Практическое занятие № 9
Тема:«Россия в 1991-1999гг.».
Наименование работы:«Россия в 1991-1999гг.: варианты и направления развития».
Цель: сформировать представление о развитии России в 1991 - 1999гг., проанализировать социально-экономическую и политическую обстановку, международное положение Российского государства в 1900-е годы.
Норма времени:2 часа.
Место проведения: кабинет 104.
Материально-техническое оснащение рабочего места: учебники.
Литература:
1. Артемов В. В., Лубченко Ю. Н. История: учебник. - М.: Издательство Мастерство, 2006.
2. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
Интернет-ресурсы: http://istorik.org.
Содержание и последовательность выполнения работы:
Задание 1.Пользуясь учебником Артемов В. В., Лубченко Ю. Н. История: учебник. - М.: Издательство Мастерство, 2010, составьте историческую справку о развитии России в 1991 - 1999гг.
Задание 2.Пользуясь конспектом темы 1.10., составьте 10 вопросов касающихся социально-экономического и политического развития России в 90-е годы, её внешней политики и контактов. На составленные вопросы дайте свой краткий ответ.
Задание 3. Работа с документом.
1. В.В. Согрин «Три превращения современной России»
Выставляя историческую оценку Б.Ельцину, главному действующему лицу данного времени, я исхожу из осмысления его реального вклада в процесс модернизации, которая выходит на первый план отечественной истории. В осознании потребностей
модернизации, а также реализации некоторых её основополагающих принципов и механизмов Ельцину принадлежит одно из ведущих мест среди российских политиков. Но нужно и признать, что его практическая деятельность заключала в себе многообразные и глубокие противоречия и издержки. Президентство Ельцина способствовало оформлению в экономике олигархических кланов, антиконституционных привилегий, сосредоточению власти в руках привилегированных групп. Для его политического стиля характерно пренебрежение моралью, законом ... Прокомментируйте мнение современного исследователя. 2. «Власть и оппозиция» (о политическом кризисе 1993г.)
«Речь шла, по существу, о смене государственного строя в России. Основными составляющими этого перехода государственного строя страны в новое качество стали: демонтаж системы советской власти сверху донизу; доработка текста новой Конституции, целиком подогнанной не только под интересы правящих сил в целом, но и под Президента Б.Н. Ельцина лично и индивидуально; единоличное распоряжение исполнительной властью, которое дало бы преимущества Президенту; ускоренное наращивание социальной базы в лице собственников ..». Прокомментируйте это мнение авторов книги «Власть и оппозиция».
Задание 4.Дайте определение следующим понятиям:
1. Приватизация -
2. «Шоковая терапия» -
3. Чеченская проблема -
4. Парламентско-президентский кризис 1993 года -
5. Конституционная реформа -
6. Многопартийность -
Задание 5. Заполните пропуски.
Федеративный договор был подписан
Субъектами РФ являются
По Конституции 1993 г. РФ является
Государственная власть на территории РФ осуществляется
Должен знать:особенности и основные характеристики развития России и Российской Федерации в 1991-1999гг.
Должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать социально-экономическую, политическую обстановку в Российской Федерации, процессы происходящие в 1991-1999гг, место России в мире, оперировать изученными понятиями.
Контрольные вопросы:
1. Что включала в себя политическая реформа?
2. Какие методы, приемы и способы использовались Россией для перехода к рыночной экономике?
3. С какими трудностями пришлось столкнуться РФ после распада СССР?
Задания на дом
1) Л. 1. стр. 342-351, Л. 2. стр. 442-452, заполните таблицу «Россия 90-хх. гг.»
Практическое занятие № 10
Тема:«Российская Федерация в 2000-е годы».
Наименование работы: «Работа со статистическими данными об особенностях социально-экономического развития Российской Федерации в 2000-е годы».
Цель: сформировать представление о развитии России в 2000-е годы, проанализировать социально-экономическую и политическую обстановку, международное положение Российского государства в XXI веке.
Норма времени:2 часа.
Место проведения: кабинет 104.
Материально-техническое оснащение рабочего места: инструкционные карты. Литература:
1. Алексашкина Л. Н. Россия и мир в ХХ - XXI вв. - М.: Просвещение, 2009.
2. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2012.
Интернет-ресурсы: http://istorik.org.
Содержание и последовательность выполнения работы
Задание 1. Проанализируйте данную информацию, сформулируйте вывод.
1. Результаты досрочных президентских выборов 2000г. Общее число избирателей — 109 372 043. Приняли участие в выборах (определяется по числу бюллетеней, выданных избирателям) — 75 181 073 (68,74%).
В.В. Путин 39 740 467 (52,94%)
Г.А. Зюганов 21 928 468 (29,21%)
Г.А. Явлинский 4 351 450 (5,80%)
А.М. Тулеев 2 217 364 (2,95%)
В.В. Жириновский 2 026 509 (2,70%)
К.А. Титов 1 107 269 (1,47%)
Э.А. Памфилова 758 967 (1,01%)
С.С. Говорухин 328 723 (0,44%)
Ю.И. Скуратов 319 189 (0,43%)
А.И. Подберезкин 98 177 (0,13%)
У.А. Джабраилов 78 498 (0,10%)
2. Из выступления В. Путина в 2002г. Перед депутатами Федерального Собрания.
«Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация — одна из тревожных».
3. Из статьи В. Третьякова «Русская Азия» («Московские новости», 3 марта 2006 г.)
Возродив за годы правления Путина значительную часть своей былой внешней и внутренней субъектности, Россия отныне является не просто самым большим осколком бывшей мировой сверхдержавы СССР, не всего лишь одной из региональных сверхдержав Евразии, а (по совокупности характеристик) мировой державой второго ранга, имеющей перспективы возвращения себе и статуса глобальной сверхдержавности в ряду пятерки, к остальным членам которой относятся США, Китай, ЕС и Индия. Без России вновь нельзя или, по крайней мере, крайне трудно решить большинство проблем если и не в мире вообще, то в субрегионе Европа — Азия — Африка определенно. Судя по всему, России уготована, если она с ней справится, особая роль в бурно развивающемся конфликте христианской и исламской цивилизаций. Принятая Кремлем доктрина «суверенной демократии» исключает вхождение России в качестве подчиненного члена в какие либо международные коалиции, а, напротив, предполагает создание собственной коалиции на канонических пространствах своего исторического присутствия и влияния, в том числе и в Центральной Азии. А нынешние границы Российской Федерации являются неестественными или, во всяком случае, ощущаются таковыми и большинством политического класса страны — прежде всего с точки зрения того, что они не обеспечивают достаточный уровень безопасности для России. И эта недостаточность должна быть компенсирована. По крайней мере — прочнейшим военно-политическим союзом с рядом близлежащих стран.
4. Проанализируйте данные соц. опроса и предложите программу социальной адаптации и воспитания, образования молодого поколения в России сегодня.
Что вас радует и что беспокоит в детях (данные социологического опроса)
Что радует? % Что беспокоит? %
Уважение к старшим 33 Агрессивность и жестокость 26
Самостоятельность 23 Безнравственность 25
Жалостливость 21 Курение, наркомания 24
Желание учиться 15 Лень 11
Коммуникабельность 8 Невоспитанность 6
Зарабатывание денег 7 Раннее взросление 2
Любознательность 5 Излишняя практичность 3