган отправления, а таможенный орган отправления обязан принять транзитную декларацию и иные документы, необходимые для ВТТ.
В этом случае выдача разрешения на ВТТ товаров производится в соответствии с порядком ВТТ после фактического предъявления товаров таможенному органу отправления.