Русь под властью золотой орды
Начало 13в. – большинство государств, находящиеся на стадии феодальной раздробленности, столкнулись с раннефеодальным государством монголо-татар, стремящихся расширить свои территории за счет грабежа. Вождь – Чингисхан(мировое господство).
Чингисхан обеспечил себе прочные тылы: никогда не начинал похода без глубокой разведки и прочного тыла. Подчинил кочевников Центральной Азии, бурятов, якутов, киргизов, Северный Китай, Среднюю Азию, Урал, Закавказье (до нападения на Русь).
Волжская Булгария (евреи), половцы, алане, ворвались в Крым. Половецкие ханы обратились к русским князьям за помощью.
1223г. Май – битва на реке Калке (русские и татаро-монголы). Русь впервые за 200 лет потерпела поражение. Главная причина – феодальная раздробленность.
1227г. – Чингисхан скончался. Его владения были разделены между потомками на улусы. В них фактически установлена тоталитарная власть наследников.
Западная часть – сын Чжучи (умер в 1227г.), затем хану Батыю.
Его владения не несли четких границ: на западе – от Иртыша до «Последнего моря» (до Атлантического океана). Но на пути к Последнему Морю лежала Русь.
1235г. – курутай в Каракулуме. Решение завоевать Русь.
1236г. – войско Батыя двинулось на Русь (главная задача – нанести удар на Восточную Русь).
Но русские князья не могли договориться о совместных действиях против татаро-монгол. Осенью они вообще перестали ждать монгольского нападения.
Осень 1237г. – появления татаро-монгол в пределах Рязанского княжества. Полная неожиданность для русского народа. Это и обеспечило быстрое завоевание многих русских городов северо-восточной Руси.
Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Торжок завоеваны. Окраины Смоленского и Черниговского княжеств тоже.
Город Козельск – задержан на 7 недель. Его житель совершили бесподобный подвиг. Татаро-монголы называли этот город «злым».
Обложив население данью, опустошив города, Батый повернул на Южную Русь, остановившись на зиму в донских степях.
1240г. осень – наступление на Южную Русь.
Преодоление укрепления по реке Рось, монголы подошли к Киеву. Все киевские князья сбежали. Жители организовали мощное сопротивление. На девятый день после начала штурма город был сдан и сожжен.
Батый двинулся в Галицко-Волынские земли, многие города были сожжены.
Следующая цель – Западная Европа. Но, дойдя до Вены, Батый осознал, что оставил в тылу разгробленные земли, но не покоренную Русь. Ему пришлось повернуть на восточную Русь.
Русь остановила татаро-монгольское нашествие на самом краю Западной Европы. Почти 20 лет Батый потратил на окончательное подчинение Руси.
ЭТО МОЖНО НЕ ДИКТОВАТЬ!
Одновременно с борьбой против татаро-монгол Русь отражала агрессию крестоносцев.
1237г. – немецкий Тевтонский Орден (образован в 1202г.) и европейский (1226г.) объединились в Ливонский Орден. Вступив в тесный союз со Швецией, они решили завоевать ослабленную Северную и Северо-Восточную Русь.
Лето 1240г. – шведы (поход на Ладогу и Новгород). Поражение.
Эта победа под руководством Александра Невского (Новгородский князь) – торжество русского духа. За эту победу Александр и получил свое прозвище.
1240г. – Ливонский орден захватил Псков и Изборг.
5 апреля 1242г. – началась битва на Чудском озере (Ледовое побоище). Ливонский Орден потерпел поражение. Историческое значение битвы: крестоносцы не хотели больше захватывать русские земли и обращать восточных славян в католичество. Иннокентий 3 – римский папа, был вдохновителем этих походов.
Разгромив Ливонский Орден, Русь обезопасила себя от угрозы ассимиляции шведами и немцами, от угрозы не только утраты государства, но и культурной и национальной самостоятельности.
Русь оставалась под властью Золотой Орды.
Последствия завоевания татаро-монголами:
1. Прекратилось развитие нарождающейся русской позиции объединения всех русских земель.
2. Прекратила свое существование единая древнерусская этническая общность, разбившись на три ветви: северо-восточную и северо-западную Русь – великоросы; русские земли, вошедшие в состав Польши – украинская народность; вошедшие в состав Прибалтики – белорусы.
3. 1243г. – создание Золотой Орды. Батый потребовал от русских князей юридического признания своей власти. Для этого они должны были прибыть в столицу Батыя – Сарай – и получить ярлык на правление княжеством. Первым поехал Владимиро-Суздальский князь Ярослав (1243г.)
Источник власти – хан Золотой Орды. Манипулируя выдачей/отказом ярлыка, он натравливая князей друг на друга, убивая, выдавая ярлыки слабым, Золотая Орда постоянно обеспечивала себе источник власти.
Все население было обложено огромной данью. Ей сбор был отдан на откуп представителям басурман и евреев, проживавших в Волжской Болгарии. Беспощадная жестокость. Сами татаро-монголы очень быстро тюркизовались: уже к середине 14в. были тюрками (приняли ислам). С тем, чтобы Киев окончательно потерял свое значение, ордынцы создают на Руси Великий Баскак – военно-политическую баскакскую организацию с центром во Владимире. С этой же целью монголы потребовали от митрополита Кирилла перенесения митрополичьей кафедры из Киева во Владимир.
Киев утратил свое политическое значение.
Русские земли жестоко страдали от бесконечных походов баскаков. Сопротивление политике Золотой Орды никогда не прекращалось. Многие князья отказывались ездить к хану и принимать очищение огнем перед принятием ярлыка (поскольку русские стали неверными). Московский князь Даниил и галицынский князь Роман замыслили поднять восстание против Золотой Орды.
1257-1259гг. – крупное восстание против монгол в Новгороде, жители отказались платить дань. Оба восстания жестоко подавлены Александром Невским для того, чтобы не навлечь новые карательные походы.
1262г. – антиордынские выступления на всей северо-восточной Руси. Размах русского сопротивления => татаро-монголы согласились на передачу сбора дани в пользу Орды в руки русских князей. Это означало серьёзную победу и победу русского национального самосознания, способность ускорения русского единого государства.
Процесс образования единого государства – с середины 14в. Одновременно со складыванием центральных государств в Западной Европе. За прошедший период дробление княжеств продолжалось. Новые княжества: Московское, Тверское и др. К середине 14в. в русской общественной мысли все более получала распространение идея о прекращении усобицы.
В числе предпосылок:
1. Духовно-нравственная;
2. Политическая;
3. Социально-экономическая;
Политическая идея единения русского государства с конца 13в. осознавалась как великими князьями, так и всем русским народом. Между великими князьями развернулась борьба за право стать в центре объединения. Основные претенденты: Московский князь Даниил (сын Александра Невского) и Тверской князь Ярослав (внук Александра Невского). После многолетней борьбы Московских и Тверских князей победителем вышел московский князь Юрий Даниилович. После его убийства в Золотой Орде тверским князем Дмитрием великим князем московским стал Иван Даниилович (конец 1325г.)
Он был жестким и прагматичным политиком, проводил осторожную и сдержанную политику. Закладывая основы политического курса московский царей, Иван Калита (это он и есть) понимал, что нужно постепенно накапливать силы народа и достичь мира и тишины на русских землях. Все последующие за ним московские князья, как и он, проводили дальновидную политику, учитывая собственно московские задачи с общерусскими, как экономические возможности, так и духовно-нравственные предпосылки объединительных тенденций в русской общественной мысли.
Одна из важнейших предпосылок возвышения Москвы – дальновидная политика московских князей, направленная на собирание Руси и борьбу с татаро-монголами.
1340г. – смерть Калиты. Его политику продолжают сыновья: Симеон Гордый и Иван Красный. Великие князья действовали сообща, что уже становилось традицией.
Духовно-нравственная предпосылка:
1326г. – кафедра митрополита была перенесена в Москву. Решающую роль в этом перемещении сыграла русская церковь.
После смерти Ивана Красного (1359г.) Московский престол достался его 10тилетнему сыну Дмитрию. Фактически во главе стал митрополит Алексий, отдавший все силы для того, чтобы повысить дух русского народа и укрепить веру.
Центральное место в формировании этой предпосылки принадлежит Сергию Радонежскому (1321-1391гг.). Он начал свою активную деятельность уже в 40-х гг. 14 в. в Подмосковье. На Пермской земле – православный Святой Стефан. Как верно заметил Ключевский, «эта присноблаженная троица: патриарх Алексий, Сергий Радонежский и Святой Стефан – ярким созвездием блещут в нашем 14в., делая его зарею политического и нравственного возрождения святой Руси».
Они делали одно общее дело, которое далеко простиралось за рамки собственно церковных дел. Каждый из них реализовывал свою часть, исходя из понимания общего долга.
Митрополит Алексий – политический путь (советник московских князей). Воинствовал с недругами Москвы всеми средствами своего высокого сана, отрешал бунтующих князей от церкви, отстаивал значение Москвы как церковного сосредоточья всей Руси.
Святой Стефан пошел в Пермь к заволжским язычникам, чтобы обратить их в православную веру.
Но, чтобы сбросить иго и повести инородцев в православие, нужно было не только этой троице вести работу. Нужно было самому обществу укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением. Этому делу и посвятил жизнь Сергий Радонежский.
Он начал с самого себя. Продолжительным уединением, построив келью, воспитывал собравшихся вокруг себя людей. Школа благочестия, производившая на мирян глубочайшее нравственное впечатление. Это влияние перестраивало весь духовный мир человека 14в.
От вековых бедствий русский человек нравственно оскудел. Но не настолько, чтобы не понимать потребности создания на Руси христианских основ общежития. Эта потребность и была началом нравственного и политического возрождения.
50 лет Сергий Радонежский делал свое дело. Все эти годы к нему шли люди. Сергий вырастил 2 основных фактора, которые легли в основание государственного и общественного здания Руси:
1. Народ перестал дрожать при упоминании имени татар и сам пошел искать татарские полчища в открытой степи. А найдя их, похоронил под многочисленными собственными костями. С.Р. сказал Дмитрию Донскому: «Иди на безбожников смело и ты победишь их».
2. Перелом в жизни русских монастырей. Возросла роль иночества. Произошел скачкообразный рост численности монастырей. 1240-1340 – 30 м., 1340-1440 – 150.
Стремление покинуть мир и уйти в монашество усиливалось в государственном обществе по мере того, как повышались его духовные силы. Монашество на Руси – не отрицание мира с его враждебными началами, с отречением во имя высших, духовно-нравственных идеалов.
Повышение русского монашества – прямое отражение духовного роста русского общества.
Доказательство связи монашества с миром с целью его нравственного и практического преобразования – монастыри создавались в дремучих лесах. Лесные монастыри становились опорными пунктами русской колонизации, поскольку служили для крестьян-хлебопашцев и хозяйственными руководителями, и церковью, и кассой, и прибежищем под старость.
На Руси создавался новый мир, воспитанный духом Сергия Радонежского, создавалась Святая Русь.
Сергий Радонежский поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе и вдохнул веру в будущее. Нравственное возрождение Руси сделало возможным её политическое возрождение. Утвердилась аксиома: только тогда, когда государство базируется на нравственных основаниях, возможны его стабильность, сила и крепость. Творя память Сергию Радонежскому, мы пересматриваем свой нравственный багаж, завещанный нам великим строителем нравственного порядка на Руси.
Москва продолжала бороться с Тверью. 1375г. – ярлык получила Тверь, а не Москва с Тверью. Длительная война закончилась поражением Твери, которая отказалась впредь претендовать на ярлык.
Значение победы – консолидация общероссийских сил в активизации борьбы Руси с Золотой Ордой.
Дмитрий Иванович отказался платить дань Золотой Орде в 1375г. 1377г. – новый хан Мамай организовал новый поход на русские земли. Сражение на реке Пьяни, разгром русских войск. 1378г. – русские разбили мамаевский отряд.
8 сентября 1380г. – Куликовская битва. Русское войско, собранное Дмитрием Ивановичем, одержало крупнейшую победу. Дмитрий получил прозвище Донской. Победа стала поворотным пунктом в борьбе русского народа за независимость и отправной точкой в процессе формирования русского сознания. Начало распада Золотой Орды. Куликовская битва превратила Москву в общепризнанный политический центр Руси.
1382г. – хан Тахтамыш совершил разгромный поход. Но, несмотря на это, создавшаяся политическая ситуация не могла быть изменена. Признание Золотой Орды права московских великих князей передавать Московское княжество как вотчину Московских князей без санкции Золотой Орды.
Но внешне-политические успехи Москвы не означали, что борьба закончилась.
1395г. – Тимур Тамерлан предпринимает попытку вернуть Золотой орде утраченные права и привилегии. Но, дойдя до города Ельца, повернул назад, так как боялся затяжной войны.
1408г. – Едыгей принудил многие русские земли вновь платить дань. Но Москву взять не мог.
1476 – отказ платить дань -> резкое недовольство ахмета. Вступил в союз с польско-литовским гос-ом (каземир 4), с крымским ханом. Тк они оба притязали на землю, не смогли прийти ему на помощь.
1480 – сражение на р. Урге.. Ахмет и Иван 3. Конец ига!))))