Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности
Провозглашение 27 июля 1990 года независимости Республики Беларусь послужило импульсом для духовного возрождения белорусского народа. 25 августа 1991 г., был принят Верховным Советом (парламентом) закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР». Период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между коммунистами и другими политическими группами. Конфликты касались вопросов будущей формы государства, экономической системы, характера и степени сотрудничества с Россией и другими странами.
19 сентября 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла решение изменить название республики и именовать «Республика Беларусь» или «Беларусь». Были приняты Законы «О государственном флаге Республики Беларусь» и «О государственном гербе Республики Беларусь». Прежний флаг БССР был заменен на бело-красно-белый, который являлся символом Белорусской Народной Республики, а новым гербом стал исторический герб Великого Княжества Литовского «Пагоня». Однако смена государственной символики вызвала в обществе дискуссии и еще больше усилила политическое противостояние. Вопрос о смене символики был внесен на всенародный референдум 11 мая 1995 года. Абсолютное большинство избирателей приняло образцы герба и флага, предложенные Президентом Республики Беларусь, в качестве государственных символов.
8 декабря 1991 года высшие государственные деятели Беларуси, России и Украины С.Шушкевич, Б.Ельцин и П.Кравчук в Вискулях в Беловежской пуще подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств — СНГ. К нему присоединились еще 8 независимых — бывших союзных республик. Одновременно было принято постановление о деноминации (прекращении действия) Договора 1922 года об образовании СССР. 10 декабря 1991 года Верховный Совет РБ ратифицировал Соглашение.
После провозглашения независимости республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и ведомства преобразовывались в республиканские. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска — Совету Министров РБ. Создана Служба контроля при Президенте РБ. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РБ от 1992 года «О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь» началось формирование белорусской армии. Все части и подразделения бывшего Белорусского военного округа, за исключением стратегических сил СНГ, перешли под контроль Министерства обороны республики. Разработана военная доктрина, сущность которой — Беларусь — нейтральная безъядерная держава, вооруженные силы созданы только с оборонительной целью.
15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, гарантированы права и свободы граждан. Впервые утверждена должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 года избран Александр Григорьевич Лукашенко. За него проголосовали более 81 процента избирателей.
Политическое развитие Республики Беларусь характеризуется нестабильностью. В 1996 году возник парламентский кризис. Президент А.Г.Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений в действующую Конституцию РБ 1994 года. Президентом был предложен вариант Конституции РБ 1994 года с изменениями и дополнениями. В новом варианте Основного закона страны претерпевали существенные изменения законодательная, исполнительная, судебная ветви власти. Расширялись полномочия главы государства — Президента. Оппозиция в Верховном Совете РБ во главе с его Председателем С.Шарецким предложила вариант Конституции, где пост Президента упразднялся. С 9 по 24 ноября 1996 года проводился референдум. На всенародное голосование выносились 7 вопросов (4 — по инициативе Президента, 3 — Верховного Совета). Важнейшие из них— о принятии Конституции РБ 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция), о праве частной собственности на землю, о перенесении Дня независимости РБ на 3 июля — день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков. По результатам голосования получила поддержку большинства народа позиция Президента. За предложенную Президентом новую редакцию Конституции проголосовали более 70 процентов избирателей, за перенесение Дня независимости — более 88 процентов, против введения частной собственности на землю — более 82 процентов.
В настоящее время представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент — Национальное собрание. Он состоит из двух палат — Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (депутаты избираются тайным голосованием на заседаниях местных Советов депутатов по 8 человек от области и города Минска). Исполнительную власть осуществляет Совет Министров РБ. Судебная власть принадлежит судам. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд РБ. Местное управление и самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов. Контролирующим органом является Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.
Конституционная реформа, проведенная после референдума, дала возможность ликвидировать многие препятствия на пути социальных преобразований в Республике.
Провозглашение независимости РБ, поставило проблему налаживания дружественных взаимовыгодных отношений с другими странами. В течение 1991-1992гг. независимость Беларуси была полностью де-юре признана международным сообществом. В числе первых государств, которые признали независимость Республики Беларусь стали – Турция (16 декабря 1991г.), Швеция (19 декабря 1991г.), Монголия (20 декабря 1991г.). 27 декабря 1991г. суверенитет Беларуси был признан США.
Вырабатывается доктрина внешней политики. Отношения с другими странами определяются на основе договоров, соглашений, в которых предусмотрено сотрудничество в сфере экономики, политики, культуры. Значительно расширились связи с соотечественниками за рубежом. Однако при этом важнейшим является углубление интеграционных процессов и расширение двустороннего сотрудничества с Россией.
2 апреля 1996 года Президенты Беларуси и России А.Лукашенко и Б.Ельцин подписали в Москве Договор о создании Сообщества Беларуси и России. Это стало важным шагом на пути всесторонней интеграции двух славянских народов. Ровно через год 2 апреля 1997 года в Москве Президенты двух государств парафировали (предварительно подписали) проект Устава Союза Беларуси и России. Этот документ был вынесен на обсуждение граждан двух стран до 15 мая 1997 года. Задачами Союза является согласование внешней политики, мер по обеспечению международного мира и безопасности, содействие развитию демократии, создание единого экономического и таможенного пространства.