Подвиг казачества в годы Великой Отечественной войны

Проблема казачества периода Великой Отечественной войны до самого последнего времени освещалась весьма немногословно. Однако, ярко показывалось его активное и деятельное участие в героической борьбе советского народа против фашистской Германии. В книге Пятницкого В.И. «Казаки в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» описаны основные операции, главные сражения, в которых принимали участие казаки, малоизвестные факты нашей недавней истории, описанные автором подробно и ярко, раскрывают подлинную суть подвига казачества в Великой Отечественной войне.

В начале июля 1941 года на заседании Ростовского обкома ВКП(б) было принято решение о создании в городах и станицах области отрядов народного ополчения. Такие же отряды стали создаваться и в Сталинградской области, в Краснодарском крае и на Ставрополье.

В середине июля 1941 года был создан Ростовский полк народного ополчения. В его ряды казаки вступали целыми семьями. Ростовский полк показал исключительно высокие качества уже в первых боях за родной город, и 29 декабря 1941 года он был зачислен в ряды Красной Армии. Патриотическое движение по созданию добровольных воинских формирований из граждан непризывного возраста в начале войны получило широкий размах. В станице Урюпинской 62-летний казак Н.Ф. Копцов заявил присутствующим на митинге: «Мои старые раны горят, но еще сильнее горит мое сердце. Я рубил немцев в 1914 году, рубил их в гражданскую войну, когда они, как шакалы, напали на нашу Родину. Казака не старят годы, я еще могу пополам разрубить фашиста. К оружию, станичники! Я первый вступаю в ряды народного ополчения».

В начале 1942 года Ставкой Верховного Главнокомандующего было принято решение о сведении кавалерийских дивизий в корпуса. Одним из первых в марте был сформирован 17-й казачий кавалерийский корпус генерал-майора Н.Я. Кириченко[10.]. Так, 4-го января 1942 года в 17-й казачий кавалерийский корпус были объединены 10-я, 12-я и 13-я Кубанские казачьи дивизии. В марте этого же года в состав 17-го казачьего кавалерийского корпуса вошли 15-я и 116-я донские добровольческие дивизии. А поскольку кавалерийский корпус в Красной армии организационно состоял из четырех дивизий, то 10-я Кубанская дивизия была расформирована, а ее личный состав усилил другие дивизии и тыловые подразделения. Одновременно корпус был заметно пополнен командирами и политработниками. Тогда же на вооружение корпуса стали поступать противотанковые ружья, автоматы, пулеметы, минометы и артиллерийские орудия. На фронтах войны 17-й казачий кавалерийский корпус покрыл себя неувядаемой славой, принимая активное участие во многих боевых операциях Красной армии. Особой стойкостью войска корпуса отличились в ходе битвы за Кавказ в 1942-1943 годах. За успешные бои на Кубани в августе 1942 года этому корпусу присваивается звание гвардейского, и он преобразовывается в 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус. Гвардейскими стали и все его подразделения. Дивизии этого корпуса отличились также при освобождении Одессы, Белоруссии, принимали участие в ожесточенных боях в Венгрии, войну закончили в Праге 9-го мая 1945 года. За боевые заслуги 22 воина корпуса были удостоены звания Героя Советского Союза. Одним из героев корпуса был участник Первой мировой войны, полный Георгиевский кавалер Константин Иосифович Недорубов. В бою под Кущевской 2 августа 1942 года эскадрон 52-летнего К. И. Недорубова (рядом с ним воевал его сын) уничтожил свыше 200 солдат противника, из которых 70 лично зарубил командир эскадрона. За подвиг под станицей Кущевской старшему лейтенанту К.И. Недорубову было присвоено звание Героя Советского Союза.

О том, как воевал этот гвардейский корпус, свидетельствуют строки письма найденного в ранце убитого под станицей Шкуринской немецкого солдата Альфреда Курца: «Все, что я слышал о казаках времен войны четырнадцатого года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание казачьей атаки повергает в ужас и заставляет дрожать. Казаки - это какой-то вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков как возмездия всевышнего».

Все добровольческие соединения Красной армии получали материальное обеспечение за счет трудящихся края, где проходило формирование того или иного воинского формирования. Так, конный состав был мобилизован в казачьих станицах Дона, Кубани, Терека и Ставрополья. Партийные органы Северного Кавказа отдали распоряжение, чтобы казаки, по старинному обычаю» приходили в армию полностью экипированными. В городах и станицах началось изготовление повозок, тачанок, походных кухонь, седел, холодного оружия. Повсеместно был организован пошив военной формы - гимнастерок, черкесок, бешметов, бурок, кубанок, сапог. Изготовление шашек шло в колхозных мастерских и кузницах. В количестве сотен единиц традиционные для терцев и кубанцев шашки кавказского образца, не уступавшие по качеству дореволюционным, ковали из вагонных рессор в железнодорожных мастерских Майкопа. А в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ) наладили промышленный, в десятки тысяч единиц, выпуск шашек уставного образца Казачьи кавалерийские корпуса сыграли важную роль в оборонительных сражениях, но были очень уязвимы с воздуха, от танков и пулеметов. В январе 1943 года 4-й Кубанский и 5-й Донской казачьи кавалерийские корпуса (впоследствии участники Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г.), усиленные танками и объединенные в конно-механизированную группу под командованием Н.Я. Кириченко, прорвали фронт на Куме, освобождали Минводы, Ставрополь, Кубань, Дон.

Возрожденная казачья гвардия с боями прошла всю территорию Советского Союза, начиная от Северного Кавказа до самых ее западных границ. Так в южной степной полосе шли на запад 4-й Кубанский (с конца 1942 командующий И.А. Плиев), 5-й Донской (командующий С.И. Горшков), 6-й гвардейский (И.Ф. Куц) казачьи кавалерийские корпуса. Участвовали гвардейские корпуса в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях, в тяжелых боях в Венгрии. Громили крупную неприятельскую группировку под Дебреценом. Брали Будапешт, Прагу и Вену. Современники отмечают высокий моральный дух красных казаков.

В составе 1-го Белорусского фронта наступали на Берлин 7-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Михаила Петровича Константинова и 3-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Николая Сергеевича Осликовского. Вели тяжелые бои на Одере, потом были введены в прорыв вместе со 2-й гвардейской танковой армией, обходя Берлин с северо-запада. Брали Бранденбург, Фризак, Райнберг и совершили бросок к Эльбе, где встретились с союзниками. В составе 1-го Украинского фронта воевали 1-й гвардейский Кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Виктора Кирилловича Баранова и 2-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Владимира Викторовича Крюкова.

Казачество внесло свой героический вклад в славную победу советского народа над фашизмом. На оккупированной территории Северного Кавказа, особенно в областях традиционного проживания донских, кубанских и терских казаков, было развернуто довольно активное партизанское движение. Только на Кубани к началу немецкой оккупации было создано 123 отряда общей численностью 5491 человек, а в Ростовской области к 24 августа 1942 года действовали 8 партизанских отрядов и 5 диверсионных групп общей численностью в 348 человек.

Но конечно, казаки воевали не только в казачьих соединениях и партизанских отрядах. Сотни тысяч служили в пехоте, в артиллерии, танковых войсках, авиации. Был замучен в лагере смерти Маутхаузен, не пожелав идти на службу к врагу, видный военный инженер, сибирский казак генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев. Много казаков стяжало себе славу в лихих и яростных воздушных боях - в том числе Дважды Герой Советского Союза Александр Николаевич Ефимов (будущий Маршал Авиации), Герой Советского Союза Георгий Андреевич Кузнецов (впоследствии - командующий авиацией Военно-Морского Флота), Герой Советского Союза Василий Дмитриевич Коняхин (первый атаман возрожденного Терского казачьего войска). Самоотверженно сражался танкист, Кубанский казак станицы Бесстрашной Дмитрий Федорович Лавриненко уничтоживший 52 танка противника. За свой подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1943 году Краснодарский крайком и крайисполком обратились в ЦК ВКП(б) и Ставку Верховного Главнокомандующего с просьбой о формировании из кубанского казачества добровольческой пластунской дивизии. Просьбу одобрили, и осенью дивизия была полностью готова. Перед выступлением на фронт ее командира, полковника П.И. Метальникова, вызвали в Ставку - его принял сам И.В. Сталин. Он разрешил личному составу дивизии носить старинную пластунскую форму. Тут же в своем кабинете Сталин произвел Метальникова в генерал-майоры. Таким образом, была сформирована 9-я Краснодарская пластунская стрелковая дивизия. Ее рядовой и сержантский состав в основном был укомплектован казаками-кубанцами. Свой боевой путь дивизия закончила под Прагой с двумя орденами на знамени - Кутузова II степени и Красной Звезды. Около 14 тысяч ее воинов были награждены орденами и медалями. И хотя в Красной Армии было немало геройских частей, даже из них противник выделил казаков-пластунов, дав только им одним страшное для себя название «сталинских головорезов».

За годы Великой Отечественной войны 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания. Возрожденная казачья гвардия с боями прошла от Северного Кавказа через Донбасс, Украину, Белоруссию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию, Германию. Триумфом казачьей гвардии стал парад Победы в Москве 24 июня 1945 года. За мужество и героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, около 100 тысяч казаков кавалеристов были награждены орденами и медалями. Звание Героя Советского Союза были удостоены 262 казака, из которых 38 представителей Терского казачества.

Казачество сегодня.

Жизнь в своем развитии изживает все лишнее, оставляя только то, что приносит пользу. Человеческое общество исторически следует данному непреложному закону. Таким образом, развиваются и процветают только те общественные движения, у которых есть четко определенная социальная роль и социальные функции. Что проверяется простыми вопросами: «Для чего это обществу?», «Какую пользу приносит?».

Славное прошлое казачества во многом обусловлено ценностью казаков перед лицом общества как защитников рубежей Родины и хранителей внутреннего правопорядка, устанавливающих на своих территориях истинное народовластие и народное самоуправление.

На сегодняшний день, после почти векового геноцида, казачество переживает свое второе рождение уже не только как этническая общность, но и как общественное движение, представленное совокупностью общественных объединений.

Это не просто «клубы исторической реконструкции». К сожалению многие видят самоценность возрождения казачества в повторении традиций прошлого, забывая о настоящем и будущем. Излишне педантичны и дотошны в вопросах исторического костюма и обмундирования. Как правило, не имея навыков ни верховой езды, ни фланкировки, гордо цепляют на себя и ногайку и шашку. Именно они, не принося пользы современному обществу, прозываются в нем «ряжеными». Близко к этому стоит «игра в казачество», заставляющий отдельных горе-казаков обвешиваться с ног до головы юбилейными медалями и посещать все массовые мероприятия по месту жительства. Это также не несет пользы обществу и вызывает только сарказм и ухмылки.

Итак, Какую же общественную пользу может принести казачество в настоящем и будущем?

1. Духовно - патриотическое воспитание. В настоящее время казачество представляет собой уникальное слияние двух этих важнейших воспитательных аспектов – залог счастливого будущего православных славянских народов .

2. Единение славянских народов. Казачество – вторая, после Православия, национальная идея, способная противостоять закордонной стратегии «разделяй и властвуй». Традиции казачества можно найти у большинства православных славянских народов, что поможет удержать границы единой нации.

3. Народовластие и самоуправление. Казачество представляет собой многовековую отечественную традицию самоорганизации и народного самоуправления. Это ценнейший политический опыт, плодотворной реформы, подобной столыпинской.

4. Экологическое возрождение. Казачество – одна из немногих, дошедших до нашего времени, традиций ведения натурального хозяйства и человеческого универсализма. Казак – пример целостного человека: воин, земледелец, ремесленник и купец в одном лице, ведущий натуральное хозяйство на своей земле и защищающий эту землю. Недаром символом казачества является лошадь – сила, свобода и единение с Природой…

Финансовая поддержка от государства в том числе руководства Саратовской области отсутствует. До революции казакам выделялась земля, были льготы по налогообложению, другие преференции, которые поддерживали казачество. Сегодня казаки всё делают за свои деньги, да и на местах не всегда чиновники поддерживают казаков, что вызывает дополнительные трудности.

В настоящее время традиции российского казачества возрождаются весьма активно не только для тех граждан России, которые на основании самоидентификации относящий себя к казачеству, ведущий определенный образ жизни, хранящий доставшийся от предков уклад, соблюдающий свод строгих нравственных правил.

Казаки несли и несут в своем характере такие черты, как мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение к другим народам и государствам.

Огромное внимание Волжское казачье войско уделяет работе с молодежью, ее духовному, физическому воспитанию и развитию. В Самаре, Саратове и Пензе созданы казачьи кадетские корпуса, классы. Кадеты занимаются военной, строевой и физической подготовкой, изучают историю казачества, казачьи танцы и песни, постигают традиции, быт и культуру своих предков.

Государственная политика Российской Федерации в отношении казачества сегодня весьма позитивна.

В.В. Путин так говорит о казачестве: «Важно, что казачье общество воспитывает поколение а духе патриотизма и гражданской ответственности. А значит, не мыслит себя без возможности честно, верой и правдой служить Отечеству, и потому, не только древняя, но и новая история России не мыслима без казачества».

Вместе с тем и в педагогическом сообществе укрепляется и растет понимание, что цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь, существование своих близких, окружающего сообщества, страны, именуемой Отечеством – Россией.

Образовательный стандарт как общественный договор задает новые требования к региональным социальным институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии, необходимые подрастающим поколениям в будущем. Проводить опережающую разработку особого класса гуманитарных технологий, направленных на работу с человеком инновационного будущего России, как человеком культуры, гражданином и патриотом своего Отечества, духовно-нравственной, ответственной за себя и судьбу страны, личности. Целевой характеристикой воспитания становится формирование духовного наследника, творца будущего, защитника и созидателя основ своего бытия в национальной истории.

Интеграция подрастающих поколений в сферу духовного наследия защитников Родины позволит развивать его национальное сознание через идеалы и ценности патриотизма, идею служения Отечеству, идею долга, что в свою очередь, обеспечит активизацию созидательных сил детей и молодежи Саратовской области.

Саратовская область, имеет славные исторические, боевые и созидательные традиции. Она была и остается одним из регионов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из этих традиций является военный подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены не только в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексов, но и в памяти жителей области. Музеи Саратовской области – это единый уникальный организм, обеспечивающий базовые основы развития отечественной культуры, важный элемент обеспечения единства общества, сохранения исторической памяти народа. Государственные музеи области ведут серьезную научно-просветительную работу, систематически популяризируя свои собрания, подчеркивая их историческую значимость и бесценность.

Школы, выбравшие казачий компонент в своей образовательной системе, создают воспитательные программы духовно-нравственного и патриотического воспитания, определяющие основные меры по формированию духовно-нравственного облика подрастающего поколения, как человека культуры, гражданина и патриота на основе казачьей ментальности, защиты его психического и нравственного здоровья. Это должно способствовать развитию у обучаемых стремления к служению Отечеству, защите суверенитета и территориальной целостности российской государственности, социально-культурной идентичности казачества на основе отечественных идеалов, смыслов, традиций и ценностей.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Базовыми национальными ценностями, на освоение которых направлен процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания в общем, начальном, среднем и высшем профессиональном, а так же дополнительном образовании, являются: патриотизм как любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, идея и идеалы служения Отечеству, деятельность во благо России; социальная солидарность, имеющая основанием свободу личную и национальную, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность, заключающаяся в верности конституционному долгу, ориентация к построению правового государства и гражданского общества, нравственная ответственность перед Отечеством, старшим поколением и семьей, соблюдение закона и правопорядка, сохранение межэтнического мира, свобода совести и вероисповедания; семья c ее нравственными атрибутами – любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество, направленные на созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость; наука – познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание; ценности традиционных российских религий; искусство и литература, выражающиеся в красоте, гармонии духовного мира человека, нравственном выборе, поиске смысла жизни, эстетическом развитии; природа c основополагающими ценностями – жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля; человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Общефизическая и специальная подготовка в том числе рукопашного боя, владение традиционными видами казачьего оружия, строевая подготовка, «в здоровом теле, здоровый дух».

Воспитательная концепция школы с казачьим компонентом строится в соответствии с документом, имеющим прямое отношение к данной проблеме.

Наши рекомендации