Значение вхождения белорусских земель в состав ВКЛ
Второй этап в развитии идеологии белорусской государственности был связан с развитием белорусской антропотерритории в составе Великого княжества Литовского (Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, ХIII—ХV вв.).
В результате феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов в начале ХІІІ века Древнерусское государство распалось. На северо-западной его части во второй половине ХІІІ века возникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV в. стало называться Великим княжеством Литовским, Русским, Жемайтским. Такое название государства отражает сложный процесс его становления и, разумеется, дает ответ на характер этнического состава населения этого государственного образования. Однако необходимо отметить, что и до сегодняшнего дня не умолкли дискуссии и споры об этническом составе его населения. Спектр взглядов на эту проблему очень широкий — от трактовки Великого княжества в качестве литовской державы до провозглашения его белорусской империей. В значительной степени это связано с отсутствием в письменных источниках информации о юридических основах объединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разных сферах (политической, экономической, культурной) которого в дальнейшим доминировал или балтский, или славянский элементы. Однако существенно то, что в рамках существующего Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формирования белорусского этноса.
Известно, что российские историки считали ВКЛ русско-литовским государством, однако, в процессе развития этого государства все более отчетливо проявлялась его белорусско-литовская сущность, а поздней более выраженным стал белорусский фактор (тогда, когда сформировалась белорусская народность). Это был период, который охватывал XV — XVI столетия. Именно в этот период набирал силу процесс формирования этнического самосознания белорусов, который проявился, главным образом, в развитии родного языка, письменности, философской и социально-политической мысли, правотворчестве, национальных обычаев и традиций, приверженности населения православному вероисповеданию.
Образование интегрированного белорусско-украинско-литовского государства обогатило политонимию белорусов названием «Литва». Этот термин возник примерно в ХIII в. в применении к территории между Неманом и Вилией и затем распространялся на другие земли в ХIV—ХV вв. по мере расширения территории ВКЛ. В широком смысле определение «Литва» являлось сокращенным названием государства (политонимом), а в узком - топонимом, обозначая собственно литовские и западнобелорусские земли. Многоуровневый характер имело и производное от «Литвы» понятие «литвины». В это время в сфере государственной, как отмечал отечественный историк В. Ластовский—закрепляется название «Литва», а в сфере культурно-религиозной жизни этноним «Русь». Относительный моноконфессиональный (православный) аспект понятия «русский» доминировал до рубежа ХVI—ХVII вв. Называя себя «русскими», белорусы в то же время дистанцировались от русского населения Московского государства, именуя его «москвой», «москвитянами» и т.п. Не позднее ХIV в. в отношении Восточной Беларуси стало употребляться название Белая Русь». Данное обозначение Полоцко - Ввтебско - Оршанско - Мстиславско - Могилевских земель становится традиционным с конца ХVI —первой половины ХVII в. С конца ХVI в. фиксируется определение «белорусский язык» («белорусское письмо»).
Хотелось бы заострить внимание на происхождении названия «Белая Русь». Так, русский митрополит и писатель Макарий (1482—1563) название «Белая Русь» объясняет красотой земли, немецкий дипломат С. Герберштейн (1486—1566) — множеством снега, русский государственный деятель и историк В. Татищев (1686—1750) — вольным И независимым положением, русский историк М. Любавский (1860—1936) — независимостью от татаро-монголов, йелорусско-русский филолог-славист и писатель М. Янчук (1859—1921) — светлопигментированным и светлооким антропологическим типом жителей .
Имеются и другие объяснения. Однако, по мнению некоторых исследователей, наиболее аргументированным для названия «Белая Русь» является значение «свободная, вольная, независимая». «Действительно,— пишет в этой связи М.В. Довнар-Запольский,— в древнейшем русском языке слово «белый» имело такое значение, тогда как слово «черный» имело значение, указывающее на обложение податью по принуждению. И это совершенно соответствует действительности.
Создание ВКЛ привело к возникновению целостной этнической территории белорусов Территориальная определенность консолидирует этнос, стимулирует чувство патриотизма. Столицей нового государства стал славянский Новоградок (в польском варианте Новогрудок), да и само государство формировалось в основном на славянской (белорусской) территориальной и культурной основе.
Важную роль в управлении ВКЛ сыграл князь Миндовг (1230— 1263), приглашенный боярами для правления в первую столицу княжества — Новогрудок. В 1253 г. Миндовг стал королем. Еще раньше, в 1246 г., он принял православную веру. 1270 годом датируются сведения о государственном гербе ВКЛ — «Погоне» (изображение всадника на щите красного цвета). В 1307 г. на основе договора в состав ВКЛ вошло Полоцкое княжество, и белорусская антропотерритория в составе ВКЛ укрепилась. Ее границы не разрушились и во времена правления Ягайло (1377—1392), который заключил Кревскую унию с Польшей, а в 1386 г. был избран польским королем. Князь Витовт (1350—1430) уверенно проводил политику централизации и суверенизации. Славной страницей его жизни стало руководство войсками ВКЛ во время победы над крестоносцами под Грюнвальдом в 1410 г.
Во времена правления Казимира (1440—1492) был составлен Судебник 1468 г., написанный на старобелорусском языке, — фактически первый сборник государственных законов ВКЛ. Учитывая то обстоятельство, что право — важная составная часть идеологии государства, роль Судебника Казимира в истории идеологии белорусской государственности очень велика. Правовая культура белорусского народа развивалась также в Статутах ВКЛ 1529, 1556, 1588 гг. Их значение трудно переоценить, поскольку правовая культура современных Республики Беларусь, Украины, Польши и Литвы тесно связана с этими правовыми документами. Статуты явились важнейшими этапами формирования правовой основы белорусской государственности на определенном этапе развития белорусского этноса.
О высоком уровне развития белорусской антропотерритории в ХIV—ХVI вв. свидетельствовали также печатные издания (в 1517— 1519 гг. — Скориной «Псалтыря» и 22 книг Библии; в типографии, расположенной в г. Несвиже; С. Будным — «Катехизиса»), а также организация в 1581 г. в Полоцке высшего учебного заведения - иезуитской коллегии (с 1812 г. — академии), а также многочисленных православных братских школ и типографий (в Минске, Могилеве и др.)
На формирование идеологии белорусской государственности оказывал определяющее влияние антропотерриториальный и геополитический фактор, поскольку на белорусской земле в условиях «цивилизационного разлома» сосуществовали этносы разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской. Не удивительно, что их сосуществование и коммуникация стали возможными на основе сформированной на более раннем этапе истории идеологии белорусской государственности терпимости, толерантности.
Принцип религиозно- этнической толерантности сыграл исключительно важную роль в процессе создания и существования Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Он способствовал сохранению в нем гражданского мира и согласия, созиданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе. Религиозная толерантность, дух либеральных идей Возрождения во многом определили характер мировоззрения Франциска Скорины и его последователей, ярко выявились в полемической публицистике периода Контрреформации и введения Брестской церковной унии.
Предпосылкой становления национального самосознания в ХIV— ХVII вв. являлось развитие белорусских городов, относительно демократической системы городской жизни. Этому в свою очередь способствовала практика дарования нашим городам магдебургского права.
Существенным этнообразующим аспектом стало складывание старобелорусского («русского», по терминологии рассматриваемого времени) языка. Он являлся средством межнационального общения в ВКЛ, языком общегосударственного летописания, политико-юридических актов. Государственный статус старобелорусского языка был закреплён в Статутах ВКЛ. Осознание важности духовной консолидации на базе родного языка, национальной культуры проявилось в творчестве Ф. Скорины, С. Будного, Василия Тяпинского.
Закономерно, что в статье 17 современной Конституции Республики Беларусь записано: «Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский (курсив наш. — В. Ч.) и русский языки».
Особую роль в становлении духовности белорусского народа сыграла Библия, являвшаяся основой мировоззрения человека Средневековья, источником моральных норм, гуманистических ценностей.
Изначально ВКЛ было полиэтническим образованием, что во многом определяло его идеологию. В период своего становления ВКЛ выступает с так называемой «прорусской» программой — программой объединения восточнославянских земель под своей властью. Опорой в реализации этой идеи стали белорусские (позже и украинские) земли. На этом основании можно уверенно утверждать, что белорусская антрооотерритория играла существенную роль в существовании и развитии ВКЛ. Рассмотрим некоторые ее характеристики более подробно.
Присоединение белорусских земель к растущему государству давало возможность достаточно успешно противостоять как Тевтонскому ордену, так и монголо-татарам. Результатом стало первое крупное поражение, нанесенное монголо-татарам в 1362 г. у Синих Вод, вследствие которого из-под ига были освобождены территории Киевщины и Подолья. ВКЛ сыграло решающую роль и в том, что немецкое продвижение на восток было остановлено, а сам Тевтонский орден пришел в упадок после поражения в войне 1409—1411 гг., когда в решающем сражении объединенные силы Польского королевства и ВКЛ разгромили 15 июля 1410 г. войско Ордена под Грюнвальдом и Таненбергом.
Однако в период правления великого князя Ягайло доминировавшая ранее белорусская или, по терминологии того времени, «прорусская» направленность идеологии государственности меняется на прокатолическую и пропольскую. Заключение в 1385 г. Кревской унии (персональной по своему характеру) и последовавшее за этим подписание Ягайлом ряда общеземских (общегосударственных) «прывiлеяў» привело к тому, что восточнославянское православное большинство квяжества было дискриминировано. Широкие права и привилегии получали только феодалы католического вероисповедания. В этих исторических условиях и формировалась идеология полиэтнической государственности, защищающей права и привилегии своих подданных независимо от их вероисповедания. Безусловно, на практике все выглядело не так просто, но сама идея и ее реализация (в ВКЛ притеснения никогда не дорастали до масштабов религиозных войн периода европейской Реформации) указывают на зарождение внутри белорусской антропотерритории идеалов гражданского общества и формирования гражданской культуры.
Однако в конце XVI столетия была перевернута и трагическая страница истории нашего народа: Люблинская уния (1569 г.) Согласно этой унии ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, однако позднее суверенитет был утерян.