Понятие и сущность государственной и муниципальной службы. Уровни и виды государственной службы
Государственная и муниципальная служба» как учебная дисциплина, ее объект и предмет исследования.
Курс "Государственная служба" можно определить как дисциплину, изучающую организационно-правовые основы организации и функционирования государственной службы, ее важнейшие цели, задачи и функции, критерии эффективности деятельности государственных служащих, формы и принципы взаимодействия государственной службы с обществом.Объектом дисциплины является государственная служба как особый политико-правовой и организационный институт.К предмету дисциплины "Государственная служба" следует отнести закономерности возникновения и развития государственной службы, сущность и природу государственной службы, систему органов управления государственной службы, кадровое обеспечение государственной службы, отношения, возникающие у государственных служащих в связи с исполнением ими полномочий в пределах государственных должностей, организационные принципы государственной службы.
Методы исследования государственной и муниципальной службы.
В основе методологии изучения государственной службы находится философский подход. Он позволяет исследовать государственную службу с помощью таких категорий как сущность и явление, количество и качество,форма и содержание,абстрактное и конкретное,объективное и субъективное и др.Диалектико-материалистический метод познания- государственная служба рассматривается как развивающееся явление. В основе этого развития лежат противоречия, возникающие в обществе и на государственной службе. Речь идет прежде всего о противоречиях, возникающих между богатыми и бедными. Разрешение этих противоречий периодически обуславливает необходимость реформирования государственной службы. В свою очередь реформа государственной службы может быть исследована в контексте взаимосвязей, возникающих между государственными чиновниками и основными социальными группами российского общества.В курсе широко используется системный подход, позволяющий наиболее емко и экономично описывать объект исследования. Он требует рассматривать государственную службу как систему, которая имеет свои цели, задачи, функции, структуру и т. д.. Системный подход позволяет рассмотреть правовые, организационные, духовно-нравственные, экономические основы государственной службы.Применение исторического методапозволяет понять причины возникновения государственной службы, основные этапы ее развития, факторы, оказывающие влияние на ее развитие.Сравнительного метода- он позволяет выявить общее и особенное в развитии отечественной и зарубежной государственной службы.Изучение процессов, протекающих на государственной службе, требует постоянного обращения к социологическому методу. Данные социологических исследований позволяют понять, насколько реализуются принципы государственной службы, как относится население к государственным чиновникам и т. д.
Исследовать процессы, протекающие на государственной службе, невозможно без статистического метода. Указанный метод дает возможность изучать государственную службу путем измерения ее количественных характеристик.
Характеристика основных источников правового регулирования государственной и муниципальной службы.
Изучение дисциплины "Государственная служба" предполагает изучение соответствующих источников и литературы. Законодательство о государственной службе состоит из Конституции, Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Конституция РФ определяет, какие государственные должности РФ относятся к категории "А", устанавливает компетенцию Президента, Совета Федерации, Государственной Думы по назначению и освобождению от должности государственных служащих и некоторые другие вопросы, касающиеся государственной службы.Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" представляет собой рамочный нормативный акт. Это своего рода мини-конституция для государственных служащих. Указанный закон состоит из 30 статей. При этом в нем содержатся 42 отсылки к другим федеральным законам, 20 отсылок - к законам субъектов РФ и 17 отсылок - к административным актам.
Понятие и сущность государственной и муниципальной службы. Уровни и виды государственной службы
В широком смысле Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.Во взгяде на сущность государственной службы существует три точки зрения. Во-первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть она имеет общесоциальный характер. Во-вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий прежде всего интересы привилегированных групп и, следовательно, она носит классовый характер. В-третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть для нее присущи общесоциальная и классовая стороны сущности. Уровни- - федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;- государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.Виды- государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, органах прокуратуры, налоговых органах, таможенных органах, органах внутренних дел и т. д.