Правовая социализация личности
Один из важнейших механизмов социально-правового регулирования — правовая социализация, в ходе которой осуществляется целенаправленноеформирование личности, для которой санкционированные правом требования являютсяобязательным условием принятия решения о поведении, имеющем юридически значимыепоследствия.
Правовая социализация — это часть единого процесса включения индивидав общественные отношения данного конкретного общества.
Она заключается:
- вусвоении правой культуры данного общества,
- вдеятельностном освоении правовой действительности,
- впоэтапном формировании правового сознания индивида.
Именно опосредование внутриличностными структурами особенностейправовой действительности позволяет обеспечить устойчивое правовое поведение.
В ходе социализации у граждан может сформироваться как позитивное,так и негативное отношение к явлениям правовой действительности:
- законам,
- органамвласти,
- способамправового регулирования и т.д.
Позитивноеотношениеформируется только в том случае, если в законах адекватно отражаются как общие,так и групповые и частные интересы.
Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.
Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом.
Высший уровень правовой социализации — поведение личности на основе правосолидарных установок — привычное правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия — жить достойно.
Дефектность правовой социализации может проявляться: •
в недооценке ценности права (правовой негативизм); •
в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм); •
в активном неприятии норм права (правовой нигилизм); •
в сознательном преступном поведении.
Правовая социализация неразрывно связана с нравственным формированием личности.
Мораль и право — две взаимосвязанные формы регуляции поведения людей в обществе. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения, исполнение норм нравственности —
социально-психологическими механизмами. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, правовая санкция — мерами юридической ответственности. Нормы права охватывают сферу безусловно должного поведения, нравственность — сферу сложных отношений между сущим и должным. Значительная часть общественных отношений регулируется одновременно и нормами права, и нормами нравственности. Возможное несоответствие между нормами права и нравственности — конфликт норм — устраняется, как правило, возобладанием норм нравственности. Но нельзя считать, что нравственность выше права. Само право для социализированной личности является нравственной ценностью.
Добровольно контролировать свое поведение социальными эталонами может только нравственная личность. Нравственное поведение— высший критерий человеческого поведения и основная предпосылка правоисполнительного поведения.
Нормы нравственности определяют культуру отношений между людьми, сложившуюся в многовековой истории человечества. В нравственности выражаются базовые потребности социума. Пересекаясь с другими формами соционормативной регуляции (правом, обычаями, традициями), нравственность имеет свою специфику.
Требования нравственности формируются стихийно, самовоспроизводятся в практике массового поведения. Они являются отражением исторического опыта в массовом сознании. Выполнение норм нравственности неуклонно контролируется социумом.
Нравственные санкции — одобрение или осуждение — имеют идейно-духовный характер, адресуются в духовный мир индивида. Нравственная личность — индивид с развитым внут-риличностным социальным контролем. Развитость механизма внутриличностного контроля является основой и правовой социализации личности.
Массовое исследование образа жизни преступников до совершения ими преступления показало, что все они до осуждения систематически совершали аморальные проступки.
Правонарушения совершают социально дезадаптированные лица. Социальная дезадаптация личности уходит истоками в раннюю юность и даже в отроческий период жизни индивида. Асоциальная личность формируется, как правило, в ответ на труднопреодолимые для нее жизненные коллизии. В этих условиях личность легко включается в асоциальную субкультуру и формирует свою асоциальную жизненную стратегию.
Преступления совершает индивид, смирившийся со своим низким социальным статусом, хорошо принимающий себя и в качестве «плохого человека», положительно утверждающий себя в этом своем качестве.
Все люди хотят быть хорошими, но различно само понимание ими хорошего. «Обыкновенно думают, — писал Л. Н. Толстой в романе «Воскресение», — что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и ; своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют о себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же тако-I го взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем месте в ней понятие».
Это же отмечает и Ф. М. Достоевский: «Преступник, восставший на общество, ненавидит его и почти всегда считает себя правым, а его виноватым»
Поведение асоциального индивида определяется его представлениями о выгодах и невыгодах определенных поступков. Он склонен к оправданию всего того, что считает выгодным. Для этого он использует мощный механизм оправдательной мотивации, маскирующих мотивов. Представления тех благ, которые он может получить, резко снижают его способность критического отношения к используемым при этом средствах. И чем примитивнее психическая организация индивида, тем меньше его беспокоит моральная сторона используемых им средств.
Поведение людей в значительной мере зависит от взаимодействия сознания с малоосознаваемыми, подсознательными и бессознательными процессами. Правовые установки, правовая интуиция — все это полуавтоматизированные, в значительной мере подсознательные явления. Однако в своем генезисе они неизбежно связаны с сознательной деятельностью человека — с его категориально-ценностной ориентацией в действительности.
Все составляющие правовой психологии — единый системный механизм адаптивного поведения личности и социальной группы. Правовые и общесоциальные ценности, представления и устремления людей слиты в единый психологический механизм их поведения.
Системным, комплексным является и механизм правовой социализации личности.,Правовая социализация индивида предопределяется его общесоциальной социализацией. Все, что противодействует нормальной социализации личности, неизбежно ведет и к дефектам правовой социализации. Особенно опасны для индивида стихийные влияния негативных сторон действительности. Десоциализируется тот индивид, который не охватывается релевантными для него средствами социально-положительного воздействия.
Поведение асоциальной личности связано с утратой ее социально-положительных притязаний. Девиантность становится для личности средством извращенного самоутверждения.
Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной дезориентацией, но и с несформированностью у нее социально-положительных способов самоутверждения. К низменным формам поведения прибегает приниженная обществом личность.
Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Зарождается стремление индивида противостоять враждебной для него среде. Референтными для него становятся асоциальные группы. Индивид изыскивает средства самоутверждения в этих группах. Алкоголик, вор, хулиган утверждаются в асоциальной среде утрированием своих асоциальных качеств.
Эта негативная социальная идентификация порождает у личности новые, асоциальные критерии эффективности своего поведения. Несостоявшаяся социальная адаптация неизбежно оборачивается социальной дезадаптацией — сначала де-линквентностью, а затем и преступностью. При этом сползание к асоциальное™ подкрепляется механизмом защитной мотивации («Все так живут», «Иначе не проживешь», «Они «наверху» тоже воруют» и т. п.).
Итак, для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять базовые социальные ценности, усвоить (интернализиро-вать) основные нормы и способы социализированного поведения. Правовые представления и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе.
Правовая социализация личности связана, конечно, не только с присвоением ею социальных ценностей, но и со специальным формированием правовых представлений и навыков пра-воисполнительного поведения, с формированием правосознания личности.
или
Сущность правовой социализации1 личности. Каждый человек с момента своего рождения проходит непрерывный путь развития, длящийся всю жизнь, но особенно значимый по своим результатам и последствиям в первые 15—25 лет. Суть его — в социализации, т.е. усвоении личностью социальных ценностей (речи и знаний, человеческого мышления и сознания, отношений к окружающему и самому себе, умений и навыков, норм поведения, привычек, качеств, потребностей, способностей и др.), которые выработаны предшествующими и существующим поколениями людей и воплощены в окружающей предметной и духовной действительности. Человек, рождаясь по существу животным, обладающим, по выражению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева,2 одной способностью - стать человеком, личностью, становится им в прижизненном развитии (онтогенезе).
Перед родившимся человеком огромный «магазин» достижений человеческой цивилизации, и что он выберет из него, сделав своим достоянием, таков он и будет, такова будет и его жизнь. Усвоение происходит, к сожалению, далеко с неодинаковой успешностью у разных индивидов. В жизни встречается немало таких молодых, да и взрослых людей, которые только чуть поднялись над исходным животным уровнем и их жизнь определяют слабо социализировавшиеся биологические и материальные потребности. Начавшись более иЛи менее успешно, в какой-то период положительная тенденция может смениться на отрицательную (асоциализация). Преодоление возникших временных отрицательных изменений на положительные именуется ресоциализацией.
Частью общего процесса социализации личности выступает ее правовая социализация, суть которой — в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии.Психологическая цель правовой социализации — психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение. «Для того чтобы жить в праве, - писал русский правовед А.С. Алексеев, - необходимо прежде всего, чтобы право жило в нас»1.
Обследования показывают, что процесс правовой социализации нередко запаздывает и чаще не достигает требуемого уровня развития, что объясняется субъективными причинами разного масштаба и уровня, ослаблением внимания государства и общества к позитивному регулированию правовой социализации, особенно подрастающего поколения, молодежи, недостаточно квалифицированным подходом к психологическим особенностям правовой социализации.