Виды нормативных правовых актов
Все нормативные правовые акты по юридической силе можно разделить на две группы:
1. Законы – это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимаемые в строго определен-ном особом порядке высшим законодательным органом государ-ства или субъекта Федерации и регулирующие наиболее важ-ные общественные отношения.
Различают следующие виды законов:
- Конституция – это основополагающий нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти.
- Федеральные конституционные законы – законы, которые принимаются по вопросам, непосредственно связанным с Конституцией.
- Федеральные текущие законы – это акты текущего законо-дательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;
- Законы субъектов Федерации – это законы, которые издают-ся непосредственно представительными органами субъектов Федерации и распространяют свое действие на соответствую-щую территорию
2. Подзаконные акты – это правотворческие акты компетент-ных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой по отношению к законам.
К подзаконным актам относятся:
- Нормативно-правовые акты Президента РФ (указы, распоря-жения);
- Нормативно-правовые акты правительства РФ (распоряжения, постановления);
- Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции, положе-ния, распоряжения);
- Нормативно-правовые акты государственной власти субъек-тов Федерации.
Закон: понятие, признаки, виды.
закон— это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Закон – это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.
Основные признаки закона:
1. Обладает высшей юридической силой, то есть занимает главное после Конституции место в иерархии нормативно-правовых актов.
2. Принимается только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта Феде-рации или же непосредственно народом.
3. Регулирует наиболее важные общественные отношения в сфере экономической, политической, культурной, социальной и духовной жизни.
4. Принимается в особом и официально утвержденном процес-суальном порядке.
5. Является общеобязательным. Это подразумевает, что его нормы должны соблюдаться и исполняться всеми государ-ственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения.
Виды законов:
1. По сфере действия различают:
- федеральные законы;
- законы субъектов Федерации.
2. По субъектам законотворчества различают:
- законы, принятые законодательным органом в процессе зако-нотворческой деятельности;
- законы, принятые народом в результате референдума.
3. По предмету правового регулирования различают:консти-туционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.д.
4. По сроку действия:
- постоянные;
- временные.
5. По их юридической силе:
- Конституция – это основополагающий нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти.
- Федеральные конституционные законы – законы, которые принимаются по вопросам, непосредственно связанным с Конституцией, а также служащие базой для текущего законода-тельства.
- Федеральные законы.
- Закон субъекта Федерации.
Подзаконные акты.
Подзаконный нормативно-правовой акт(ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.
Классификация:
В РФ на федеральном уровне к подзаконным актам относятся:
- указы Президента РФ;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- акты Центрального банка РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;
- постановления палат Федерального Собрания РФ;
- решения судов и арбитражных судов.
По сфере действия:
-общие (действуют на территории всего государства)
-местные (действуют в отдельной местности)
-ведомственные (действуют внутри ведомств)
-локальные (внутриорганизационные)
-индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).
По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов России):
-указы Президента России;
-Постановления Правительства России, государственных комитетов, администраций;
-приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;
-решения представительных органов местного самоуправления.
Коммуникативная теория также выделяет внутригосударственные автономные правовые акты (договоры и соглашения), как общенормативные так и индивидуально-нормативные, а также все гетерономные индивидуальные правовые акты.
Подзаконный нормативно-правовой акт не должен противоречить закону, потому что по иерархии нормативно правовых актов (НПА), он стоит ниже закона и является подзаконным актом, что следует понимать буквально.
Характерными признаками подзаконных актов является то, что:
1. Они принимаются на основе закона.
2. Они принимаются во исполнение закона.
3. Они не могут противоречить закону.
4. Они обладают меньшей юридической силой по отношению к закону.
В зависимости от органа, принявшего подзаконный норма-тивный акт различают:
1. Общие подзаконные акты – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. С их помощью осу-ществляется государственное управление и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны.
Главное место в системе общих подзаконных актов принадле-жит:
- указам и распоряжениям Президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства;
- актам правительства, принимаемым на основе и во исполне-ние законов и указов Президента и решающим оперативные вопросы государственного управления экономикой, здравоохра-нением, образованием, социально-культурным строительством и т.д.
2. Ведомственные нормативные акты – это нормативно-правовые акты, которые принимаются в пределах своей компе-тенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют, как правило, общественные отношения, находящи-еся в пределах компетенции данной исполнительной структуры (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и другие.
3. Местные нормативные акты – это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). Их издают мест-ные органы представительной власти и органы местного само-управления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией и обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть решения, распоряжения, постановления органов местного самоуправления.
4. Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, и распространяют свое действие на работников соответствующих предприятий.