Система показателей, оценивающих экономическую концентрацию рынка
Разработка системы показателей, способных дать оценку состоянию, развития конкуренции на российских товарных рынках, приобретает в последнее время большую актуальность вследствие растущего влияния структуры рынков как на стратегии предприятий, так и на решения органов государственной власти. Показатели концентрации характеризуют степень неравномерности распределения объемов производства или продаж товара между хозяйствующими субъектами, а также возможность воздействия каждого из них на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.
В зарубежной и отечественной экономической литературе подробно представлены методы исследования и технология расчетов основных показателей концентрации. В зависимости от метода расчета, экономического содержания и направления анализа все показатели концентрации могут быть представлены в виде двух групп — абсолютные и относительные показатели.
Абсолютное измерение концентрации предполагает оценку количества предприятии на рынке и совокупной доли, приходящейся на ограниченное число единиц. Пропорциональность рынка, представляющая в первую очередь соотношение между различными его элементами, характеризуется относительными измерителями концентрации (кривая Лоренца, коэффициент Джини).
Однако в статистической практике и деятельности антимонопольных органов как в промышленно развитых странах, так и в России из всех обозначенных измерителей практическое использование ограничено только двумя из них (CR-3 и HHI). Наиболее распространенный и часто применяемый показатель для характеристики абсолютной концентрации — коэффициент рыночной концентрации (CR). Он показывает кумулированные доли признака концентрации наиболее крупных единиц и определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка (может измеряться в долях или в процентах
Рыночная доля продавца вычисляется как отношение не только объема продаж, но и численности занятых, величины активов или величины добавленной стоимости данной фирмы к суммарному значению данного показателя для рынка в целом.
Этот показатель является обязательным для статистического мониторинга состояния рынка в большинстве промышленно развитых стран мира, причем в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В США и Франции эти доли составляют 4, 8, 20, 50, 100 крупнейших компаний. В ФРГ, Англии, Канаде для подобных расчетов обычно берутся данные 3, 6, 10 и т. д. предприятиях в отрасли или данные о фирмах, функционирующих на рынке. В России этот показатель стал рассчитываться и публиковаться в официальной статистике с 1992 г. для трех (СR-3), четырех (CR-4), шести (СR-6), восьми (CR-8) крупнейших продавцов.
1. Коэффициент концентрации определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка:
где CRi — индекс концентрации i фирм, %;
qi— доля продаж i-й фирмы в объеме реализации рынка. %
n — количество хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке. Индекс концентрации может измеряться в долях или в процентах.
Данный коэффициент позволяет не только сопоставить по уровню концентрации различные отрасли или рынки, но и проанализировать динамику концентрации, определить, за счет долей каких предприятий (крупных, средних или мелких) наметилась перегруппировка сил на рынке.
Существенный недостаток показателя концентрации состоит в его «нечувствительности» к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Например. CR-4 будет одинаковым и равным 80% в двух совершенно различных случаях- когда одно предприятие контролирует 77% рынка, а остальные 23 — по 1%. и когда 4 равномощных предприятия владеют по 20% рынка каждый. Поэтому в статистической практике в последние годы стали все шире использовать другие показатели, характеризующие уровень концентрации в целом для рассматриваемой совокупности предприятий.
2. Наиболее популярный обобщающий показатель — коэффициент Герфиндаля—Гиршмана (HHI)— учитывает как число предприятий, так и неравенство их положения на рынке и характеризует уровень монополизации. Значение коэффициента снижается с увеличением числа предприятий и возрастает с усилением неравенства между предприятиями при любом их количестве. При возведении в квадрат долей рынка коэффициент дает более высокий вес показателей крупных предприятий, чем мелких. Это означает, что если данные о долях рынка очень мелких предприятий отсутствуют, то итоговая ошибка будет невелика.
Коэффициент Герфиндаля—Гиршмана вычисляется как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке, и может измеряться в долях или процентах.
где ННI— индекс Герфиндаля—Гиршмана;
qi — доля продаж i-й фирмы в объеме реализации рынка;
n — количество хозяйствуюших субьектов (фирм) на рынке.
Чем меньше ННI, тем меньше концентрация, тем при прочих равных условиях сильнее конкуренция на данном рынке и тем слабее рыночная власть отдельных предприятий. Для конкурентного рынка (если число предприятий на нем превышает 100) HHI стремится к единице, Для монопольного рынка — к 10000 В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и коэффициентов Герфиндаля—Гиршмана по степени концентрации выделяются три типа рынков: высоко, средне- и низкоконцентрированные:
Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации рынка, равномерность распределения продавцов на нем. Чем больше продавцов с равными по масштабам объемами предложения на рынке, тем меньше соответствующие показатели.
Наряду с положительными характеристиками ННI обладает существенным недостатком — для его расчета необходима полная аналитическая база обо всех субъектах рынка, что является достаточно проблематичным в условиях дефицита информации о показателях деятельности субъектов рынка.
3. Основными показателями рыночной (монопольной) власти фирм, используемыми в мировой практике, являются индекс Бейна, индекс Лернера и индекс Тобина. В связи со сложностью их расчетов индексы Бейна и Тобина редко используются в практической деятельности антимонопольных органов за рубежом.
Вместе с тем индекс Лернера достаточно доступен как в плане его расчета, так и в плане экономической интерпретации полученных результатов и определяется как разница между ценой товара и предельными издержками его производства, отнесенная к цене:
где L — индекс Лернера;
Р — рыночная цена;
МС — предельные издержки производства товара.
Достоинство данного показателя состоит в том, что он непосредственно отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии. Чем больше цена реализации фирмы отклоняется от конкурентных норм, тем выше коэффициент Лернера. Индекс Лернера колеблется от нуля до единицы. Для совершенно конкурентного рынка он принимает значение, равное нулю (рыночная власть отсутствует); для рынка монополистической конкуренции находится в диапазоне 0,3—0,5; для рынка олигополии — 0,6—0,8 в зависимости от числа фирм (чем их меньше, тем, скорее всего, значения индекса Лернера будут больше); для рынков с доминирующей фирмой индекс может достигать 0,8—0,9 и для рынка монополии — приближаться к единице.