Мусульманская правовая семья
Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия,Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств.
Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что:
• одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, Коране, Сунне, Иджме;
• в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.
2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы стран мусульманской правовой семьи являются:
• признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости;
• переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями;
• вторичное значение нормативно-правовых актов;
• незначительная роль судебной практики;
• большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей);
• непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм;
• приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов.
Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права (например: индуистского - Бангладеш, Непал, Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права.
Источниками мусульманского права являются Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Коран — священная книга мусульман, содержит в себе высказывания Аллаха, данные Мухаммеду (Магомету), последнему из его посланцев и пророков. Внешне это книга стихов, состоящая из 114 сур (глав), содержащая более 4000 стихотворных фрагментов.
Коран — собрание изречений Мухаммеда, составленное через несколько лет после его смерти, — первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного характера, носящих слишком общий характер, чтобы иметь точность, конкретность и определенность юридических норм.
Сунна — собрание преданий (адатов) о жизни, поступках, высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Коран не подлежит толкованию судьями. Коран и Сунна истолкованы авторитетами, докторами ислама в IX в. Только на них и можно ссылаться.
Считается также источником мусульманского права аналогия (кияс) — правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.
Появление иджмы и кияса обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна, наоборот, представляла собой множество казуистических положений, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически нe могли самостоятельно разобраться. Во-вторых, в Коране и Сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении Которых были заинтересованы господствующие слои общества. Мусульманское право представляет собой яркий пример "права юристов". Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.
Иджма— нормы, сформулированные по единодушному согласию мусульманских ученых, наследников пророка.
Кияс — нормы, сформулированные исламскими правоведами по аналогии. Как видим, большую роль в формировании мусульманского права сыграли мусульманские ученые-правоведы. Очевидно, потому, что Коран и Сунна не содержат достаточно конкретных правил, правоведы не только конкретизировали положения указанных священных источников, но и восполняли пробелы, приспосабливали общие положения к изменяющимся условиям жизни.
К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права, — соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.