Конституция США: принятие, форма, особенности, конституционный контроль и внесение поправок
США стали первым в мире государством, в котором были приняты документы, официально именовавшиеся конституцией. Первоначально это произошло в каждом из 13 штатов, бывших английскими колониями, в процессе их борьбы за независимость от Короны. Затем после их объединения и образования нового единого крупного государства — США — была принята американская Конституция, действующая с поправками до настоящего времени. Это старейший из всех существующих сета основных законов. Данная Конституция была принята Конвентом, собравшимся в Филадельфии в мае 1787 года. В работе вента приняли участие 55 делегатов от 13 штатов. Цель принятия Конституции состояла в том, чтобы юридически оформить образование нового независимого государства — Соединенных Штатов Америки — и при этом установить такое его устройство, 'рое сделало бы невозможным произвол в отношении человека. Конституция США (далее — Конституция) была принята Конвентом 17 сентября 1787 года и после ратификации необходимым числом штатов вступила в силу 4 марта 1789 года, первоначально Конституция состояла из преамбулы и семи статей. Преамбула указывает цели принятия Конституции (образование более совершенного союза, утверждение правосудия, течение внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию, обеспечение свободы), а также источник, от которого она исходит (Мы, народ...). Американские суды не признают за преамбулой нормативного значения. Первая статья регламентирует статус Конгресса США, то есть федерального парламента. Во второй статье определен статус Президента США. Третья статья посвящена вопросам организации судебной власти федерации. В четвертой регулируются вопросы федерализма. Пятая статья устанавливает процедуру изменения Конституции. Две последние статьи имеют преимущественно значение переходных и заключительных положений.
Основные особенности Конституции заключались в том, что она впервые учредила пост выборного Президента как главы государства, установила президентскую республику в качестве формы правления, регламентировала систему сдержек и противовесов как механизм реализации принципа разделения властей, закрепила федеративную форму территориального устройства. Конституция является строго функциональной. Она не содержит общих, абстрактных принципов, программных положений. Но такие принципы нередко выводятся из конституционных норм.
17. Права и свободы человека и гражданина по Конституции США.
Права и свободы В первоначальном своем виде Конституция США не закреп ляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в кон ституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась со зданием системы органов государственной власти. Но такое поло жение вызывало широкое недовольство народа, поставившее под угрозу процесс ратификации Конституции. Вследствие этого в 1791 г. были введены в действие первые десять поправок к Кон ституции, известные как Билль о правах. Эта важнейшая часть Конституции, дополненная впоследствии и другими поправками, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и прежде всего — на равенство и свободу. Ли шить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязан ностью государства. Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных со браний и обращений к правительству с петициями, а также сво боду совести. Поскольку эти права и свободы рассматривались как естественные, т. е. не нуждающиеся в правовом закреплении, по правка по форме представляла собой запрет на принятие Конг рессом США каких-либо законов, ограничивающих эти права и свободы. В последующие годы Верховный суд США распространил этот запрет и на органы власти штатов. Из текста поправки выте кает недопустимость создания государственной религии, веротер пимость и отделение церкви от государства. Верховный суд США сформулировал границы свободы выражения мнений, запретив призывы к мятежу и подрывной деятельности против государства, подстрекательство к нарушению общественного порядка и к со вершению преступления, распространение порнографии, распро странение заведомо клеветнических и порочащих сведений о го сударственных должностных лицах и частных лицах и др. В судеб ной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием. В США нет официальной цензуры, но признается возможность "предварительного ограни чения", т. е. право Правительства обращаться в суд с ходатай ством об издании судебного приказа о запрете готовящейся пуб ликации в прессе. Гарантируется свобода политического инако мыслия, хотя в прошлом принимались ограничительные законы. Политические права и свободы не считаются абсолютными, зло употребления ими и ненадлежащее использование влекут уголов ное преследование. Поправка II закрепляет право народа хранить и носить ору жие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необ ходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов. Федеральное зако нодательство требует идентификации личности, приобретающей пистолет или винтовку, ограничивая право для лиц, имеющих судимость, наркоманов и психически неполноценных. Судебная практика по толкованию этого права невелика. Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища. Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жи лища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Соответствующий ордер может быть выдан только при достаточ ных основаниях, подтвержденных присягой или заявлением с под робным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предме тов, подлежащих аресту. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граж дан ("прайвеси"), свободу от полицейского произвола; наиболее детальной регламентации подверглось понятие "достаточных осно ваний" для подслушивания разговоров и электронного наблюдения. Поправка V декларирует основные принципы судопроизвод ства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных (преступления, ка раемые смертью, или "позорящие преступления"), запрет повтор ного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения. Сформулированная судами "привилегия против са мообвинения" и связанное с ней право обвиняемого не отвечать на вопросы послужили укреплению презумпции невиновности, состязательности, обязанности обвинения нести "бремя доказыва ния" и других демократических принципов уголовного процесса. Еще более значительным оказалось требование "надлежащей су дебной процедуры", которое стало важнейшим принципом всей правовой системы США. Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопро изводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судеб ного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных про цессуальных правил (знать, в чем он обвиняется, иметь очную ставку со свидетелями обвинения и возможность вызова своих свидетелей, пользоваться услугами адвоката). Эти конституцион ные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США. Поправка VII распространяет право на суд присяжных так же на производство по гражданским делам. Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги (денежная сум ма, вносимая обвиняемым в обеспечение его явки в суд), чрез мерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни. Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конститу ции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчер пывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не зак репленные Биллем о правах. Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, со храняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза и глав ный принцип разграничения полномочий между Союзом и штата ми, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации. Содержательно к Биллю о правах примыкает ряд последую щих поправок к Конституции США: запрет рабства (поправка XIII); невозможность судебного наказания без надлежащей правовой про цедуры (поправка XIV, разд. 1); расширение избирательных прав (поправки XIX, XXIV, XXVI). | ||
|
18. Президент и конгресс США: выборы, полномочия.
Президент США: статус, полномочия. Место в системе органов государственной власти
Конституция наделяет президента США значительной властью. Президент США по Конституции 1787 года - является главой исполнительной власти. Основной закон США объединил в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства. В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства.
Полномочия и обязанности
Президент является главнокомандующим армией и флотом Соединённых Штатов и «милиции» (ополчения) отдельных штатов, когда она призывается на действительную службу США.
Президент США имеет право:
потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу, касающемуся их должностных обязанностей даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилование за преступления против Соединённых Штатов, кроме как по делам импичмента (не только собственного, но и чиновников иных уровней).По совету и с согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов
заполнять все вакансии, открывающиеся в период между сессиями сената, выдавая удостоверения на должности, срок действия которых истекает в конце его следующей сессии в чрезвычайных случаях может созвать обе палаты Конгресса или любую из них в случае разногласий между палатами Конгресса по поводу времени переноса заседаний переносить их сам на такое время, какое сочтёт уместным.
Президент США по совету и с согласия сената назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц США, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливаются законом (но Конгресс может законом предоставить право назначения таких нижестоящих должностных лиц, каких сочтёт уместным, президенту единолично, судам или главам департаментов)
Президент периодически дает Конгрессу информацию о положении страны и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтёт необходимыми и целесообразными.Президент США принимает послов и других официальных представителей, обязан заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись, удостоверяет в должности всех должностных лиц Соединённых Штатов.
Конституция наделяет президента США значительной властью. Президент США по Конституции 1787 года - является главой исполнительной власти. Основной закон США объединил в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства. В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства.
Конгресс США - высший орган законодательной власти США, образующий вместе с исполнительной (Президент США) и судебной (Верховный суд США) ветвями властиФедеральное правительство США.
Полномочия Конгресса оговорены первой статьей Конституции США (а также поправками к Конституции). В частности Конгресс имеет право:
· устанавливать финансовую и бюджетную политику Соединенных Штатов;
· устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы;
· объявлять войну, обеспечивать оборону и общее благосостояние страны;
· принимать в состав США новые штаты;
· регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами;
· учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду;
· выпускать национальную валюту;
· устанавливать единую стстему мер;
· создавать вооруженные силы;
· выдавать патенты;
· организовывать почтовую службу и многие другие.
Конгресс США также имеет право "принимать законы, которые необходимы и уместны для приведения в исполнение перечисленных выше [в Конституции США] полномочий, а также других полномочий, определенных этой Конституцией для Правительства Соединенных Штатов Америки".
Первая статья Конституции США определяет также и то, что Конгресс США состоит из двух палат - Сената и Палаты представителей.
Сенат обеспечивает равное представительство в высшем законодательном органе страны всех штатов США. Палата представителей обеспечивает представительство пропорционально численности населения того или иного штата.
Для того, чтобы быть избранным в Конгресс, кандидат должен удовлетворять нескольким обязательным условиям, оговоренным Конституцией США.
Для обеспечения плодотворной работы Конгресса создаются комитеты, сосредоточенные на каких-либо направлениях деятельности (комитет по сельскому хозяйству; комитет по иностранным делам и так далее). Комитеты могут быть постоянными или специальными. Специальные комитеты обычно создаются для решения какого-либо вопроса, не вписывающегося в компетенцию постоянных комитетов, либо для проведения расследования. Комитеты могут создавать еще более специализированные подкомитеты.
В состав Конгресса входит также ряд вспомогательных служб. Самая, наверное, известная среди них, - это Библиотека Конгресса США
Палата представителей считается (хотя и неофициально) нижней палатой Конгресса США. Штаты представлены в ней пропорционально населению, но в то же время даже самый маленький штат имеет в палате хотя бы одного депутата. Всего в Палате представителей 435 мест, ее членов называют конгрессменами.
Главная задача Палаты представителей - принятие федеральных законопроектов, которые после одобрения сенатом и подписания Президентом становятся законами США.
Конгрессмены избираются на два года, выборы проводятся каждый четный год. Для того, чтобы стать кандидатом в членя Палаты представителей, необходимо быть не моложе двадцати пяти лет, не менее семи лет быть гражданином США и проживать в том штате, откуда кандидат избирается в Конгресс.
Палата представителей имеет право исключать избранных депутатов из своих рядов, для этого за исключение должны проголосовать не менее двух третей конгрессменов.
Сенат фактически является верхней палатой Конгресса США. Он обеспечивает равное представительство (по два депутата) от каждого штата. Таким образом, в Сенате США - сто депутатов, которых называют сенаторами.
Сенаторы избираются на шесть лет,но каждые два года заканчивается срок полномочий трети сенаторов. Таким образом, каждые два года Сенат на треть обновляется (хотя ничто не мешает сенатору быть переизбранным). Выборы в Сенат проходят одновременно с выборами конгрессменов. Для того, чтобы стать членом Сената, кандидат должен быть гражданином США не менее девяти лет, быть не моложе тридцати лет и проживать в том штате, от которого он избирается.
Сенат рассматривает законопрооекты, уже прошедшие через Палату представителей, и одобряет либо отклоняет их. Кроме того, Сенат дает согласие на ратификацию международных договоров, утверждает назначение судей Верховного суда и высших чиновников федерального правительства.
Именно Сенат принимает решение об импичменте (отстранении от должности) Президента и судей Верховного суда.
Председателем Сената США является вице-президент Соединенных Штатов Америки. Он не участвует в голосованиях Сената, за исключением случаев, когда голоса сенаторов делятся пополам.
19. Административно-территориальное устройство США.
По форме государственного устройства США являются федерацией, объединяющей 50 штатов. В состав государства также входит Федеральный округ Колумбия (т.е. столица США – г. Вашингтон), несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вашингтонские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющие статус «свободно присоединившегося государства». Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой вправе распоряжаться Конгресс США.
«Конгресс может принимать в Союз новые штаты, но не может образовывать или учреждать новые штаты в пределах юрисдикции другого штата; равным образом не могут без согласия законодательных собраний заинтересованных штатов и Конгресса образовываться новые штаты путем слияния двух или более их частей.
Штаты – это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США (это положение было сформулировано Верховным Судом США в связи с Гражданской войной 1861 – 1865 г.г.). Однако они принимают свои конституции, которые должны совершенствовать конституции США (конституции штатов в отличие от конституции США принимались неоднократно и являются часто гораздо более пространственными).
Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конференции, без согласия конгресса облагать пошлинами импорт или экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска.
Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило, не применяется.
Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами (в одном из штатов - выборщиками) на 2 – 4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации).
Однако в отличие от президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица – казначей, атторней и др. – могут избираться непосредственно гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует их деятельность и в како-то мере руководит им.
Конституция США установила четкий перечень самых существенных предметов ведения, относящихся к исключительной компетенции Конгресса.
Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не в праве учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии конгресса и законодательных собраний штатов.
Федерация США – относительно централизованная. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов.
В США не существует единой системы местных органов власти, поскольку каждый штат вправе решать вопрос по своему усмотрению в соответствии с установленной им же административно-территориальной системой. Господствующей является концепция самоуправления, которая основывается на признании самостоятельности избранных населением органов управления в пределах своей компетенции.
Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно - территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов. Поэтому системы местного самоуправления в разных штатах различны.
Большинство штатов делятся на графства. Всего их в США более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа, прокурора или атторнея.
Графства подразделяются на тауны и таунишпы. Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления в США. В большинстве городов применяется система совет-управляющий. Приблизительно в 40% городов существует система совет-мэр. В очень немногих городах существует комиссионная система.
20. Общая характеристика Конституции Великобритании.
Британская Конституция – уникальное явление в современном мире, главные ее особенности состоят в историческом характере, гибкости и в том, что она является неписаной.
Конституция Великобритании представляет собой совокупность норм и практик, регулирующих организацию и функционирование государственной власти, а также отношения между государством и гражданами в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии. Конституция складывалась постепенно, именно в этом смысле она историческая, составляющие ее элементы появились в разное время.
Акты конституционного характера отличаются от обычных только предметом регулирования, они не имеют юридических отличий и особого положения в иерархии правовых актов, в силу этого они могут быть в любой момент отменены парламентом.
Конституция Великобритании является неписаной. Термин «неписаная» означает отсутствие единого, «кодифицированного» акта с соответствующим названием, в этом смысле она как бы не «записана». Большую роль в ней играют конституционные обычаи, принципы и практики, которые известны, но действительно не зафиксированы официально.
Конституция Великобритании включает: статуты; акты делегированного законодательства; нормы, установление которых является прерогативой Короны; нормы и правила Палаты общин и Палаты лордов; судебные прецеденты; обычаи и конституционные конвенционные нормы; акты европейского права и доктрину.
Статуты – акты, принимаемые парламентом и санкционированные монархом. По порядку принятия, изменения и отмены все статуты (в узком смысле)одинаковы и обладают равной юридической силой.
Акты делегированного законодательства– нормативные инструменты реализации делегированного законодательства, т. е. акты, принимаемые правительством в силу прямых указаний закона и устанавливающие правовые нормы.
Парламентские нормы и правила Палаты общин и Палаты лордов определяют режим организации и функционирования палат, а также статус их членов, составляющие парламентское право.
Прецеденты – решения и принципы, сформулированные в конкретных делах. Они имеют большое значение для защиты индивидуальных прав.
Прецедентное право состоит из норм и принципов, созданных и применяемых судьями в процессе вынесения ими решений.
Принципы доктрины судебного прецедента:
1) для нижестоящего суда обязательны решения вышестоящего;
2) суды (за исключением Палаты лордов) связаны своими собственными решениями;
3) апелляционные суды не должны следовать принятым по «невнимательности» решениям;
4) апелляционные суды не связаны собственными решениями, противоречащими более поздним решениям Палаты лордов;
5) Судебный комитет Тайного совета не связан собственными решениями и решениями Палаты лордов.
Обычаи и конституционные конвенционные нормы (т. е. соглашения) – политическая практика, представляющая собой правило или соглашение между политическими силами, которое в результате этого превращается в норму.
21. Основы правового статуса личности в Великобритании.
Особенности закрепления конституционного статуса человека.
Одной из особенностей конституционного статуса человека в Великобритании является то, что отсутствует системное изложение его прав, свобод и обязанностей. Они устанавливаются и регулируются статутами, прецедентами, обычаями. Поэтому в Великобритании основное внимание уделяется обеспечению эффективной защиты прав и свобод, прежде всего судебной.
В Великобритании имеется специальное законодательство против дискриминации по расовому и половому признаку (Акт о расовых отношениях 1976 г., Акт о дискриминации по признаку пола 1975 г. с поправками 2002 г.). Они касаются главным образом обеспечения равенства в трудовой и социальной сферах, прописывают ответственность за проявления дискриминации. Предусматриваются законами ограничения прав человека в интересах безопасности общества и государства, которые в основном связаны с борьбой против терроризма (акты о чрезвычайных мерах 1973, 1978 г. и Акт о предотвращении терроризма 1984 г., ряд новых актов, принятых в 2002-2003 гг.). Эти законы предусматривают особенности уголовно-процессуальных гарантий прав лиц, подозреваемых в терроризме, а также возможность ограничения права на неприкосновенность частной жизни.
Гражданство.
Имеет свои особенности и регулирование конституционного статуса человека в плане отношения к гражданству. Существует несколько категорий лиц, различающихся по степени правовой связи с Великобританией. При этом отличие между ними по правовому статусу состоит в неодинаковых возможностях по реализации политических прав (прежде всего избирательного), а также въезда на территорию страны. Это обусловлено историей Великобритании как колониальной державы.
Итак, имеются следующие категории лиц. Во-первых, это граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (хотя Великобритания - монархия, употребляется термин "граждане", а не "подданные"), которые обладают всей полнотой прав и свобод. Для приобретения такого гражданства в порядке натурализации требуется проживать на территории Великобритании определенное время, иметь хороший характер и достаточно хорошее знание английского, или гэльского (коренного для Шотландии), или валлийского (коренного для Уэльса) языка, намерение постоянно проживать в Великобритании или поступить на работу, связанную с постоянным пребыванием в стране. В случае вступления в брак с британским гражданином требования несколько упрощаются. Во-вторых, существует гражданство британских зависимых территорий. Данный статус не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке получить гражданство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии В-третьих, имеется гражданство британских заморских территорий. В-четвертых, известна категория лиц, находящихся под британской защитой. В основном к ним относятся граждане бывших английских колоний или территорий, существовавших под протекторатом Великобритании. Указанный статус им придается, как правило, в связи с чрезвычайными обстоятельствами, по решению монарха (реально - - Кабинета). В-пятых, особый статус имеют граждане Ирландской Республики. Они, в частности, обладают в Великобритании активным избирательным правом. В-шестых, в Великобритании могут находиться иные иностранные граждане и лица без гражданства.
Отдельные права, свободы и обязанности человека в Великобритании.
В британском конституционном праве не существует единой официальной классификации прав и свобод граждан, законодателыю закрепленного деления на личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Ключевой среди личных прав и свобод выступает свобода личности - право не подвергаться произвольному и безосновательному физическому ограничению свободы. Основным документом в этой сфере является действующий по сей день Хабеас корпус акт 1679 г. Основные его положения предусматривают право судебной проверки оснований: ареста, презумпцию невиновности, запрет на получение доказательств вины путем психического и физического давления и т. д. К личным правам относятся также тайна переписки и телефонных переговоров, защита от электронных средств контроля за личной жизнью, свобода совести и вероисповедания, неприкосновенность жилища, т. е. невозможность войти туда без специального,разрешения, выдаваемого судьей на законных основаниях.
К политическим правам и свободам могут быть отнесены свобода слова, свобода прессы, свобода собраний и объединений. Последнее включает право создавать политическую партию. В Великобритании основную борьбу за представительство в органах власти ведут ныне две политические партии: Консервативная и Лейбористская. Имеются и другие партии, в том числе достаточно крупные. В Великобритании отсутствует закон, регулирующий деятельность политических партий; она определяется различными статутами, обычаями и прецедентами. Однако рядом статутов закреплен статус основной оппозиционной партии, которая именуется "оппозиция Правительства Ее Величества". Эта партия получает денежные средства из бюджета, а ее лидер может сформировать и возглавить "теневой" Кабинет министров и даже получать как его руководитель заработную плату из бюджета. Задача "теневого" кабинета состоит в обеспечении беспрерывности управления в случае смены правительства и контроле за правительством. Довольно подробно регулируется в Великобритании право на организацию профессиональных союзов (правда, оно не распространяется на работников полиции, военнослужащих, сотрудников спецслужб).
Одно из важнейших политических прав - избирательное право. Для избирательного законодательства Великобритании характерно, во-первых, установление достаточно невысокого возрастного ценза при приобретении пассивного избирательного права. Им пользуются граждане (только британские и ирландские), достигшие 21 года. Во-вторых, в Великобритании запрещено баллотироваться на выборах ряду государственных должностных лиц. Необходимое условие выдвижения в таком случае - отставка с соответствующего поста, т. е. им не предоставляется возможность в отличие от многих других стран сначала быть избранными, а потом оставить занимаемый пост. Имеется и специфический моральный ценз: не могут быть выдвинуты кандидатами на тот или иной пост банкроты. В-третьих, активно используется избирательный залог как условие регистрации в качестве кандидата. Если кандидат набирает менее 5% голосов избирателей, залог не возвращается, хотя сам залог сравнительно невелик. К избирательным правам граждан относится и право на объединение в политическую партию. Не случайно в 2000 г. был принят Закон о политических партиях, выборах и референдумах. Таким образом, регулирование всех этих взаимосвязанных прав помещено в один акт. Правда, еще раньше, в 1998 г., был принят Закон о регистрации политических партий. В Великобритании на парламентских выборах и в основном на выборах в органы местного самоуправления применяется мажоритарная система относительного большинства, хотя при формировании части шотландского парламента и части Ассамблеи Уэльса Используется пропорциональная избирательная система. Пропорциональная система по Закону 1999 г. применяется и на выборах депутатов Европейского парламента, за исключением Северной Ирландии, где по-прежнему используется система единого передаваемого голоса.
Среди социально-экономических прав и свобод важнейшим правом в Великобритании, безусловно, выступает право собственности. Получили закрепление такие социальные права, как право на равную плату за равный труд право на отдых, право на социальное обеспечение, на образование, на здоровье и защиту от загрязнения окружающей среды и т. д.
22. Конституционный обычай и его роль в конституционном праве Великобритании.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ (КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО) — сложившееся в практике деятельности органов государственной власти правило, которое в силу многократного повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права. К.-п.о. складываются в парламентской, избирательной практике, в деятельности органов местного самоуправления. Некоторые из таких обычаев, имеющие особую значимость, получают законодательное закрепление.
В Великобритании нет единого писаного конституционного акта, регулирующего те отношения, которые обычно регулируются конституциями, а именно: основы общественного строя, конституционно-правовой статус личности, систему, порядок формирования и полномочия органов публичной власти. Однако здесь имеется исторически сформировавшаяся система норм, которые в комплексе регулируют эти отношения, причем довольно эффективно. Их называют с некоторой долей условности Конституцией Великобритании, хотя эти нормы содержатся в разных источниках права. Неписаной Конституция Великобритании является не в силу того, что нет конституционных норм, зафиксированных на бумаге, пергаменте, папирусе или ином носителе (в конце концов, статуты и прецеденты существуют в письменном виде), а потому, что нигде четко не закреплено, какие же нормы относить к числу конституционных, а какие - нет. Однако есть определенный общепризнанный набор источников права, которые в совокупности составляют Конституцию Великобритании.
Во-первых, это статуты, т. е. законы. Среди статутов есть акты, принятые весьма давно, но сохраняющие свое значение. К ним относятся Великая хартия вольностей 1215 г., Билль о правах 1689 г., Акт о престолонаследии 1701 г. и пр. Имеются и достаточно современные законы: "О парламенте" (1911 и 1949 гг.), "О пэрах" (1958 и 1963 гг.), "О Палате общин" (1978 г.), "О народном представительстве" (1867, 1918, 1949, 1969, 1974, 1983, 1985, 1989, 2000 гг.), иные законы, принятые в сфере конституционного регулирования. Регулирование статутами отличает некодифицированность, порой казуистичность правового текста.
Во-вторых, конституционные нормы обнаруживаются в относящихся к предмету конституционного права судебных прецедентах, т. е. правилах, зафиксированных в судебных решениях, обязательные для судов (а поскольку любое дело может попасть в суд, то и для всех остальных) при рассмотрении аналогичных дел. Как правило, это решения Высокого суда, Апелляционного суда и Палаты лордов. Палата лордов может при этом отступать от своих прецедентов. Прецедентами, например, установлено, что нет права взимать налоги без разрешения парламента, что монарх не несет ответственности, что должна осуществляться контрассигнаци