Понятие истины и ее критерии

1. Понятие истины.Итак, результаты нашего познания (знания) могут различаться. Как же тогда определить, кто прав, а кто заблуждается? Соотношение между нашими знаниями и реальностью характеризуется понятием истина.

Истина есть адекватное (верное, правильное) отражение дей­ствительности в сознании человека.

Противоположностью истине являются заблуждение и ложь. За­блуждение – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное, то есть неосознанное искажение дей­ствительности. «Чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поис­ках и печальных ошибках» (Писарев). В отличие от заблуждения ложь – это сознательное искажение истины. Русская философия вме­сто категории «истина» использует понятие «правды» – сознательно­го утверждения истины, борьбы за нее.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения. Например, произведения искусства. С точки зрения фи­лософии, ее основные категории принципиально различны.

Структур­ные элемен­ты филосо­фии Учение о бытии (онтология) Теория по­знания (гно­сеология) Учение о ценностях (аксеология)
этика – наука о поведении эстетика – наука о прекрасном
Основные категории философии Сущее Истина Добро Красота

Истина едина, но для удобства ее изучения в ней выделяют различ­ные аспекты – свойства, виды, критерии.

2. Свойства истины.Любая истина объективна и конкретна.

А. Объективность истины обозначает то, что она существует в действительности, независимо от сознания людей, от познающего субъекта. Знание о движении Земли вокруг Солнца содержательно определяется объектом познания (взаимодействием Земли и Солнца), а не субъектом (человеком).

Б. Конкретность— свойство истины, основанное на учете кон­кретных условий существования того или иного явления, зависи­мость истины от условий места и времени и т. д. Например, истин­ность или ложность тех или иных предложений не смогут быть уста­новлены, если не оговорены условия, в соответствии с которыми они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треуголь­ника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, в геометрии Лобачевского.

В. Истинное знание разными людьми может быть по-разному вы­ражено – формулы, определения, законы и т.д. В этом состоит субъ­ективность истины. Но субъективна она только по форме выражения, а не по сути.

3. Виды истины. Выделяют относительную и абсолютную истину.

А. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее, точное, окончательное знание об объекте исследования. Абсолютная истина вечна, в ней воплощается бесконечность нашего познания мира, пре­дел, к которому стремится наше знание. Она существует, скорее, как цель познания, а не как реально достигаемый результат.

Б. Относительная истина. Ступенями на пути к абсолютной исти­не являются истины относительные. Относительная истина – это полное и точное знание об объекте исследования, но только на дан­ном уровне развития науки. Относительная истина зависит от реаль­ных исторических условий, в частности от точности или совершен­ства средств наблюдения или измерения, и эксперимента.

В. Связь абсолютной и относительной истин.Их невозможно отделить одну от другой. Абсолютная истина включает в себя веду­щие к ней относительные, а каждая относительная истина является как бы частичкой истины абсолютной. Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности.

4. Критерии истины. Итак, истина – это знание соответствующее реальности. Но как узнать, соответствует ли знание реальности, как это можно проверить? С помощью критериев – показателей, призна­ков, мерил.

Основным критерием истины в познании выступает практика (дея­тельность, опыт или эксперимент).

Для точных наук важнейшим является такой критерий истины как согласованность или формально-логическая непротиворечивость зна­ния, стройное логически выстроенное доказательство, например, теоремы.

Подтверждает истинность соответствие ранее открытым законам науки.

Дополнительными критериями истины могут быть простота, гар­моничность, практическая полезность, нравственность и др.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Что такое культура?

А. Определения культуры Культура – одно из самых многозначных понятий. Культуру изучает наука – культурология, в которой насчи­тывается около 400 определений культуры Слово «культура» проис­ходит от лат. cultura – возделывание почвы. В широком смысле, под культурой понимается все, что создано человеком в материальном, духовном и социальном мире, то есть все надприродное – «вторая природа». Культура – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Но настоящая К. должна способствовать духовному совершенствованию человека, этим она отличается от антикультуры (концентрационные лагеря, орудия пыток). В узком смысле и в обыден­ной жизни мы привыкли использовать понятие К в значении процес­са активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Б. Функции культуры Культура выполняет в обществе множество функций:адаптивную, регулятивную, социализации, аксеологиче­скую(ценностную), информационную, знаковую, познавательную, коммуникативную, интегративную, релаксационную (рекреацион­ную), гуманистическую, творческую. Однако К. не просто служит чему-то, она обладает самоценностью – является единственно воз­можным способом существования человека. В целом роль культуры в том, что она сохраняет и передает различную информацию. Такая трансляция опыта осуществляется в ходе двух параллельных процес­сов – преемственности и новаторства.

В. Сферы существования культуры. Выделяют две такие сферы – материальную (осязаемую, удовлетворяющую физические потребно­сти – дом, мебель, одежда…) и духовную (содержащуюся в созна­нии, удовлетворяющую идеальные потребности – литература, искус­ство, наука…). В каждом объекте жизни есть элемент как материаль­ного, так и духовного. Духовная культура находит свое выражение в материальных объектах (книга, картина….). Отнести объект к мате­риальной или духовной К. можно на основе потребностей, которые он удовлетворяет. Структура К: потреб­ности (материальные или духовные) → производство (…..) → блага (…..).

      Структура духовной жизни общества      
               
               
духовные потреб­ности Понятие истины и ее критерии - student2.ru духовная деятельность (духовное производство) Понятие истины и ее критерии - student2.ru духовные блага (ценности)
представляют со­бой объективную ну­жду людей и обще­ства в целом созда­вать и осваивать ду­ховные ценности   производство сознания в особой общественной фор­ме, осуществляемое специа­лизированными группами людей, профес­сионально занятыми ква­лифицированным умствен­ным трудом   · идеи, теории, об­разы и духовные ценности; · духовные обще­ственные связи инди­видов; · сам человек как существо духовное

Духовная культура, существующая исключительно в сознании лю­дей - знания, вера, чувства, стремления, мысли, интересы, способно­сти – называется духовным миром человека. Духовная жизнь лично­сти проявляется в обществе как духовная сфера общественной жиз­ни. Ее основные элементы – право, мораль, философия, наука, искус­ство, религия.

Формы и виды культуры

А. Способы классификации культуры:

· по связи с религией разделяют светскую и религиозные культу­ры;

· по этническому признаку – мировую и национальные;

· по цивилизационному признаку – культуру Запада и культуру Вос­тока;

· по территориальному – сельскую и городскую;

· по уровню исполнения и аудитории – элитарную, народную и массовую;

· по распространению – доминирующую и субкультуры,

· по социально-классовому признаку – крестьянскую, дворян­скую, пролетарскую, буржуазную, ….

· по историческому признаку – первобытную, средневековую, современную

· по виду деятельности – художественную, политическую, эко­логическую….

Б. Формы культуры

Народная(=фольклор – от англ. folk-lore – народное творчество):первая, анонимная, простая, традиционная, образная, национальная, распространена бытовая и эпическая тематика. Примеры: былины, сказки, предания, частушки, пословицы, песни, танцы, эпос и т.д.)

Элитарная (от фр. elit – лучшее, отборное, избранное) для высшей части общества («высокая»), авторский характер, эксперименталь­ный, самовыражение, для интеллигенции и специалистов, сложная по содержанию, насыщена символами, предмет споров, меняется вместе со стилем. Примеры: музыка Стравинского, живопись С. Дали или фильмы Ф. Феллини.

Массовая(от мassa – от лат. ком, кусок) Появляется в начале ХХ в расцветает. Причины: демографический взрыв, урбанизации, конвейер, СМИ. Масса – средний человек. Примитивна по содержанию, удовлетворяет сию­минутные запросы быстро забывается, делается на продажу, является товаром. Китч (от нем. кitsch – дешевка).

Одни виды искусства могут принадлежать разным видам культу­ры. Например, народная, популярная и классическая музыка. Но есть жанры, только массовые – например, цирк, детективы, комиксы, телесериалы, мультфильмы.

В) Виды культуры:

Доминирующая –характерная длябольшинства членов данного со­общества, господствующая. Общество делиться на множество нацио­нальных. профессиональных, возрастных групп – у каждой из них формируется собственная К – субкультура (от лат. sub – под).

Субкультура – это культура больших социальных групп, которая имеет существенные отличия от доминирующей, но не противостоит ей (женская, профессиональная…) Например, молодежная суб­культура – досуг, учеба, переход, виртуальная реальность. Делится на множество субкультур: по музыке (панки, металлисты, рокеры, рейверы….); по увлечениям (отаку, ролевики, геймеры…); по обще­ственным убеждениям (антифа, яппи, хиппи..), по хобби (байкеры, хакеры, райтеры….)

Контркультура – противостоит общепринятым ценностям и нор­мам (уголовная, террористическая). КК находятся в процессе взаим­ного влияния и развития (хиппи из контркультуры стали субкульту­рой, в сотовом телефоне звонит классическая музыка….). Взаимо­влияние разных видов культур друг на друга называют диалогом культур. Одним из ее примеров является вестернизация – рас­пространение в мире влияния западной культуры.

Наука. Основные особенности научного мышления. Есте­ственные и социально-гуманитарные науки

1. Что такое наука? Наука – форма духовной деятельности лю­дей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения исти­ны и открытия объективных законов. Термин «НАУКА» использует­ся в трех значениях

      Наука      
               
               
социальный инсти­тут со своей структурой и функциями   отрасль духовного производства   особая система знаний

2. Наука как социальный институт – этоособая система обще­ственных организаций, учреждений, вырабаты­вающих, хранящих, рас­пространяющих и вне­дряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)

А. Институционализация (этапы развития): зародилась в древнем мире (математика, медицина, астрономия, химия); XVI век – станов­ление, обретение современного смысла, использование строго науч­ных методов; XIX век – специализация, XX век – превращение в основную производительную силу общества. Развивается революци­онно (Ньютон – в основе всего лежат законы, которые человеческий разум может познать; Эйнштейн – всё относительно). Конец 1970х – НТР (компьютер). Две противоречивые тенденции развития науки – специализация (300 направлений в медицине) и интеграция (геофизи­ка)

Б. Главный признак любого социального института – роль в обще­стве.

Понятие истины и ее критерии - student2.ru

Особо выделяют социальную функцию науки, которая состоит в преобразовании социальной жизни на основе внедрения достижений науки в общественную жизнь (появление новых лекарств).

По основным целям науки делятся на фундаментальные=теорети­ческие (история педагогики; теория социологии) и прикладные =практические (методика обучения обществознанию, методика социологического исследования).

3. Наука как особый способ познания мира – это система научных исследований, опытно-конструк­торские изыскания

А. Существенно отличается от других видов познания (мифологи­ческого, обыденного, художественного). Основные особенности:

1) объективность – стремление к получению объективного знания, к истине

2) сущностность – проникновение в причинно-следственные свя­зи, строение, развитие объекта

3) широта объектов познания (изучает все)

4) особая этика познания (не искажать факты, не выдавать чужое за свое, оценивать результаты с позиции перспектив развития человечества)

5) использование специальных методов, приборов и терминов, си­стемы понятий

6) рациональность – обязательность логики, доказательств, непро­тиворечивость

7) системность (взаимосвязь знаний, выстраивание целостной не­противоречивой картины мира)

8) нацеленность на получение нового знания

Б. Уровни и методы научного познания

Уровни Эмпирический Теоретический
Объекты изучения Реально существую­щие, ощущаемые (уг­лекислый газ) Мысленные, придуманные для удобства изучения реальности (иде­альный газ)
Единица знаний факт понятие
Особые ме­тоды   · наблюдение · эксперимент · измерение · эмпирическое опи­сание;   · формализация · математизация · моделирование · абстрагирование · идеализация · исторический метод  
Универ­сальные ме­тоды 1. анализ 2. синтез 3. гипотеза 4. классификация 5. систематизация 6. сравнение 7. индукция 8. дедукция 9. аналогия
Макси­мальное дотижение Простой закон Смена парадигмы

В. Формы (уровни) осуществления научного познания:

1. Вопрос

2. Проблема

3. Гипотеза

4. Концепция

5. Закономерность

6. Закон (простой, всеобщий)

7. Теория

8. Парадигма – основной принцип познания мира, лежащий в осно­ве всех научных исследований в определенный исторический период. Меняется редко в результате научных революций (ньютоновская па­радигма – в основе всего мира лежат законы, человек может их по­знать и согласно им действовать; Эйнштейновская парадигма – «все относительно»).

4. Как совокупность знаний – это научные представле­ния понятия, теории, приведенные в целостную систему на основе определен­ных принципов

А. Виды наук. По предмету изучения науки делятся на: естествен­ные (изучают природу), общественные (изучают человека и обще­ство), точные (изучают знаки). Смежной между общественными и естественными науками является география, так как антропогенный фактор все больше изменяет географическую среду (социальная и экономическая география). Социально-гуманитарные (обществен­ные) науки: история, психология, социология… Социальные и гу­манитарные науки взаимопроникаемы, но если их различать, то: со­циальные науки – анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений, а гуманитарные науки - анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.

Б. Особенности социального познания. Социально-гуманитарные науки обладают специфическими чертами, связанными с особенно­стями социального познания: 1) совпадением субъекта и объекта → большой ролью субъективного фактора; 2) ограниченностью возможно­стей наблюдения и эксперимента; 3) неповторимостью фактов; 4) необхо­димостью анализа огромного числа фактов, невозможностью выве­сти законы, а только закономерности, оценочностью.

Наши рекомендации