Вопрос 2. Экономические интересы в инновационной деятельности
Тема №3.
ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебные вопросы:
1. Мотивы инновационной деятельности в организациях.
2. Экономические интересы в инновационной деятельности.
3. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики.
4. Основные формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности.
Вопрос 1. Мотивы инновационной деятельности в организациях.
Инновационная деятельность - это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новые подходы к организациям информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг.
Левереджемв инновационной деятельности является фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результата.
Мотивы (факторы) инновационной деятельности. По мнению известного американского экономиста П. Друкера, «подтолкнуть» предпринимателя к активному поиску инновационной идеи способны следующие факторы:
· неожиданное событие - успех, неудача, неожиданное внешнее событие;
· неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такая, какой она должна быть»);
· нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки, которые должны быть устранены);
· внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
· демографические изменения;
· изменения в восприятии, настроениях или ценностных установках людей;
· появление новых знаний, как научных, так и ненаучных.
Стимулами инновационной деятельности являются как внешние (табл.1), так и внутренние проблемы предприятий: износ оборудования, высокие энергозатраты, недостаток производственных мощностей. На тех предприятиях, где произошла смена собственника и руководства, причинами инновации стали институциональные перемены - смена формы контроля над предприятием.
Таблица 1.
Внешние стимулы инновационной деятельности
Большинство руководителей отмечают свое желание опередить конкурентов и влияние давления со стороны потребителей. Примечательно появление такого фактора, как давление со стороны зарубежных партнеров. Обозначенные стимулы показывают постепенное приспособление предприятий к рыночным отношениям, когда внедрение инноваций становится необходимостью с позиций рыночного спроса и конкуренции, а не является результатом субъективной деятельности.
Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся:
1. Преимущества стратегического характера:
- создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;
- рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей;
- обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.
2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие:
- временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок;
- повышения качества и конкурентоспособности изделий;
- увеличения доли продукта на рынке.
3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря:
• реструктуризации деятельности;
• снижению непроизводительных расходов;
• экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий;
• экономии средств в результате использования вторичного сырья;
• снижению количества брака.
4. Специальные выгоды и льготы:
• информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур;
• льготное налогообложение;
• льготное кредитование.
Вопрос 2. Экономические интересы в инновационной деятельности.
Инновационная деятельность зависит от экономических условий, которые задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом:
• с одной стороны, направление инновационной деятельности в основном определяет рыночная конъюнктура, характеризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее развития; при этом снижение спроса на научно-техническую продукцию уменьшает инновационную активность предприятий;
• с другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуацию на рынке.
Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов.
Таким образом, инновационное пространство составляют три составных элемента, определяющих спрос и предложение:
1) рынок новаций (новшеств);
2) рынок инновационного предпринимательства;
3) рынок инвестиций.
1. Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении.
Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности:
- научно-исследовательские институты и университеты,
- малые инновационные фирмы,
- индивидуальные изобретатели.
Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новации, могут находиться на разных стадиях разработки:
• идея;
• прикладные исследования;
• опытный образец;
• инновационный продукт, осваиваемый в производстве.
Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, которая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости.
Новация превращается в инновацию в результате практического использования.
2. Рынок инновационного предпринимательства образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау.
К ним относятся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в своей деятельности.
3. Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений.
В качестве субъектов инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население.
Особенность финансирования инновационных процессов заключается:
- в потенциальной возможности многократно увеличить вложенный капитал;
- высокой степени риска потери инвестиционных вложений.
Для снижения рисков проводится детальный анализ перспектив и полезности будущего инновационного продукта, а также используются механизмы возврата предоставляемых инвестиций и управления рисками.