Методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы
Понятия методологии и метода. Комплексное использование системы методов как закономерность социальной работы. Методы социальной работы, их классификация. Методы индивидуальной, групповой и общинной работы.
Цели, задачи и содержание индивидуальной работы с клиентом. Цикл помощи клиенту. Цели, задачи и содержание социальной групповой работы. Групповая терапия и практическая деятельность социального работника. Содержание групповой социальной работы (развитие целой группы и отдельного члена группы, развитие взаимной помощи и поддержки среди членов группы, использование группового процесса для жизнедеятельности группы). Основные виды групповой социальной работы: группы восстановления, образовательные группы, группы самопомощи, терапевтические группы. Принципы организации и функционирования групп. Цели, задачи и содержание социальной работы в микросоциальной среде.
Основные методы профессиональной социальной работы в общине (умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических и статистических данных; умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию).
Ответ:
Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности».
«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».
Метод (от греч.мЭипдпт — «способ») — систематизированнаясовокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определеннуюзадачуили достичь определеннойцели.
Метод индивидуальной СР представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В процессе СР-к должен:
- Установить первичную связь и определить потребности клиента в соц. услугах;
- Изучить и уяснить проблему;
- Мотивировать необходимость соц. помощи;
- Концептуализировать проблему;
- Определить и исследовать предлагаемое решение;
- Выбрать стратегическое направление;
- Реализовать решения проблемы и др.
Метод СР с группой предполагает работу как в целом с группой (семьей), так и в группе – с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному решению возникших проблем и трудностей. Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.
Существует несколько теорий, регулирующих методы СР с группой:
- Теория поля рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющую определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутри групповые интересы;
- Теория социального обмена предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждение, готовы пожертвовать чем-то взамен.
- Теория социальных систем предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению.
К групповым методам могут быть отнесены совместная работа над определенными проблемами и задачами, диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей, составляющих различные социальные группы, а также психологические особенности этих групп.
К этим методам также относятся методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:
- Анкетный опрос используется в целях выяснения биографических данных, мнений, социальных установок, ценностных ориентаций, личностных особенностей. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с основной задачей опроса;
- Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, позволяющий проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности без проникновения в ее механизмы. В результате социометрической процедуры составляется социометрическая матрица, социопрограмма, позволяющая наглядно представить структуру межличностных отношений в группе, вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности;
- Референтометрия – способ выявления значимости членов группы для каждого входящего в нее индивида, а также мотивов межличностных выборов и предпочтений в группе;
- Коммуникометрия – способ выявления места каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.
Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие. Такими методами являются:
- Групповая дискуссия, приемлемая в практике руководства коллективами. Ее цель – быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;
- Деловая игра – воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование систем отношений, характерных для того или иного вида практической деятельности;
- Модификация социального поведения – выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению;
- Социально-психологический тренинг – активный метод групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности.
Групповая работа уместна в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются: жизненной позиции; идеологических устоев; культуры и образования; состояния здоровья; возраста; пола; социального положения; целевой направленности; трудовых навыков; культурно - досуговых интересов; индивидуально-психологических характеристик.
Методы СР в общине (СР в микросоциальной среде).
Социальная община – это относительно устойчивая совокупность, характеризующаяся более или менее одинаковыми условиями и образом жизни, общностью массового сознания, социальных норм, ценностных систем и интересов.
Социальная общность – это форма совместной жизнедеятельности людей, человеческого общежития, которая складывается исключительно под воздействием объективного хода общественного развития совместного характера человеческой жизнедеятельности.
СР в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом основными методами работы являются: социальная диагностика; социальное прогнозирование; социальное планирование микросоциальной среды; социально-терапевтическая работа; развитие системы территориального самоуправления; благотворительные акции в микросоциальной среде; практическая работа в общине.
Главная цель СР в общине – добиваться кооперации и создания организованной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ.
СР в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы. Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к СР с семьей как основной ячейкой нашего общества, т.к. здесь в качестве пациента выступает вся семья. СР-к должен помнить, что трудное для понимания или даже странное поведение члена семьи может быть обусловлено его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если СР-к действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней обстановку. Разрабатывая и внедряя методы СР в общине, необходимо учитывать изменения, связанные с инновационными процессами, происходящими в нашем обществе. При этом одной из главных задач является внедрение наукоемких социальных исследований, соединение науки и практики, объединение гуманитарных и технических знаний. Повышение качества самого социального пространства, постоянное обновление методов, расширение их функциональности должны осуществляться с учетом накопленного опыта.
Особое место отводится еще одному методу СР – дальнейшему совершенствованию технологии, объектом здесь является социальное пространство. Все, что обеспечивает защиту соц. интересов, в том числе и методы работы с людьми, семьями и сообществами, обладает рядом свойств: создание своей целеполагающей деятельности – утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ, направленность на совершенствование основ гражданского общества; усиление принципов гуманизации.
27. Понятие социальной реабилитации. Организация деятельности реабилитационных центров
Содержание понятий «социальная реабилитация», «реабилитационная среда» и «реабилитационный потенциал». Субъекты и объекты социальной реабилитации. Система, цели, задачи и принципы социальной реабилитации. Формы, методы и средства. Виды социальной реабилитации. Концепции социальной реабилитации. Особенности реализации социальной реабилитации.
Причины утраты индивидом общественных связей. Проблема социальной интеграции клиента в социум. Учреждения и организации, а также специалисты, осуществляющие социально-реабилитационные мероприятия и программы.
Место комплексного подхода в осуществлении реабилитационных мероприятий. Зависимость индивидуальных программ реабилитации от характера проблем и состояния ресурсов клиента. Методы реализации реабилитационных программ в социальной работе. Сущность понятия «абилитация».
Ответ:
Соц. реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, соц. статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в соц. среде, но и самой соц. среды, нарушенной или ограниченной по каким-либо причинам.
Реабилитационная среда – наиболее оптимальная форма оказания реабилитационной помощи. В ней реализуется комплекс соц. программ:
1. открытая (поликлиника, диспанцер, кабинеты, семейные клубы).
2. полузакрытая (дневной стационар, реабилитационное общежитие).
3. закрытая (реабилитационный центр, больница, монастырь, пенитенциарная система).
Реабилитационный потенциал – прогностическая оценка потенциальных возможностей клиента в отношении преодоления болезни, возвращения в семью, к общественно полезной деятельности, основанная на объективных данных о наследственности, соц. статусе, особенностях физического и психического развития и об особенностях заболевания.
Объекты соц. реабилитации – инвалиды и дети с ограниченными способностями, пожилые люди, военнослужащие, лица из мест лишения свободы, наркоманы и др.
Субъекты – это, прежде всего, государство со своими соц. учреждениями (реабилитационные центры, кризисные центры, геронтологические центры и др.).
Принципы: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественная бесплатность для особо нуждающихся (инвалиды, беженцы, пенсионеры).
Цели и задачи зависят от объекта.
1) Наркозависимые, игрозависимые. Цель – избавление от зависимости
Задачи:
1. Проведение комплекса религиозных, психологических, педагогических, соц., медицинских мероприятий, направленных на закрепление терапевтического успеха.
2. Восстановление выздоравливающих больных и интеграция их в общество.
3. Формирование нового образа жизни.
4. Восстановление навыков работы или обучение новой профессии.
2) Инвалиды. Цель – восстановление соц. статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его соц. адаптация.
Задачи:
1. Мед. реабилитация, которая состоит из восстановительной терапии, хирургии, протезирования.
2. Профессиональная реабилитация (проф. ориентация, проф. образование, производственная адаптация и трудоустройство).
3. Соц. реабилитация (соц. – средовая и соц. – бытовая адаптация).
4. Психологическая подготовка клиента успешно адаптироваться в окружающей среде.
Уровни соц. реабилитации:
1. Медико-социальный.
2. Профессионально-трудовой.
3. Соц.-психологический.
4. Соц.-ролевой.
5. Соц.-бытовой.
6. Соц.-правовой.
Виды реабилитации:
1. Медицинская – комплекс мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма.
2. Соц.-средовая – комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды для жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления соц. статуса и утраченных соц. связей.
3. Профессионально-трудовая – система гарантированных государством мероприятий по проф. ориентации, проф. обучению и трудоустройству в соответствии со здоровьем, квалификацией и личными склонностями.
4. Психологическая – позволяет успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе.
5. Социальная – обеспечение социализации личности и восстановление прежнего уровня.
Методы реабилитации: индивидуальные беседы с больным и родственниками, работниками различных учреждений, психотерапия, фитотерапия, организация работы клубов родственников.
Методы могут быть различными в зависимости от факторов – болезни, степени тяжести, соц. окружения. Реабилитация может достичь результатов только при комплексном взаимодействии методов.
Причинами утраты индивидом общественных связей может послужить: инвалидность, пенитенциарная система, выход на пенсию и др.
Учреждения, осуществляющие реабилитацию:
- детские дома для детей, попавших в ТЖС;
- центры реабилитации детей-инвалидов;
- геронтологические центры;
- кризисные центры.
От того, какие проблемы имеет клиент, и от состояния ресурсов клиента выбирается ИПР, которая включает в себя комплекс мероприятий оптимальных для него. Например: основными видами реабилитации инвалидов являются – мед., социально-средовая, проф.-трудовая, психолго- педагогическая реабилитация.
При этом применяется всесторонний подход к решению проблем клиента, рассматривая его как целостную уникальную систему и как активного участника реабилитационного процесса.
В практике СР термин реабилитация впервые стал применяться с нач. 20 века и подразумевал благотворительность. Со 2 пол. 20 в. реабилитация – система гос., мед., соц.-эконом., псих. и иных мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное возвращение больных в общество.
Абилитация – создание новых возможностей, наращивание соц. потенциала, т.е. возможности личности реализуются в обществе (термин точнее чем реабилитация).