Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
_____
Факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право»
Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права
Выполнил (а):
Студент (ка)2 курса
очной формы обучения
Бровкина Яна Валерьевна
Фамилия И. О.
Научный руководитель:
Казакова Тамара Витальевна
Ученая степень, ученое звание, должность
…………………………….
Фамилия И. О.
Дата представления работы Работа защищена
…………... 20…...г. ……...…………20..…г.
Оценка…………………
Подпись……………….
Москва 2015
Оглавление
Глава 1. Конституция Российской Федерации в системе источников конституционного права.
1.1. Система источников конституционного права России.
1.2Общая характеристика источников конституционного права РФ
1.3.Виды источников конституционного права
1.4.Понятие конституции
1.5 Место Конституции России в системе источников конституционного права
Глава 2. Особенности Конституции Российской Федерации как основного источника конституционного права
2.1. Основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации.
2.2. Соотношение Конституции РФ с федеральными и региональными конституционного права.
2.3 заключение
2.4 Список литературы
Введение
КОНСТИТУЦИЯ (от лат.- установление, устройство) - в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.
Особенностью системы источников российского конституционного права является ее определенность федеративным устройством Российской Федерации.
Проблемы, связанные с источниками конституционного права, считаются серьезными и важными. Любая отраслевая правовая наука имеет теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, занимают почетное место в этих разделах. На эту тему ведутся споры, пишутся монографии, учебники конституционного права отечественные,а также зарубежные.
По моему мнению, необходимость эта заключается в определении того, что есть право в возвышенном смысле, а в самом что ни на есть приземленном: нужно определить круг форм, содержащих конституционно-правовые нормы. Тех форм, которыми нужно пользоваться при разрешении юридически значимых ситуаций. Такая постановка вопроса порождает другие проблемы: определение перечня видов источников конституционного права и отнесение той или иной формы к источникам именно конституционного права. Иными словами, можно очертить два круга вопросов: связанных с категорией «источник права», с одной стороны, и категорией «конституционное право» - с другой. В основе неясностей лежит неопределенность самих понятий «источник права» и «конституционное право».Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой форму выражения правовых норм во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера.Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, как взаимосвязь
Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:
I.I Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:
1) Конституция принимается народом
2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства
3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;
4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;
Исходя из приведенных аргументов актуальности темы,цель исследования - изучение и анализ Конституции как основного источника конституционного права РФ.
В работе решаются задачи:
- охарактеризована типология источников конституционного права;
- рассмотрена конституция РФ, как основной источник конституционного права.
1.2 Общая характеристика источников конституционного права РФ
Конституция - наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственно власти.
Однако для определения конституции чисто формальной констатации её основополагающего значения как акта высшей юридической силы недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого (формального значения) должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции по меньшей мере закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования:
1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).
Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.
По мнению немецкого политического деятеля Фердинанда Лассаля сущность конституции представляет собой "фактические отношения, силы, существующие в данном обществе". В современный период также принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой - чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций; конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции - это закрепление в ней существующего конфликта между классами.
Глава 1
Конституция Российской Федерации в системе источников конституционного права.
1.1
Система источников конституционного права России
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между институтами — напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Фундаментом выступают единые принципы конституционного права:
· суверенитет народа;
· естественное право;
· приоритет охраны прав и свобод;
· разделение властей;
· данный принцип закрепляет независимость друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль и не даёт сосредоточение власти в одних руках
· независимое правосудие;
· правовое государство.
Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция.
Ее разделы — это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определенных условиях может сложиться и развиваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
1. основы конституционного строя;
2. права и свободы человека и гражданина;
3. федеративное устройство;
4. избирательная система (избирательное право);
5. президентская власть;
6. законодательная власть;
7. исполнительная власть;
8. судебная власть;
9. государственная власть в субъектах РФ;
10. местное самоуправление;
11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия однозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданских прав и свобод являются обязанностью государства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа будут референдум и свободные выборы.
4. Никто не может узурпировать власть в Российской Федерации. Захват власти или узурпации государственной власти, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с Федеральным законом.
Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, которые имеют равные права как субъекты Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство. А края, области, города федерального значения, автономная область и автономный округ имеют свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разделение вопросам полномочий и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
4. Все субъекты Российской Федерации равны в отношениях с федеральными органами государственной власти.
Статья 6
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, и должно быть одно и равным независимо от оснований его приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации пользуется всеми правами и свободами на своей территории и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен его (ее) гражданства или права изменить его.
Статья 7
1. Российская Федерация будет социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие Человек.
2. В Российской Федерации труд и здоровье людей охраняются, гарантированный минимум заработной платы устанавливается, Государственная поддержка должна обеспечиваться семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, система социальных служб должна быть разработана и государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты устанавливаются.
Статья 8
1. В Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности гарантируется.
2. В Российской Федерации Частная, Государственная, муниципальная и иные формы собственности признаются и охраняются наравне.
Статья 9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
2. Земля и другие природные ресурсы могут быть предметом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 11
1. Государственная власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют органы государственной власти, созданные в этих субъектах.
3. Разделение власти и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются настоящим Конституции, федеративного договора и иных договоров о разграничении власти и полномочий.
Статья 12
Местное самоуправление признается и гарантируется в Российской Федерации. Местного самоуправления самостоятельны в пределах своей компетенции. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 13
1. Идеологическое многообразие признается в Российской Федерации.
2. Никакая идеология не должна быть провозглашена в качестве государственной идеологии или в качестве обязательной.
3. Политическое многообразие и многопартийность признаются в Российской Федерации.
4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Создание и деятельность общественных объединений, чьи цели и деятельность направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований, а также на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, должны быть запрещены.
Статья 14
1. Российской Федерации должна быть светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной религии или как обязательная.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, которые приняты в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы должны быть официально опубликованы. Неопубликованные законы не имеют силы. Любые нормативные правовые акты, касающиеся прав человека и гражданских прав, свобод и обязательств не имеют силы, если они не были официально опубликованы для сведения широкой общественности.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международными договорами Российской Федерации должны быть неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора должны применяться.
Статья 16
1. Положения настоящей главы Конституции составляют основополагающие принципы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основополагающим принципам конституционного строя Российской Федерации.
1.3.Виды источников конституционного права
Законы.В Российской федерации законы принимаются законодательными органами государственной власти.К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционнно-правовые нормы
Законы самый распространенный источник конституционного права и обладает наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.
понятие <закон> в отдельных странах (или группах стран) имеет далеко не одинаковое
содержание.Это обусловлено различиями как в распространенных
там концепциях закона, так и в сложившейся законодательной практике.
Органический закон - это нормативно-правовой акт, который принимается за прямым предписанием конституции в порядке, который отличается от порядка принятия как конституционных, так и обычных законов.Такие законы принимаются по вопросам, предусмотренных конституцией (законы о гражданстве, о конституционном суде и т.п.).
Обычные законы - с источниками конституционного права, они принимаются в порядке той же законодательной процедуры, что и другие акты.
Конституционные законы отмечаются повышенной стабильностью, которая обусловливается характером общественного отношения, которое они, регулируются. Сердцевину этих отношений составляют отношения полновластия народа, которые объективно требуют особого постоянства правовой основы. Именно такую функцию призваны выполнять конституционные законы.
1.4 Конституция - это, прежде всего юридический документ, и потому ее главными свойствами являются юридические. Они раскрывают правовую природу конституций и определяют ее место в правовой системе страны:
·-Конституция как основной закон - главный источник национального права, юридическая база текущего законодательства. Она воздействует многообразными способами на развитие правовой системы.В конституции определены главные цели и объекты правового регулирования. Это выражается в том, что конституция предусматривает сферы общественных отношений, подлежащие правовому регулированию, указывая при этом те конкретные законы, которые должны быть приняты.
как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития.
Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы.
Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности (см. схему).
Вершиной (фундаментом, ядром) российского права является конституционное право, имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.
1.5 В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.
Как уже отмечалось, конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.
Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.
Нормы Конституции – основного источника конституционного права – являются исходными для всех отраслей права.
Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различые формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства. конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.
Глава 2
Конституция обладает и особыми юридическими свойствами, отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны. Конституция может быть октроирована, т. е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти — главы государства.
Конституция РФ
Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.
Но с принятием Конституции конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.
Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.
Преамбула, т. е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции. Раздел 1, состоящий из девяти глав, является основной частью Конституции РФ. Раздел 2 включает заключительные и переходные положения.
В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).
2.2 В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.
Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.
В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.
Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.
Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками.
В отличие от других законодательных актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных орг анов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко веем другим правовым нормам.
Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на ее основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция РФ содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция РФ — центр правового пространства, она определяет согласованность развития и систематизации права.
Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется с тепенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.
Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные сю нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы.
Стабильность Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Конституция характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании. Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовали две трети депутатов Государственной Думы и три четверти членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Предложения о новой редакции гл. 1, 2, 9 рассматриваются Кон- ституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум; поправки в них не вносятся. Пересмотр гл. 1, 2, 9 Конституции РФ имеет принципиальное значение, которое влечет существенное изменение Конституции, почти равносильное принятию новой. Поэтому названные главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ч. 1 ст. 135).
Юридические особенности Конституции РФ
Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.
Конституция РФ имеет прямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.
Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.
Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них. Так, на детализацию положений ст. 2 Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина направлены нормы гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.
Еще одна особенность Конституции РФ — особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.