ГЛАВА I. Возникновение теории «Москва — Третий Рим»
Теория «Москва – Третий Рим».
Выполнила: студентка I курса
специализации «Стандартизация и метрология»
Юланова Д. У.
Проверил: к.и.н., доц. Хадимуллин Р.Р.
УФА - 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I . Возникновение идеи «Москва — Третий Рим
1.1. Теория «Москва — Третий Рим»…………………………………........6-9
1.2. Третий Рим: очерк происхождения идеологии…………..…..............9-14
ГЛАВА II. Падение Третьего Рима
2.1. Двойственность теории «Москва - Третий Рим»……………...........15-17
2.2. Самодержавный смысл идеи «Москва - Третий Рим»......................17-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы . Вопрос о происхождении идеи «Москва - Третий Рим», обусловлена тем, что теория «Москва - Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. С подачи украинского историка Иконникова (изложившего ее в 1869 г. в своей докторской диссертации) длительное время бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Эта версия прочно утвердилась в массовом сознании и нашла свое отражение в художественных произведениях.
Идея «Москва — Третий Рим» окончательно сложилась в XVI веке. Суть ее хорошо известна. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковьпод власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами. Но в 1453 году Константинополь — Второй Рим — все же пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия. Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет православия, стала Москва.
На протяжении веков Москва собирала вокруг себя русские земли, созидая сильное и могучее Государство Российское. Все больше крепла ее мощь, и в недрах национального самосознания, родилась идея, что столь великому государству суждено великое предназначение. В основе идеологии Третьего Рима лежит представление о Богохранимом и Богоизбранном Городе, призванном осуществить историческую миссию и тем выполнить Божественную Волю. В русской трактовке эта идея имела глубоко христианскую основу: мировой миссией Богоизбранной Руси стало сохранение Православной Церкви. А высшей целью Третьего Рима был Небесный Иерусалим — грядущее Царствие Небесное, которого невозможно достичь вне Церкви. Государство осмыслялось как оплот Православной Церкви, как христианская Держава, защищающая свой властью и силой православие. Церковь же была не только целью, но и основой, залогом исторического существования России. «Москва — третий Рим», политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «Москва — третий Рим», изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь — «третий Рим» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти»). Начав складываться в середине 15 в., теория «Москва — третий Рим» была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.
Теория «Москва — третий Рим» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16—17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «Москва — третий Рим» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «Москва — третий Рим» содержала и реакционные черты — «богоизбранности» и национальной исключительности
Исторография темы. Для изучения темы были использованы научные работы в области философии, истории, литературы, политологии следующих специалистов: Н.С. Ионникова, Н.Ф. Каптерева, Н.В. Синицына, Д.Н. Стремоухова, Ф.А. Терновского, Е.В. Тимошина, Н.И. Ульянова, А.А. Шахматова, В.Д. Яковлева. Научные исследования данных авторов способствовали исследованию основных вопросов, связанных с сутью концепции «Москва - Третий Рим», ее идеологемой, двойственностью На сегодняшний день нет ни одной специальной историографической работы, посвященной исследованию судьбы теории «Москва — третий Рим» в России конца XV — начала XVII вв
Цель работы . Исследовать сущность концепции «Москва - Третий Рим».
Задачи работы:
1) рассмотреть причины зарождения и становления идеи «Москва - Третий Рим»;
2) раскрыть особенности теории «Москва - ТретийРим»;
3) рассмотреть теологический смысл идеи «Москва - Третий Рим»;
4) описать двойственность теории «Москва - Третий Рим»;
5) определить самодержавный смысл идеи «Москва - Третий Рим».
ГЛАВА I. Возникновение теории «Москва — Третий Рим»