Судебная власть: понятие, назначение, система, гарантии независимости, место в системе разделения властей
Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий
Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов.
Социальное назначение судов - обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды - правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным законом "О судоустройстве.
Судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.
Систему судов РФ можно описать следующим образом:
1. Конституционные суды в РФ:
- Конституционный суд РФ.
- Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
2. Суды общей юрисдикции в РФ.
- Верховный суд РФ
- Суды субъектов РФ
- Городские (районные) суды
- Мировые суды
2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.
- Военная коллегия Верховного суда РФ.
- Военные (флотские) окружные суды РФ.
- Гарнизонные суды РФ
3. Арбитражные суды в РФ.
- Высший Арбитражный Суд РФ.
- Федеральные арбитражные суды округов
- Арбитражные суды округов
- Арбитражные суды субъектов РФ
4. Иные суды, действующие на территории РФ.
- Третейские суды
- Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
В Российской Федерации независимость суда закреплена, прежде всего, в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Статья 10 гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Дополняют и конкретизируют это положение статьи 120-122 Конституции РФ, специально посвященные судебной власти. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120), они несменяемы (ст.121) и неприкосновенны (ст.122).
- независимость судебной ветви власти отражена в федеральном законодательстве, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ».
- судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной ветви власти.
- судебная власть реализуется в рамках своих полномочий, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах.
- обязанность государства выделять достаточное обеспечение для осуществления судами беспристрастно и независимо своих судебных полномочий.
В литературе поднимается вопрос — может ли судебная власть претендовать на особое положение в системе государственной власти, если разделение
властей не является абсолютным, и неизбежно возникает ситуация, при которой
какая-то ветвь власти должна все же выйти на первое место и занять верховное
положение? При всей условности вопроса для положительного ответа имеется
аргумент: способность судебной власти выносить свои решения, которые другим властям могут не нравиться [25. C. 10]. Действительно, на основании ст.
125 Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ признает не-онституционными акты законодательной и исполнительной ветвей власти. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды проверяют законность актов законодательной и исполнительной ветвей власти. Это свидетельствует об определенном превосходстве судебной власти над иными ветвями власти, учитывая и
окончательный характер принятых судами решений и соответственно разрешение спора о праве или правового конфликта. Но у каждой ветви власти своя
компетенция, своя сфера деятельности, свой круг вопросов и задач, осуществляемый самостоятельно. При этом сам Конституционный Суд РФ разъяснил,
что «принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но
и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из
них подчинить себе другие», т.е. принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе [19].
Место суда в триаде разделения властей видится многими учеными по-разному. В одних случаях акцент делается на том, что в системе разделения
властей суд должен выступать своего рода гарантом сложившегося их равновесия. В других случаях суд в системе разделения властей рассматривается как
своеобразный арбитр, как институт, выступающий в качестве посредника между законодательной и исполнительной властями. В третьих случаях суд представляется в виде института, призванного в ходе непрекращающейся между
различными ветвями власти борьбы за влияние своими решениями «приспосабливать непрерывно возрастающую государственную структуру к конституционным требованиям разделения властей, каждая из которых должна выполнять
свои собственные, уникальные функции.