Отчет по фольклорной практике

ФОЛЬКЛОРНАЯ ПРАКТИКА

ПАМЯТКА ФОЛЬКЛОРИСТУ

I. Принципы записи фольклорных текстов.

1. Непосредственную запись фольклора лучше начинать с просьбы к исполнителям рассказать или спеть их самые любимые произведения.

2. Запись должна производиться только в момент исполнения, а не по памяти.

3. Нельзя прерывать информанта во время исполнения. Все вопросы по тексту задаются после исполнения. Можно прочесть свою запись исполнителю для уточнений и исправлений.

4. Запись должна быть точной, слово в слово, включая частицы и междометия.

5. В диалектных словах и словах, отличающихся своим произношением от литературной нормы, следует фиксировать ударения.

6. Записывать надо не только сам текст, но и реплики исполнителя, фиксирующие отношение к произведению или его героям, уровень понимания текста.

7. Следует записывать весь репертуар исполнителя, а не только редкие тексты. В том числе и варианты произведений книжного происхождения.

8. Каждый текст необходимо паспортизировать.

II. Правила оформления текстов после записи.

1. Черновые записи с голоса и сведения об исполнителях делаются в тетради №1 «Полевой дневник». При расшифровке записей все черновые записи сводятся в один текст.

2. Полный черновой текст сверяется с магнитофонной записью (если она имеется).

3. Текст переписывается набело без сокращений в тетради №2 «Беловой отчет». Записи в ней производятся только на лицевой стороне каждого листа. Объем записанных текстов должен быть не менее 400 строчек на стационаре, 200 - на ОЗО.

4. К тексту могут быть приложены примечания исполнителя или комментарии собирателя по следующим пунктам:

- как исполнитель сам определяет жанр произведения;

- от кого и где перенял;

- когда и в каких бытовых обстоятельствах обычно исполняется произведение;

- записано как воспоминание или активно бытует.

5. Паспорт каждого текста оформляется по единому образцу:

Фамилия, имя, отчество исполнителя. Иванов Петр Сергеевич

Год рождения. 1947

Образование (если нет, умеет ли читать и писать) Среднее

Профессия (если пенсионер, кем раньше работал). Тракторист

Место записи (хутор/село/поселок/город, район, область).

Хутор Кружилин Даниловского р-на Волгоградской обл.

Дата записи (число, месяц, год). 10 августа 2005 г.

Фамилия, имя, отчество собирателя. Петрова Мария Ивановна

Примечание

Если в беловой тетради идет подряд несколько текстов, записанных от одного исполнителя, можно дать для них общий паспорт с указанием, к каким текстам он относится. В этих случаях паспорт предваряет первый текст и имеет, например, такое заглавие: Паспорт к №№ 3-7.

III. Заключительный этап.

На основе полевых записей оформляется беловой отчет о фольклорной практике («МАТЕРИАЛЫ ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКИ»). Он представляет собой тетрадь с пронумерованными страницами, в которой все переписанные набело тексты имеют сплошную нумерацию, паспорт и, если есть, примечания и комментарии. Все записи производятся только на лицевой стороне каждого листа. После записей составляются две итоговые таблицы: по жанрам и по исполнителям.

Примеры заполнения таблиц.

Таблица 1.

Жанр !! №№ текстов!! №№ страниц!! Кол-во исполнителей

Частушка !! 3-8, 12-15, 27 !! 2-4, 8, 14 !! 3

Анекдот !! 9, 22 !! 6, 12 !! 2

Таблица 2.

ФИО исполнителя!! Жанры !! №№ текстов!! №№ страниц

Петрова С.И. !! лирическая песня, !! 2,3, 16, 21, !! 2, 9, 13, 19,

!! частушка, быличка!! 23 !! 20

ОТЧЕТ ПО ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ

К «МАТЕРИАЛАМ» прилагается «ОТЧЕТ ПО ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ», в котором дается общая характеристика населенного пункта с точки зрения бытования в нем фольклорных традиций, разнообразия репертуара, преобладания тех или иных фольклорных жанров. Отчет может содержать творческие портреты наиболее талантливых исполнителей, рисунки собирателей и фотодокументы.

Вопросы, на которые следует дать ответ в ходе составления ОТЧЕТА:

1. Общее впечатление о современном состоянии фольклора, о происходящих в нем процессах.

2. Перечень произведений (жанров) традиционного фольклора, получивших широкое распространение в обследуемой местности.

3. Характеристика репертуара и исполнительской манеры 1− 2 наиболее ярких исполнителей.

Образец оформления титульного листа №1

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

Кафедра теории, истории и методики преподавания

русского языка и литературы

Материалы фольклорной практики,

собранные студенткой 1 курса

гуманитарного факультета

Ивановой Светланой Петровной

В селе Хлевное Липецкой области

Воронеж 2015

Образец оформления титульного листа №2

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

Кафедра теории, истории и методики преподавания

русского языка и литературы

Отчет по фольклорной практике,

студентки 1 курса

гуманитарного факультета

Ивановой Светланы Петровны

Воронеж 2015

Наши рекомендации