Спонсорство (российская и зарубежная практика)
Спонсорство –осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого физического или юридического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Говоря же проще, основное отличие благотворительности от спонсорства в принципе безвозмездности. Благотворитель помогает «для себя» (и нередко сам остается инкогнито), спонсор помогает «для других» – для приобретения «социального капитала». Ведь спонсорство (в отличие от благотворительной деятельности!) предполагает встречное предоставление услуг – распространение рекламы о спонсорах и его товарах. При этом, между прочим, если условия договора об оказании спонсорской помощи предусматривают распространение рекламы о спонсоре или его продукции, то такая спонсорская помощь у организации-получателя будет рассматриваться как выручка от реализации рекламных услуг с соответствующими налоговыми последствиями (уточните у своих юристов и экономистов!).
АВСТРИЯ
Семейные ценности и социальная ответственность
Позиционирование и укрепление имиджа
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Коммерчески ориентированное спонсорство
«Поддерживая искусство, Вы приносите пользу своему бизнесу»
Рейтинг аргументации:
Брендинг (увеличить узнаваемость имени, усилить образ компании);
Маркетинг (доступ к целевым аудиториям, а также реализация продукции);
PR (развитие отношений с клиентурой и партнерами);
HR-аргументы (развивать креативность персонала, создавать благоприятную рабочую среду, team–building);
Социальная ответственность, социальное инвестирование
США
«Поддерживая культуру, Вы помогаете сообществу»
Спонсорство, ориентированное на социум
ФРАНЦИЯ
Законодательная поддержка спонсорства
РОССИЯ
Отсутствие законодательной базы
Низкая степень общественной значимости культуры
Отсутствие культуры спонсорства («спонтанное спонсорство»)
Отсутствие навыков фандрейзинга у организаций культуры, боязнь спонсоров
Высокая конкуренция за спонсорские средства
Отсутствие достаточной мотивации у бизнеса
Волонтерство.
Волонтёрство - бескорыстный, добровольный труд по решению социально-значимых проблем.
Сферы распространения и функции волонтёрской деятельности довольно разнообразны. Она применяется при решении проблем в социальной сфере (помощь детям-сиротам, старикам, инвалидам), сфере экологии и окружающей среды, здравоохранения, образования, культуры.
Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:
· Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
· Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
· Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
· Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.
Вопрос
«Cоциальная ответственность бизнеса (корпоративная социальная ответственность) – это отвечающая специфике и уровню развития компании, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласовано вырабатываемых с участием ключевых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании, с особым учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счет средств компании и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании (рост объемов производства, повышении качества продукции и услуг, и др.), улучшению репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями«.
Вопрос
Социально ответственная компания придерживается следующих принципов:
· 1. Открытость
· Прозрачность . Принципы ведения социальной политики, социальные программы и механизмы их реализации должны быть четкими и понятными.
· Публичность. Любая информация о КСО, за исключением конфиденциальной, должна быть доступна общественности
· Достоверность. Недопустимо сокрытие или фальсификация данных о КСО.
· Диалог. Социальная политики строится на основе ведения диалога со всеми заинтересованным сторонами, обязательно наличие обратной связи с адресатами социальных программ.
· 2. Системность.
· Направленность. Наличие приоритетных направлений реализации социальных программ
· Единство во времени (последовательность). Ответственность за текущую и прошлую деятельность, а также за будущее влияние деятельности Компании на внешний мир.
· Единство в пространстве. Универсальные принципы КСО для всех региональных подразделений Компании.
· Регулярность. Отказ от единичных и фрагментарных акций в пользу планомерных программ и проектов в рамках в зафиксированных приоритетных направлений КСО.
· Интегрированность. Проникновение принципов КСО во все бизнес-процессы и процесс принятия решений на всех иерархических уровнях.
·
· 3. Значимость.
· Актуальность. Реализуемые программы КСО должны быть своевременны и востребованы.
· Масштабность. Программы КСО должны охватывать значительную аудиторию и быть заметны для общества в целом.
· Эффективность. Затраченные на реализацию программ средства должны ощутимо помогать в решении проблем, при этом результаты программ подлежат регулярной оценке и учету.
· 4. Недопущение конфликтов.
· Таким образом, при рассмотрении проблемы принципы КСО вызваны к жизни общественными ожиданиями, которые в общем виде сводятся к следующему: организация весьма активно и открыто должна действовать в таких сферах, как охрана среды обитания, здравоохранение, защита прав граждан и потребителей. То есть часть своих доходов должна обращать во благо общества, и делать это открыто, системно, масштабно, в актуальных направлениях и без приоритетов в области политики и религии.
· Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системный характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.