Налоговый кодекс - основной налоговый закон Российской Федерации
Начало налоговой системы РФ как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 г. В СССР в условиях жестко централизованной системы управления налоговая система отсутствовала, хотя и существовали ее отдельные элементы.
Налоги как таковые были установлены для личных доходов граждан, а также для кооперативного и частного секторов, доля которых в экономике была исключительно мала и не играла практически никакой роли.. Только во второй половине 1980-х гг. стали образовываться предприятия других форм собственности (акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и др.) и началось постепенное изменение экономического строя общества, в Советском Союзе появились первые признаки налоговой системы. В соответствии с Законом СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций» с 1 января 1991 г. установлен ряд налогов, в том числе налог на прибыль, налог с оборота и некоторые другие.
В это же время проводится широкомасштабная налоговая реформа. В декабре 1991 г. принимаются законы РФ, ставшие фундаментом налоговой системы РФ; от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»; от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»; от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
В соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» на территории России взимались налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему. Но действовавшая с 1992 г. налоговая система РФ оказалась несовершенной в силу многих причин:
- из-за отсутствия единой законодательной и нормативной базы налогообложения;
- многочисленности нормативных документов и частого несоответствия законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, законам других отраслей права, имеющим отношение к вопросам регулирования налоговых отношений;
- нестабильности налогового законодательства, что ограничивало возможности и эффективность планирования у хозяйствующих субъектов;
- чрезмерной жестокости норм ответственности за нарушение налогового законодательства;
- большого количества налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с бюджетом;
- обременительной налоговой нагрузки.
Необходимость реформирования всей сложившейся налоговой системы России стала очевидной. Государственной думой был принят Налоговый кодекс РФ (часть 1), введенный в действие с 01.01.1999 г. Предполагается, что он решает следующие важнейшие задачи:
- построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства;
- развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходами;
- создание налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов, а также способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;
- снижение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов;
- формирование единой налоговой правовой базы;
- совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
Особо важными для налогоплательщиков являются следующие положения НК РФ. Во-первых, НК РФ содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете. Во-вторых, НК содержит положение о невозможности придания обратной силы налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу.
Налоговым кодексом РФ определяются также полномочиями органов власти различных уровней в области налогообложения. Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер. В соответствии с НК РФ налоги в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Список налогов России является закрытым. Это означает, что никакой орган власти, за исключением Федерального Собрания Российской Федерации, не может изменить перечень налогов и ввести налог, не предусмотренный перечнем. Однако так было не всегда. В 1994-1996 гг. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 от 22.12.1993 г. «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, в том числе органы местного самоуправления, имели право вводить на своей территории любые налоги сверх установленного перечня. Такое, на первый взгляд, демократическое право породило со стороны субфедеральных структур произвол и дискриминацию налогоплательщиков. Поэтому в целях сохранения единства экономического пространства страны налоговый перечень был «закрыт».
Формирование налоговой системы продолжается несколько лет и пока еще полностью не завершено. Из 18 глав второй части НК РФ к настоящему времени принято 17. Не включен в НК РФ НИФЛ. Порядок исчисления и уплаты данного налога до сих пор регулируется отдельным законом, принятым еще в 1991 г.
Вместе с тем можно утверждать, что НК РФ в настоящее время является основным инструментом реализации задач в области налоговой политики. Он представляет собой систематизированный свод законодательных норм, регулирующих налоговые отношения в Российской Федерации.
Принятие НК РФ способствовало созданию и построению единой налоговой системы РФ, обеспечивающей сбалансированность как общегосударственных, так и частных интересов. Решение этой задачи обеспечивается за счет установления закрытого перечня налогов и сборов, с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.
Следует отметить, что с принятием НК РФ обеспечено формирование единой правовой базы налогообложения, систематизированы действовавшие ранее нормы и положения, регулирующие процесс налогового производства путем приведения их в формализованную, единую, логически цельную и согласованную систему. Устранены также такие недостатки существовавшей до принятия НК РФ налоговой системы, как многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Необходимо подчеркнуть, что до принятия Кодекса, кроме законодательных органов, право издания актов, регулирующих налоговые отношения, имели Правительство РФ и многочисленные федеральные и региональные органы исполнительной власти.
К моменту принятия части первой НК РФ в стране действовало более тысячи нормативных документов по налогообложению, включая инструкции, письма, телеграммы, разъяснения налоговых и финансовых органов. С принятием Кодекса все эти ведомственные подзаконные акта были отменены. НК РФ не предусматривает издания ни инструкций, ни ведомственных писем, ни разъяснений и. других толкований налоговых органов.
Кодекс юридически однозначно регулирует весь комплекс проблем, возникающих между налогоплательщиком и налоговыми органами. Это позволяет налогоплательщику четко знать «правила игры» и избежать, что невозможно было ранее, произвола со стороны фискальных служб. Тем самым полномочия исполнительных органов власти жестко ограничиваются исключительно теми вопросами, которые им делегированы НК РФ.
В частности, предусмотрено большое количество процессуальных положений,которые призваны вывести на качественно новый уровень весь процесс налогообложения. Установлены формы и методы налоговых проверок, строго определен перечень государственных органов, уполномоченных их проводить. Четко регламентированы правила и процедуры налоговых проверок, определены сроки их осуществления, поставлены жесткие ограничения на проведение повторных проверок.
Кодекс установил порядок введения в действие и отмены налогови сборов, изменения правил налогообложения. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все без исключения основные элементы налогообложения, в том числе налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога. При этом налоги в Российской Федерации должны устанавливаться исключительно налоговым законодательством.
Кодексом установлено также, что законы о налогах не могут вступать в силу ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. При этом предусмотрено, что по соответствующему налогу закон может вступить в силу не ранее первого числа очередного налогового периода по данному налогу. Поясним это положение на примере НДФЛ. По данному налогу налоговый период составляет один календарный год. Допустим, что закон о поправках в НК РФ в части этого налога был опубликован в официальной печати 15 декабря 2009 г. Согласно приведенному выше положению он может быть введен в действие не ранее 1 января 2011 г. В том случае, если же закон ухудшает положение налогоплательщиков (устанавливает новые налоги, повышает налоговые ставки, отягчает ответственность за нарушение налогового законодательства и т.д.), то он согласно Кодексу не может иметь обратной силы. В том же случае, если закон улучшает положение налогоплательщиков, то он может иметь обратную силу.
Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что в НК РФ четко прописаны права и обязанности как налогоплательщиков, так и государства в лице его контрольных органов. Это позиционирует налоговое правовое поле, вводит в законодательное русло процесс налоговых взаимоотношений, улучшает налоговое администрирование. Подробно вопросы взаимоотношений налогоплательщиков и государственных контролирующих органов будут рассмотрены в следующей главе учебника.
Впервые за все время действия налоговой системы России установлен четкий порядок возможного изменения срока уплаты налогоплательщиком налогов. Изменение срока уплаты налога осуществляется в виде отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита. НК РФ оговаривает платность за предоставленные отсрочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением изменения срока уплаты налога по отдельным основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из государственного бюджета или неоплатой государственного заказа. В Кодексе предусмотрены также конкретные сроки возврата налоговым органом излишне взысканных с налогоплательщика или излишне уплаченных им самостоятельно сумм налога. При нарушении налоговым органом установленного срока возврат этих сумм осуществляется с уплатой налогоплательщику соответствующих процентов.
В НК РФ четко прописана система штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Важно подчеркнуть, что ранее действовавшие необоснованно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения существенно смягчены. При этом Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений.
Таким образом, принятие НК РФ обеспечивает реальную гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений четко знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти действия.
Благодаря указанным положениям НК РФ налоговая система стала более понятной и простой.НК РФ при этом в значительной степени максимально унифицирует налоговые базы и правила исчисления и порядка уплаты отдельных налогов и, как следствие, — упрощает налогообложение.
Важнейшее значение НК РФ состоит в том, что он обеспечивает стабильность налоговой системы.Создана определенность в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период. Также обеспечена относительно долгосрочная предсказуемость в комплексе взаимоотношений между налогоплательщиками и государственными органами налогового контроля.
Указанная стабильность обеспечивается, в первую очередь, за счет того, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта РФ и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в неизменности налоговой системы на конкретную перспективу.
Стабильность налоговой системы в определенной мере гарантируется за счет законодательно установленного порядка введения в действие и отмены налогов и сборов, изменения правил налогообложения, а также установленного
в Кодексе порядка введения во времени в действие законов о налогах и сборах.
Принципиальная направленность НКРФ — снижение общей налоговой нагрузки на экономикуи более равномерное ее распределение на всех налогоплательщиков.
Это обеспечено, в первую очередь, за счет сокращения количества налогов, а также путем ликвидации оборотных налогов, уплачиваемых с выручки.
Наиболее серьезное влияние на снижение налогового бремени оказало снижение налоговых ставок. Для реализации целей налоговых преобразований Кодексом отменена прогрессивная шкала налогообложения с одновременным существенным снижением ставки налога на доходы физических лиц.
С 20 до 18% снижена также ставка налога на добавленную стоимость, что позволило увеличить оборотные средства налогоплательщиков более чем на 100 млрд. руб. в расчете на год.
Самые революционные изменения в части налоговых ставок произошли по налогу на прибыль организаций. Существовавшая до принятия НК РФ предельная ставка налога в размере 35% снижена до 24%, а с 1 января 2009 г. — до 20%.
Большое значение НК РФ состоит в формировании справедливой налоговой системы.Указанная задача была решена, прежде всего, за счет сокращения огромного количества бессистемно действовавших налоговых льгот. Налоговые льготы нарушали основополагающий принцип налогообложения — принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями. Общеизвестно, что льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное фискальное давление для других. Кроме того, многие из действовавших налоговых льгот были недостаточно эффективны и зачастую не достигали тех адресатов, для которых они вводились. Одновременно наличие таких льгот способствовало созданию недобросовестным налогоплательщикам возможностей для ухода от налогообложения.
Напротив, отмена преобладающего большинства, как правило, неоправданных налоговых льгот привела к росту собираемости налогов за счет перекрытия имеющихся каналов ухода от налогообложения. Общая либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков призваны способствовать возврату в легальную сферу капиталов, ушедших «в тень» или вывезенных в последние годы за рубеж.
Вместе с тем отмена большей части льгот не означает, что в результате налоговая система страны не будет выполнять распределительную и стимулирующую функции. Разумеется, НК РФ сохранены принципиальные льготы, направленные на внедрение достижений науки и техники, а также связанные с осуществлением благотворительной деятельности, защитой малоимущих и слабо защищенных граждан страны.
Осуществление всего комплекса указанных мер способствовало возрастанию справедливости налоговой системыза счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков.
Формирование справедливой налоговой системы обеспечивается, кроме того, оптимальным налоговым администрированием. Оно направлено на уменьшение величины затрат по фактической реализации процесса налогообложения как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны государственных органов налогового контроля. Иначе говоря, принципы налогового администрирования ориентированы Кодексом одновременно и на максимально возможный сбор налогов, и на минимизацию соответствующих издержек, включая административное бремя на налогоплательщиков.
Налоговый кодекс РФ является основой формирования рациональной налоговой системы.Это достигается, прежде всего, посредством соблюдения финансового равновесия между обеспечением фискальных потребностей государства и неснижением долгосрочных стимулов налогоплательщиков к предпринимательской деятельности при постоянном поиске ими путей повышения эффективности хозяйствования.
Одновременно НК РФ направлен на создание условий для нормальной работы каждого хозяйствующего субъекта на основе оптимальной величины налоговой нагрузки на него. Уровень налоговой нагрузки, установленный Кодексом, не оказывает негативного воздействия на производственную и инвестиционную активность налогоплательщика и не допускает свертывания его экономической деятельности.
Кроме того, НК РФ предусматривает всесторонний учет неоднородности развития отдельных секторов экономики. С этой целью законодательно устанавливаются для отдельных категорий налогоплательщиков специальные налоговые режимы, предусматривающие их освобождение от уплаты большинства налогов. К ним относятся, в первую очередь, предприятия и организации малого бизнеса, сельскохозяйственные организации. Несомненно, указанные режимы в большей степени способствуют созданию более рациональной системы налогообложения, приспосабливая ее к индивидуальным особенностям деятельности этой категории налогоплательщиков.
При совершенствовании налоговой системы Российской Федерации следует признать, что воздействие налогов на экономику происходит опосредованно и проявляется с некоторым опозданием, так как осуществляется через участие государства в перераспределении ВВП. Налоги являются важнейшим инструментом сглаживания экономических циклов, а также регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.
В качестве приоритетных направлений дальнейшего реформирования налоговой системы известными учеными-экономистами, правительством РФ предлагается поэтапное решение следующих наиболее важных задач:
- отмена исчисляемых от показателей выручки «оборотных» налогов;
- снижение суммарного налогообложения фонда оплаты труда;
- пересмотр правил формирования базы налога на прибыль и других налогов;
- изменение принципов налогообложения пользования природными ресурсами.
Кроме того, предполагается, что снижение налоговых ставок ограничит необходимость вмешательства государства в эффективные секторы экономики, положительно отразится на стимулах к труду и предпринимательской активности, приведет к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. Что, в свою очередь, будет способствовать увеличению государственных доходов, а также легализации части теневой экономики.
1.1.9. Контрольные вопросы и задания
1. Какие экономические принципы налогообложения применяются при построении современных налоговых систем?
2. Раскройте суть экономического и юридического принципов равенства и справедливости.
5. Какие основные теории налогообложения вы знаете? Охарактеризуйте их кратко.
6. Чем налог отличается от других видов платежей?
7. Назовите основные признаки налога. Охарактеризуйте их.
8. Что означает признак императивности налога?
9. В чем состоит суть индивидуальной безвозмездности налога?
10. Назовите и охарактеризуйте элементы налогообложения.
11. Перечислите виды налоговых ставок и дайте им характеристику.
12. Какие существуют методы исчисления налога?
13. Какие способы исчисления и уплаты налога применяются в практике налогообложения?
14. Перечислите источники уплаты налога.
15. Назовите наиболее часто применяемые формы налоговых льгот. В каких целях они предоставляются?
16. Какие функции присущи налогам?
17. Раскройте содержание фискальной функции налогов.
18. В чем состоит содержание распределительной функции налогов?
19. В чем суть стимулирующей функции налогов?
20. Раскройте содержание контрольной функции налогов.
21. Дайте характеристику экономическому и организационному принципам эффективности налогообложения?
22. Назовите основные организационные принципы налогообложения и дайте им характеристику.
23. На каких юридических принципах базируются современные системы налогообложения? Охарактеризуйте их.
24. Все ли принципы налогообложения могут быть учтены при построении современных налоговых систем?
25. Как налоги Российской Федерации классифицируются по принадлежности к уровню власти?
26. Какие особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты?
27. Какие налоги являются важнейшими с позиций формирования доходов бюджетов в Российской Федерации и в развитых зарубежных странах?
28. Назовите методы распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами разных уровней.
29. Какова сущность закрепленных налогов? Чем они отличаются от регулирующих?
30. Дайте характеристику классификации налогов по методу взимания. Как подразделяются налоги в зависимости от объекта налогообложения?
31. Назовите отличительные черты взимания налогов «у источника», «по декларации», «по кадастру».
32. Какова классификация налогов Российской Федераций, уплачиваемых юридическими лицами, по источнику обложения?
33. Чем вызвана необходимость принятия НК РФ?
34. Перечислите и дайте характеристику задач в сфере налоговых отношений, решение которых обеспечивает НК РФ.
35. Какова роль НК РФ в формировании единой и целостной налоговой системы?
36. Изложите установленный в НК РФ порядок введения и отмены налогов и сборов, а также изменения правил налогообложения.
37. Как обеспечивается стабильность российской налоговой системы в НК РФ?
38. Назовите факторы, за счет которых было обеспечено снижение общей налоговой нагрузки при принятии НК РФ.
39. Что собой представляет справедливая и рациональная налоговая система?
40. Каково определение понятие «налоговое бремя»?
41. Каковы показатели налогового бремени на микроуровне, как они рассчитываются?
42. Какой из показателей налоговой нагрузки на организацию является универсальным? Обоснуйте ответ.