Практическое занятие № 9

Тема:«Россия в 1991-1999гг.».

Наименование работы:«Россия в 1991-1999гг.: варианты и направления развития».

Цель: сформировать представление о развитии России в 1991 - 1999гг., проанализировать социально-экономическую и политическую обстановку, международное положение Российского государства в 1900-е годы.

Норма времени:2 часа.

Место проведения: кабинет 104.

Материально-техническое оснащение рабочего места: учебники.

Литература:

1. Артемов В. В., Лубченко Ю. Н. История: учебник. - М.: Издательство Мастерство, 2006.

2. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010.

Интернет-ресурсы: http://istorik.org.

Содержание и последовательность выполнения работы:

Задание 1.Пользуясь учебником Артемов В. В., Лубченко Ю. Н. История: учебник. - М.: Издательство Мастерство, 2010, составьте историческую справку о развитии России в 1991 - 1999гг.

Задание 2.Пользуясь конспектом темы 1.10., составьте 10 вопросов касающихся социально-экономического и политического развития России в 90-е годы, её внешней политики и контактов. На составленные вопросы дайте свой краткий ответ.

Задание 3. Работа с документом.

1. В.В. Согрин «Три превращения современной России»

Выставляя историческую оценку Б.Ельцину, главному действующему лицу данного времени, я исхожу из осмысления его реального вклада в процесс модернизации, которая выходит на первый план отечественной истории. В осознании потребностей

модернизации, а также реализации некоторых её основополагающих принципов и механизмов Ельцину принадлежит одно из ведущих мест среди российских политиков. Но нужно и признать, что его практическая деятельность заключала в себе многообразные и глубокие противоречия и издержки. Президентство Ельцина способствовало оформлению в экономике олигархических кланов, антиконституционных привилегий, сосредоточению власти в руках привилегированных групп. Для его политического стиля характерно пренебрежение моралью, законом ... Прокомментируйте мнение современного исследователя. 2. «Власть и оппозиция» (о политическом кризисе 1993г.)

«Речь шла, по существу, о смене государственного строя в России. Основными составляющими этого перехода государственного строя страны в новое качество стали: демонтаж системы советской власти сверху донизу; доработка текста новой Конституции, целиком подогнанной не только под интересы правящих сил в целом, но и под Президента Б.Н. Ельцина лично и индивидуально; единоличное распоряжение исполнительной властью, которое дало бы преимущества Президенту; ускоренное наращивание социальной базы в лице собственников ..». Прокомментируйте это мнение авторов книги «Власть и оппозиция».

Задание 4.Дайте определение следующим понятиям:

1. Приватизация -

2. «Шоковая терапия» -

3. Чеченская проблема -

4. Парламентско-президентский кризис 1993 года -

5. Конституционная реформа -

6. Многопартийность -

Задание 5. Заполните пропуски.

Федеративный договор был подписан

Субъектами РФ являются

По Конституции 1993 г. РФ является

Государственная власть на территории РФ осуществляется

Должен знать:особенности и основные характеристики развития России и Российской Федерации в 1991-1999гг.

Должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать социально-экономическую, политическую обстановку в Российской Федерации, процессы происходящие в 1991-1999гг, место России в мире, оперировать изученными понятиями.

Контрольные вопросы:

1. Что включала в себя политическая реформа?

2. Какие методы, приемы и способы использовались Россией для перехода к рыночной экономике?

3. С какими трудностями пришлось столкнуться РФ после распада СССР?

Задания на дом

1) Л. 1. стр. 342-351, Л. 2. стр. 442-452, заполните таблицу «Россия 90-хх. гг.»

Практическое занятие № 10

Тема:«Российская Федерация в 2000-е годы».

Наименование работы: «Работа со статистическими данными об особенностях социально-экономического развития Российской Федерации в 2000-е годы».

Цель: сформировать представление о развитии России в 2000-е годы, проанализировать социально-экономическую и политическую обстановку, международное положение Российского государства в XXI веке.

Норма времени:2 часа.

Место проведения: кабинет 104.

Материально-техническое оснащение рабочего места: инструкционные карты. Литература:

1. Алексашкина Л. Н. Россия и мир в ХХ - XXI вв. - М.: Просвещение, 2009.

2. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2012.

Интернет-ресурсы: http://istorik.org.

Содержание и последовательность выполнения работы

Задание 1. Проанализируйте данную информацию, сформулируйте вывод.

1. Результаты досрочных президентских выборов 2000г. Общее число избирателей — 109 372 043. Приняли участие в выборах (определяется по числу бюллетеней, выданных избирателям) — 75 181 073 (68,74%).

В.В. Путин 39 740 467 (52,94%)

Г.А. Зюганов 21 928 468 (29,21%)

Г.А. Явлинский 4 351 450 (5,80%)

А.М. Тулеев 2 217 364 (2,95%)

В.В. Жириновский 2 026 509 (2,70%)

К.А. Титов 1 107 269 (1,47%)

Э.А. Памфилова 758 967 (1,01%)

С.С. Говорухин 328 723 (0,44%)

Ю.И. Скуратов 319 189 (0,43%)

А.И. Подберезкин 98 177 (0,13%)

У.А. Джабраилов 78 498 (0,10%)

2. Из выступления В. Путина в 2002г. Перед депутатами Федерального Собрания.

«Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация — одна из тревожных».

3. Из статьи В. Третьякова «Русская Азия» («Московские новости», 3 марта 2006 г.)

Возродив за годы правления Путина значительную часть своей былой внешней и внутренней субъектности, Россия отныне является не просто самым большим осколком бывшей мировой сверхдержавы СССР, не всего лишь одной из региональных сверхдержав Евразии, а (по совокупности характеристик) мировой державой второго ранга, имеющей перспективы возвращения себе и статуса глобальной сверхдержавности в ряду пятерки, к остальным членам которой относятся США, Китай, ЕС и Индия. Без России вновь нельзя или, по крайней мере, крайне трудно решить большинство проблем если и не в мире вообще, то в субрегионе Европа — Азия — Африка определенно. Судя по всему, России уготована, если она с ней справится, особая роль в бурно развивающемся конфликте христианской и исламской цивилизаций. Принятая Кремлем доктрина «суверенной демократии» исключает вхождение России в качестве подчиненного члена в какие либо международные коалиции, а, напротив, предполагает создание собственной коалиции на канонических пространствах своего исторического присутствия и влияния, в том числе и в Центральной Азии. А нынешние границы Российской Федерации являются неестественными или, во всяком случае, ощущаются таковыми и большинством политического класса страны — прежде всего с точки зрения того, что они не обеспечивают достаточный уровень безопасности для России. И эта недостаточность должна быть компенсирована. По крайней мере — прочнейшим военно-политическим союзом с рядом близлежащих стран.

4. Проанализируйте данные соц. опроса и предложите программу социальной адаптации и воспитания, образования молодого поколения в России сегодня.

Что вас радует и что беспокоит в детях (данные социологического опроса)

Что радует? % Что беспокоит? %

Уважение к старшим 33 Агрессивность и жестокость 26

Самостоятельность 23 Безнравственность 25

Жалостливость 21 Курение, наркомания 24

Желание учиться 15 Лень 11

Коммуникабельность 8 Невоспитанность 6

Зарабатывание денег 7 Раннее взросление 2

Любознательность 5 Излишняя практичность 3

Наши рекомендации