Теория естественного права Гуго Гроция
Концепция естественного права в юриспруденции существует с античности. Естественное право стало философской основой представлений о праве. В течение тысячелетий концепция естественного права была своеобразной формой выражения требования общества к государству о содержании права. Особую привлекательность естественно-правовая концепция приобретает в периоды социальных перемен, связанных с кризисом в экономике, политике, религии, нравственности. Наиболее яркими моментами существования и доминирования естественно-правовой теории были рубежи эпох: XVI – XVII вв., конец ХIХ-первая половина XX вв. Естественно-правовая теория никогда полностью не исчезала из юридической науки, лишь временами она утрачивала общепризнанность, как это произошло, например, в ХIХ в. в связи с распространением позитивизма.
Выдающийся голландский мыслитель Гуго Гроций (1583 -1645) признается основоположником рационалистической концепции естественного права. В его лице соединились две эпохи - Средневековье и Новое время. Гроций стремился разрешить разнообразные современные ему конфликты, используя правовые категории, в основе которых лежали нравственные принципы. Поэтому его правовая концепция охватывает широкий круг юридических вопросов, ранее вообще не исследованных в правовой литературе.
В советской юриспруденции наследие Гроция изучалось, прежде всего, как основателя науки международного права. Основные трактаты Гроция можно было бы систематизировать следующим образом: юридические - «Комментарий о праве добычи», «О свободном море», «О праве войны и мира», «Введение в голландскую юриспруденцию»; теологические - «О высшей власти в сфере духовного», «Рассуждения против атеистов и неутралистов», «Об истинности христианской религии»; исторические - «О происхождении американских народов», «О происхождении и строе батавского государства», «Параллельное сравнение римского и батавского государств».
Гуго Гроций был первым крупным теоретиком школы естественного права. Исходный пункт учения Гроция – природа человека, социальные качества людей. Один из ключевых источников его рассуждений – традиция естественного права. В понимании естественного права Гроций близок традиции, идущей от Пифагора и Аристотеля и законченным образом выразившейся у поздних стоиков и Цицерона. Это традиция философско-антропологического обоснования права, при котором основополагающие принципы, призванные упорядочить человеческие взаимоотношения, выводятся из первичных характеристик человека как животного, в первую очередь общественного, склонного и привычного к общительности, руководствующегося разумом, способного к выражению своих чувств и мыслей, к познанию, формулированию правил и действованию сообразно им. Таков, говорит Гроций, «источник так называемого права в собственном смысле»; к нему относится «как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания». Сюда же относится и выполнение взаимных обязательств. Из такого понятия права, продолжает Гроций, вытекает еще одно, более широкое понятие права, и оно обусловлено способностью человека к разумным суждениями и действиям, сообразным с разумом – со «здравым суждением». Благодаря разуму человек властен «не уступать ни угрозам страха, ни соблазнам доступных удовольствий, и не предаваться безрассудному порыву». Гроций разделяет мнение Платона о том, что "законы впервые изобретены из страха перед угрожающей обидой" и что к соблюдению справедливости люди принуждаются силой.
Естественное право при этом определяется им как "предписание здравого разума" . Согласно этому предписанию то или иное действие - в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (не-дозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).
Естественное право, согласно Гроцию, - это и есть "право в собственном смысле слова", и "оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности" . Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), "но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными" .