Российские организации по стандартизации
СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Основные положения
Стандартизация по определению ИСО/МЭК— это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности.
Из определения следует, что стандартизация — это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований в целях обеспечения:
• безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества человека;
• технической информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
• качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
• единства измерений, правовые и другие основы которого регламентированы Законом "Об обеспечении единства измерений" от 27.04.93 №4871-1;
• экономии всех видов ресурсов;
• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Результатом работы по стандартизации является принятие стандарта.
Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, на основе согласия заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, требования или методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, для достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы общества.
Стандарты разрабатывают как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ и т.д.), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера.
Стандарт — это целесообразное решение повторяющейся задачи для достижения определенной цели. Стандарты содержат показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции и экономичности ее производства, а также повышения уровня ее взаимозаменяемости.
Основополагающим документом в России по стандартизации является Закон "О стандартизации" от 10.06.93 № 5154-1. Настоящий Закон устанавливает правовые основы стандартизациив Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Закон "О стандартизации" устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений, а также для граждан-предпринимателей, продавцов, исполнителей услуг, конструкторских, проектных, транспортных и других организаций и предприятий.
Отношения в области стандартизации в России регулируются и обеспечиваются также издаваемыми законодательными и другими актами РФ:
• законами "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей";
• указами Президента и нормативными актами Правительства России (постановление Правительства РФ от 12.02.94 г. № 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг", распоряжение Правительства России от 20.02.95 № 255-р "О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации" и др.);
• подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели стандартизации;
• приказами Госстандарта России.
В основополагающий Закон "О стандартизации" вошли следующие статьи: понятие стандартизации; законодательство Российской Федерации о стандартизации; международные договоры; организация работ по стандартизации; международное сотрудничество в области стандартизации; нормативные документы по стандартизации и требования к ним; государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации; отраслевые стандарты, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений; применение нормативных документов по стандартизации; информация о нормативных документах по стандартизации, их издание и реализация; государственный контроль и надзор; органы государственного контроля и надзора; государственные инспекторы, их права и ответственность; уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность; финансирование работ по государственному контролю и надзору; стимулирование применения государственных стандартов.
Для усиления роли стандартизации в научно-техническом прогрессе, повышении качества продукции и экономичности ее производства разработана Государственная система стандартизации (ГСС). Она представляет собой комплекс взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, структуру органов и служб стандартизации, их права и обязанности, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства Российской Федерации, порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также контроля за их внедрением и соблюдением.
ГСС определяет организационные, методические и практические основы стандартизации во всех звеньях народного хозяйства.
Основные цели стандартизациисогласно Государственному стандарту (ГОСТ Р 1.0 — 92):
• зашита интересов потребителей и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья людей, а также их имущества, охрану окружающей среды;
• повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;
• обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
• содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшению экономических показателей производства;
• устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и эффективного участия государства в межгосударственном и международном разделении труда;
• обеспечение безопасности народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
• содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Основные задачи стандартизации:
• обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
• установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
• установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
• согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
• унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
• установление метрологических норм, правил, положений и требований;
• нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
• установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материало-, энерго и трудоемкости, для обеспечения разработки и применения малоотходных технологий;
• создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
• нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
• создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
• содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.
Принципиально новым в ГСС, имеющим важное значение для повышения качества продукции, является введение стандартизации на всех этапах производства, начиная от сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов и кончая готовыми изделиями и их утилизацией.
Государственное управление стандартизацией в России осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).
Работы по стандартизации в области строительства организует Госстрой России. Другие органы государственного управления организуют деятельность по стандартизации в пределах их компетенции.
Основные цели и задачи Госстандарта России:
• реализация государственной политики в области стандартизации;
• координация деятельности государственных органов управления, касающейся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;
• определение основных направлений разработки и развития научно-методических и технико-экономических основ стандартизации и метрологии;
• разработка проектов перспективных и годовых планов государственной стандартизации, рассмотрение и согласование проектов планов соответственно отраслевой стандартизации;
• организация работ по аттестации и сертификации качества промышленной продукции;
• разработка общих методических указаний по оценке качества продукции и эффективности его повышения;
• определение объектов государственной и отраслевой стандартизации;
• утверждение государственных стандартов;
• извещение о зарегистрированных стандартах на соответствующую продукцию;
• государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
• методическое руководство деятельностью различных ведомств в области стандартизации, унификации, метрологии и аттестации и сертификации качества промышленной продукции;
• установление единой системы нормативно-технической, проектно-конструкторской и технологической документации; обеспечение научно-технической информацией в области стандартизации и контроля качества продукции;
• издание научно-технических журналов, справочников и другой литературы по вопросам стандартизации и контроля качества продукции;
• принятие мер по запрещению выпуска и реализации продукции, изготовленной с нарушениями требований государственных стандартов, а также указания предприятиям, организациям, независимо от их ведомственного подчинения, об обнаруженных нарушениях требований, установленных стандартами;
• организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации;
• участие, координация и контроль за деятельностью российских организаций в области стандартизации, метрологии и контроля качества продукции в международной организации по стандартизации;
• разработка правил применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации;
• регламентация в государственных стандартах ГСС общих организационно-технических правил, форм и методов взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с государственными органами управления.
На современном этапе главным направлением деятельности Госстандарта России в рамках ГСС должны стать вопросы регулирования безопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, гармонизации отечественных стандартов с международными и зарубежными аналогами, сохранение и ускорение общего нормативного пространства СНГ, выполнения условий присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). В этих работах активное участие должны принимать специалисты органов исполнительной власти, в том числе и в субъектах Российской Федерации, работники производственных, научных и учебных организаций, представители общественных объединений.
Госстандарту России предоставлено право:
• запрашивать у органов исполнительной власти и организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, документы и сведения по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта;
• создавать по вопросам, отнесенным к компетенции Госстандарта, межведомственные научные и научно-технические советы, комиссии, экспертные и рабочие группы с привлечением специалистов органов исполнительной власти и других организаций;
• заключать договоры на создание, передачу и использование научной и научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг;
• заключать договоры на выпуск официальных изданий государственных стандартов, стандартных справочных данных о составе и свойствах веществ и материалов, нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации (СМС), аккредитации, указателей стандартов, перечней допущенных к применению СИ, стандартов и рекомендаций международных организаций, национальных стандартов зарубежных стран;
• принимать в пределах своей компетенции постановления, обязательные для выполнения органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектами хозяйственной деятельности;
• представлять в установленном порядке Российскую Федерацию в международных организациях по СМС, аккредитации, качеству и испытаниям, а также проводить переговоры по вопросам сотрудничества с аналогичными органами зарубежных стран;
• публиковать принятые государственные стандарты, общероссийские классификаторы, а также сведения, содержащиеся в Общероссийском каталоге продукции и услуг, внесенных в Государственный реестрпродукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам.
Российские организации по стандартизации
Руководство стандартизацией Госстандарт России осуществляет непосредственно или через научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и опытно-экспериментальные базы этих институтов, межобластные и областные центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ) и ряд других.
Госстандарт обладает развитой сетью научно-исследовательских институтов, специализирующихся на различных областях измерений. Некоторые из них:
Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)
Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИСтандарт)
Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС)
Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС)
Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦСМВ)
ГП "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д. И. Менделеева (ГП ВНИИМ им. Д. И. Менделеева)
Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации агропромышленной продукции (ВНИИССагропродукт)
Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии (ВНИИР)
ГП "Всероссийский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" (ГПВНИИФТРИ)
Для разработки, актуализации и гармонизации действующих нормативных документов в рамках Госстандарта создаются и действуют специализированные технические комитеты (ТК)по стандартизации, представляющие собой формирования специалистов – представителей заинтересованных предприятий и организаций. Технические комитеты создаются на добровольной основе для разработки государственных стандартов РФ, проведения работ в областях СМС по закрепленным областям деятельности. Обычно ТК создаются на базе НИИ Госстандарта или предприятий, деятельность которых соответствует специализации ТК.
Основные функции технических комитетов: определение концепции развития СМС в своих областях; составление проектов новых стандартов и обновление действующих; оказание научно-технической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы; гармонизация отечественных стандартов с международными.
Основу территориальных органов Госстандарта составляютрегиональные центры метрологии и стандартизации, расположенные в центрах субъектов РФ и координирующие работу в области метрологии и стандартизации. Кроме этого, есть несколько специализированных территориальных органов, расположенных в городах, где действуют крупные метрологические институты.
Правовой основой для создания технических комитетов служит решение Госстандарта России или Госстроя Российской Федерации, кроме того, предприятия и организации могут направлять предложения по участию их специалистов в работе технического комитета в один из указанных выше государственных органов. Госстандарт или Госстрой РФ привлекают к работе в технических комитетах ведущих ученых и специалистов, представителей организаций — разработчиков продукции, производственных предприятий (фирм), предприятий — основных потребителей продукции (услуг), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей. Работа в технических комитетах основана на добровольных началах.
Межобластные и областные лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникойосуществляют функции Госстандарта России. Они несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие стандартизации и метрологии; проведение единой технической политики в области стандартизации и метрологии на предприятиях, в организациях, расположенных на соответствующей территории.
На предприятиях организуется самостоятельный конструкторско-технологический или научно-исследовательский отдел (бюро, лаборатория) стандартизации, который подчиняется главному инженеру и выполняет все работы по стандартизации. Если на предприятии невозможно создать самостоятельные отделы по стандартизации, то создают особые бюро или группы стандартизации в отделах главного конструктора, главного технолога, главного металлурга и т.д., которые подчиняются начальникам соответствующих отделов и ведут работу по стандартизации только в определенной области.
Службы стандартизации на предприятиях разрабатывают:
• предложения к перспективным и годовым планам работ по государственной и отраслевой стандартизации и представляют их в соответствующую базовую или головную организацию по стандартизации;
• проводят работу по стандартизации и унификации продукции и технологической оснастке;
• определяют (с привлечением экономических служб предприятий) технико-экономическую эффективность внедрения стандартов и других нормативно-технических документов по стандартизации в проектирование и производство;
• осуществляют систематический контроль за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий при проектировании и производстве продукции;
• разрабатывают стандарты предприятий;
• пересматривают устаревшие стандарты предприятий и технические условия, утвержденные предприятиями, и т.д.
Другие субъекты хозяйственной деятельности (научно-технические общества, инженерные общества и др.) создают в своей структуре специальные службы, которые разрабатывают нормативно-технические документы для собственного пользования и организуют работу согласно рекомендациям (в соответствии стандартам) Госстандарта или Госстроя Российской Федерации,
Таким образом, задачами существующей в России системы служб стандартизации являются ускорение научно-технического прогресса, повышение качества продукции и дальнейшее развитие специализации производства.