Закон как вид нормативно-правового акта

Нормы права как обязательные правила поведения устанавливаются в официальном, регламентируемом законом порядке, именуемом правотворчеством, и закрепляются в юридических формах или источниках права.

Результаты правотворчества (т.е. нормы права) получают свое закрепление в официальных документах – нормативно-правовых актах (НПА).

Понятие нормативно-правового акта, наиболее полно отражающее его действие, содержится в инициативном проекте федерального закона «О законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации». НПА - это акты, изданные полномочными на то органами государственной власти и содержащие правовые нормы, т.е. общие предписания постоянного или временного действия, применение которых обязательно.

На основе определения нормативно-правового акта можно выделить следующие его признаки:

1. Нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. Нормативно-правовой акт есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства (прямое правотворчество), а также уполномоченных на то государством общественных образований, например, органы местного самоуправления (делегированное правотворчество), при этом каждый субъект правотворчества связан рамками своей компетенции.

2. Они содержат в себе общеобязательные правила поведения - нормы права, выражающие государственную волю. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом разрабатывать и принимать нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения.

3. Нормативно-правовые акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам).

4. Имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.).

5. Нормативно-правовые акты распространяют свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений, регулируемых нормами, составляющими их содержание.

6. Нормативно-правовые акты, как правило, распространяют свое действие на широкий круг субъектов и рассчитаны на многократное их применение.

В связи с широким кругом регулируемых правом общественных отношений и разнообразием методов и средств правового воздействия на эти отношения существует многообразие актов, образующих систему нормативно-правовых актов.

Существуют различные основания (критерии) подразделения нормативно-правовых актов на виды (классификации).

Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников – это предмет правового регулирования, т.е. принадлежность к той или иной отрасли права. По данному признаку можно выделить административные, уголовные, гражданские и др. нормативно-правовые акты.

По сфере действия (объем и характер действия) нормативно-правовые акты подразделяются на:

- акты общего действия – охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на территории государства;

- акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

- акты исключительного (чрезвычайного) действия – их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

Другое основание деления нормативно-правовых актов – по субъектам их издания. Различают нормативно-правовые акты органов государства, органов местного самоуправления, акты непосредственно народного волеизъявления (например, референдумов).

Можно классифицировать нормативно-правовые акты и по срокам действия:

- акты постоянного действия – не ограниченные в своем действии какими-либо временными рамками; такие акты действуют постоянно до их отмены;

- акты временного действия – срок действия таких актов ограничен либо конкретно указанным сроком их действия, либо конкретными обстоятельствами, для которых этот акт предусмотрен.

Центральным и главным является подразделение нормативно-правовых актов в соответствии с их юридической силой.

Юридическая сила НПА – это внутреннее свойство акта действовать, порождать юридические обязательные правовые последствия.

Юридическая сила указывает на место акта в системе нормативно-правовых актов, его значение, его верховенство либо подчиненность. Все нормативно-правовые акты находятся между собой в определенной соподчиненности и поэтому обладают неодинаковой юридической силой.

Юридическая сила НПА зависит от того, какой орган издал данный нормативно-правовой акт (парламент, президент, правительство, министерство и т.д.), и какое место занимает этот орган в системе государственной власти (парламент федерации или парламент республики, правительство федерации или субъекта и т.п.). Чем выше место государственного органа в системе государственной власти, тем выше юридическая сила издаваемого нормативного акта.

По юридической силе различают:

- законы

- подзаконные нормативно-правовые акты

Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) – это акты правотворчества, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Они призваны конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут им противостоять. По своему содержанию подзаконные нормативно-правовые акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти и должностных лиц в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции.

Главным нормативно-правовым актом современного государства является закон.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государством в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Исходя из данного определения, можно выделить признаки закона, отличающие его от всех других нормативно-правовых актов.

1. Это акт, принимаемый только высшими представительными органами государственной власти (Федеральным собранием в России, Конгрессом – в США, Парламентом – в Италии, Франции, Японии и др.).

2. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и, прежде всего, основного из них – конституции – закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти, формы и виды собственности.

3. Законы – это акты, принятые в особом порядке.

4. Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:

- все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда им не противоречить. В случае расхождения (коллизии) какого-либо акта с законом действует закон;

- законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом;

- никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который издавал это закон. Исключением являются законы субъектов РФ, которые могут быть отменены или изменены Конституционным судом РФ.

Законы могут классифицироваться по различным основаниям (критериям).

В зависимости от значимости содержащихся в них норм и по юридической силе законы подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие, как их иногда называют.

К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции; затем – законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституции; законы – необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, порядку их принятия, внесения в них изменения и дополнений.

Обыкновенные (текущие) законы принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные сферы общественной жизни. В отличие от конституционных законов, для принятия или изменения обыкновенных законов существует более упрощенная процедура принятия и изменения, что подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность, как регуляторов общественных отношений.

- В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, закон в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации.

Первые издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию.

Вторые – высшими органами государственной власти субъектов федерации и, соответственно, имеют силу лишь на подведомственной территории.

По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации действуют федеральные законы, т.е. федеральные законы имеют приоритет над законами субъектов.

- По объему и объекту регулирования:

Общие законы – посвящены целой сфере общественных отношений (основы законодательства, кодексы).

Специальные законы – регулируют более узкие области общественных отношений.

Вывод: Таким образом, нормативно-правовой акт имеет приоритетное значение в системе законодательства большинства государств современности. Он представляет собой официальный документ, издаваемый компетентным, уполномоченным на то органом, в котором получают свое внешнее выражение и закрепление действующие в государстве правовые нормы.

Существует достаточно четкая классификация нормативно-правовых актов. Делается это для того, чтобы как-то систематизировать и упорядочить всю совокупность нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Этот принцип имеет достаточно важное значение и необходим для правильной классификации нормативно-правовых актов, а также в практическом применении нормативных актов.

Наши рекомендации