Закон: понятие и виды. Понятие закона: Закон это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт
Понятие закона: Закон это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт по основным вопросам жизни государства, выражающий государственную волю и обладающий высшей юридической силой.
Законы классифицируются:
1. По юридической силе:
- конституция – самый главный, ему не может противоречить никакой закон;
- федеральные конституционные законы (ФКЗ), издаются по конституции, им не могут противоречить иные законы;
- федеральные законы, они же текущее законодательство, не противоречат конституции, и ФКЗ, им не могут противоречить иные законы.
2. По сфере и территории действия:
- федеральные законы;
- законы субъектов РФ.
3. По субъектам правотворчества:
- принятые всенародным референдумом;
- принятые представительными органами власти.
4. По сроку действия:
- постоянные (конституция, ГК, УК);
- временные (о бюджете, о МРОТ, о введение в действие закона…)
5. По отраслевой принадлежности:
- содержат нормы разных отраслей права (ФЗ о пенсионном обеспечении, об АО, ФЗ о регистрации прав на недвижимость);
- содержат нормы одной отрасли права (УК, ГК, КоАП).
6. По форме выражения:
- конституция;
- кодексы;
- основы законодательства;
- законы;
- регламенты и т.д.
Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и классификация. Соотношение законов и подзаконных нормативных правовых актов. Вступление в юридическую силу подзаконных нормативных правовых актов.
В странах романо-германской правовой системы и некоторых других правовых системах наряду с законами существует другая, очень большая группа нормативных правовых актов, условно именуемая подзаконные нормативные правовые акты.
Подзаконный нормативный правовой акт — это такой вид нормативного правового акта, который издается полномочным органом на основе и во исполнение закона. В большинстве случаев подзаконные нормативные акты издаются исполнительными органами власти. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются следующими признаками: 1) они основываются на положениях законов и не должны им противоречить; 2) им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом; 3) они быстрее реагируют на потребности общественного развития; 4) нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем имеют более узкое (видовое) значение, чем нормы законов, которые являются нормами родового значения.
Различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей являясь подзаконными актами, находятся в иерархической зависимости от закона. Приставка «под» означает иерархическое свойство подзаконного акта быть хотя бы на одну ступень, на один уровень ниже закона.
Помимо иерархической зависимости у всех подзаконных нормативных правовых актов имеется содержательная зависимость от закона, выражающаяся в том, что закон регулирует наиболее важные, принципиальные отношения, он осуществляет первичное регулирование, а все менее значимые отношения регулируются подзаконными нормативными правовыми актами. Это уже будет представлять собой вторичное регулирование. Вторичное регулирование позволяет органам, в чьем ведении находится исполнение того или иного закона, издавать номы, конкретизирующие общие положения закона.
Сфера регулирования подзаконными нормативными правовыми актами может быть не меньше, а даже больше сферы регулирования законом, они более глубоко проникают в деятельность субъектов права. В Российской Федерации сфера подзаконных нормативных правовых актов в правовой системе занимает весьма значительную самостоятельную позицию, что иногда имеет и отрицательные последствия, а именно когда подзаконный акт искажает смысл и цели закона.
Подзаконные нормативные правовые акты делятся (дифференцируются) на указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и др. Основой классификации подзаконных актов является принадлежность к органам, их издающим. Положение того или иного органа в системе властных органов существенно влияет на юридическую силу подзаконного акта. Поэтому указы президента всегда называют первыми, в числе подзаконных актов, затем идут акты правительства, других органов исполнительной власти, местных органов самоуправления. В некоторых случаях правом издания подзаконных нормативных правовых актов наделены и законодательные органы. Так, палаты Федерального Собрания Российской Федерации по определенным вопросам издают постановления, которые имеют подзаконный характер.
Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:
на указы и распоряжения Президента РФ;
акты Правительства РФ;
акты федеральных министерств и ведомств;
акты исполнительной власти субъектов РФ;
акты органов местного самоуправления;
локальные акты.
Закон, в отличие от подзаконного нормативного правового акта, может издаваться и, как правило, издается в отсутствие какого-либо акта. Официальное опубликование – необходимое условие вступления в силу всякого закона. « На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы» [15]. В некоторых случаях указания на необходимость принятия конкретного закона и принципиальное регулирование общих вопросов может содержаться в Конституции, но чаще всего закон издается именно в отсутствие какого-либо акта. В законе тем самым осуществляется первичное регулирование общественных отношений, в подзаконном нормативном правовом акте, как правило, – вторичное регулирование общественных отношений.
Закон и подзаконный нормативный правовой акт являются основными разновидностями одного источника права − нормативного правового акта. Однако данный источник права не единственный в правовой системе Российской Федерации. В законодательстве закреплена множественность источников права и их разновидностей.
В последние годы с новой силой обострилась дискуссия о формировании в Российской Федерации такого источника права, как судебный прецедент.
Судебный прецедент как основной источник права используется в странах англосаксонской правовой семьи, население которых составляет ни много ни мало одну треть населения всей планеты. Как дополнительный источник права судебный прецедент используется и в странах романо-германской правовой семьи. К примеру, во Франции нормативный характер имеют решения Кассационного суда Франции, а в ФРГ решения Федерального конституционного суда [2, с. 141].
Специфическое значение имеет данный источник права для России. В начале ХХ в. было принято рассматривать решения судов в качестве вспомогательного источника права [1, с. 18]. Г.Ф. Шершеневич подкрепляет это положение на примере деятельности коммерческих судов, которым в дореволюционной России было предоставлено исключительное право «за недостатком законов основывать свои решения на «примерах» решений, в том же суде состоявшихся» [24, с. 89].
К особенностям закона в отличие от других форм нормативных правовых актов следует отнести их устойчивость, стабильность и относительную неизменность. Законом закрепляются принципиальные, основополагающие, устойчивые отношения, свойственные данному строю, обществу в относительно длительный, обозримый период его существования.
Именно в законах осуществляется первичная регламентация наиболее важных для общества и государства отношений. По предметам исключительного регулирования законом границы регулирования федеральным законом ничем не могут быть ограничены, т.к. в федеральных законах по предметам их исключительного регулирования могут быть закреплены в том числе и нормы, регулирующие какие-то детали определенных видов общественных отношений. По другим предметам закон может устанавливать общие рамки и направления правового регулирования, оставляя место для регулирования подзаконными нормативными правовыми актами.
Таким образом, наиболее целесообразным в вопросе соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта будет, во-первых, определение степени иерархической зависимости и подчиненности подзаконных нормативных правовых актов по отношению к закону, во-вторых, определение оснований издания подзаконных нормативных правовых актов и рамок их принятия, в-третьих, установление предметных сфер регулирования соотносимых актов. Отметим, что каждый из трех аспектов проблемы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта не может существовать сам по себе, не может быть изолирован один от другого, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Предложенное понимание проблемы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта имеет значение рабочего инструментария для данного исследования.
ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ—предусмотренный законодательством специальный порядок придания законной юридической силы принятым (изданным) нормативным правовым актам. Для актов различной юридической силы существуют специальные правила введения их в действие.
Особый порядок вступления в действие установлен законодательством для общеобязательных нормативных актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, — ведомственных актов. Такие акты подлежат не только официальному опубликованию, но и регистрации. Соответственно нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер и прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. В указанный срок эти акты подлежат опубликованию в газете «Российские вести», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Исключение составляют те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер. Эти акты официальному опубликованию не подлежат