Понятие истины и ее критерии
1. Понятие истины.Итак, результаты нашего познания (знания) могут различаться. Как же тогда определить, кто прав, а кто заблуждается? Соотношение между нашими знаниями и реальностью характеризуется понятием истина.
Истина есть адекватное (верное, правильное) отражение действительности в сознании человека.
Противоположностью истине являются заблуждение и ложь. Заблуждение – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное, то есть неосознанное искажение действительности. «Чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках» (Писарев). В отличие от заблуждения ложь – это сознательное искажение истины. Русская философия вместо категории «истина» использует понятие «правды» – сознательного утверждения истины, борьбы за нее.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения. Например, произведения искусства. С точки зрения философии, ее основные категории принципиально различны.
Структурные элементы философии | Учение о бытии (онтология) | Теория познания (гносеология) | Учение о ценностях (аксеология) | |
этика – наука о поведении | эстетика – наука о прекрасном | |||
Основные категории философии | Сущее | Истина | Добро | Красота |
Истина едина, но для удобства ее изучения в ней выделяют различные аспекты – свойства, виды, критерии.
2. Свойства истины.Любая истина объективна и конкретна.
А. Объективность истины обозначает то, что она существует в действительности, независимо от сознания людей, от познающего субъекта. Знание о движении Земли вокруг Солнца содержательно определяется объектом познания (взаимодействием Земли и Солнца), а не субъектом (человеком).
Б. Конкретность— свойство истины, основанное на учете конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от условий места и времени и т. д. Например, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, в соответствии с которыми они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, в геометрии Лобачевского.
В. Истинное знание разными людьми может быть по-разному выражено – формулы, определения, законы и т.д. В этом состоит субъективность истины. Но субъективна она только по форме выражения, а не по сути.
3. Виды истины. Выделяют относительную и абсолютную истину.
А. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее, точное, окончательное знание об объекте исследования. Абсолютная истина вечна, в ней воплощается бесконечность нашего познания мира, предел, к которому стремится наше знание. Она существует, скорее, как цель познания, а не как реально достигаемый результат.
Б. Относительная истина. Ступенями на пути к абсолютной истине являются истины относительные. Относительная истина – это полное и точное знание об объекте исследования, но только на данном уровне развития науки. Относительная истина зависит от реальных исторических условий, в частности от точности или совершенства средств наблюдения или измерения, и эксперимента.
В. Связь абсолютной и относительной истин.Их невозможно отделить одну от другой. Абсолютная истина включает в себя ведущие к ней относительные, а каждая относительная истина является как бы частичкой истины абсолютной. Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности.
4. Критерии истины. Итак, истина – это знание соответствующее реальности. Но как узнать, соответствует ли знание реальности, как это можно проверить? С помощью критериев – показателей, признаков, мерил.
Основным критерием истины в познании выступает практика (деятельность, опыт или эксперимент).
Для точных наук важнейшим является такой критерий истины как согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания, стройное логически выстроенное доказательство, например, теоремы.
Подтверждает истинность соответствие ранее открытым законам науки.
Дополнительными критериями истины могут быть простота, гармоничность, практическая полезность, нравственность и др.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Что такое культура?
А. Определения культуры Культура – одно из самых многозначных понятий. Культуру изучает наука – культурология, в которой насчитывается около 400 определений культуры Слово «культура» происходит от лат. cultura – возделывание почвы. В широком смысле, под культурой понимается все, что создано человеком в материальном, духовном и социальном мире, то есть все надприродное – «вторая природа». Культура – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Но настоящая К. должна способствовать духовному совершенствованию человека, этим она отличается от антикультуры (концентрационные лагеря, орудия пыток). В узком смысле и в обыденной жизни мы привыкли использовать понятие К в значении процесса активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Б. Функции культуры Культура выполняет в обществе множество функций:адаптивную, регулятивную, социализации, аксеологическую(ценностную), информационную, знаковую, познавательную, коммуникативную, интегративную, релаксационную (рекреационную), гуманистическую, творческую. Однако К. не просто служит чему-то, она обладает самоценностью – является единственно возможным способом существования человека. В целом роль культуры в том, что она сохраняет и передает различную информацию. Такая трансляция опыта осуществляется в ходе двух параллельных процессов – преемственности и новаторства.
В. Сферы существования культуры. Выделяют две такие сферы – материальную (осязаемую, удовлетворяющую физические потребности – дом, мебель, одежда…) и духовную (содержащуюся в сознании, удовлетворяющую идеальные потребности – литература, искусство, наука…). В каждом объекте жизни есть элемент как материального, так и духовного. Духовная культура находит свое выражение в материальных объектах (книга, картина….). Отнести объект к материальной или духовной К. можно на основе потребностей, которые он удовлетворяет. Структура К: потребности (материальные или духовные) → производство (…..) → блага (…..).
Структура духовной жизни общества | |||||||
духовные потребности | духовная деятельность (духовное производство) | духовные блага (ценности) | |||||
представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности | производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом | · идеи, теории, образы и духовные ценности; · духовные общественные связи индивидов; · сам человек как существо духовное |
Духовная культура, существующая исключительно в сознании людей - знания, вера, чувства, стремления, мысли, интересы, способности – называется духовным миром человека. Духовная жизнь личности проявляется в обществе как духовная сфера общественной жизни. Ее основные элементы – право, мораль, философия, наука, искусство, религия.
Формы и виды культуры
А. Способы классификации культуры:
· по связи с религией разделяют светскую и религиозные культуры;
· по этническому признаку – мировую и национальные;
· по цивилизационному признаку – культуру Запада и культуру Востока;
· по территориальному – сельскую и городскую;
· по уровню исполнения и аудитории – элитарную, народную и массовую;
· по распространению – доминирующую и субкультуры,
· по социально-классовому признаку – крестьянскую, дворянскую, пролетарскую, буржуазную, ….
· по историческому признаку – первобытную, средневековую, современную
· по виду деятельности – художественную, политическую, экологическую….
Б. Формы культуры
Народная(=фольклор – от англ. folk-lore – народное творчество):первая, анонимная, простая, традиционная, образная, национальная, распространена бытовая и эпическая тематика. Примеры: былины, сказки, предания, частушки, пословицы, песни, танцы, эпос и т.д.)
Элитарная (от фр. elit – лучшее, отборное, избранное) для высшей части общества («высокая»), авторский характер, экспериментальный, самовыражение, для интеллигенции и специалистов, сложная по содержанию, насыщена символами, предмет споров, меняется вместе со стилем. Примеры: музыка Стравинского, живопись С. Дали или фильмы Ф. Феллини.
Массовая(от мassa – от лат. ком, кусок) Появляется в начале ХХ в расцветает. Причины: демографический взрыв, урбанизации, конвейер, СМИ. Масса – средний человек. Примитивна по содержанию, удовлетворяет сиюминутные запросы быстро забывается, делается на продажу, является товаром. Китч (от нем. кitsch – дешевка).
Одни виды искусства могут принадлежать разным видам культуры. Например, народная, популярная и классическая музыка. Но есть жанры, только массовые – например, цирк, детективы, комиксы, телесериалы, мультфильмы.
В) Виды культуры:
Доминирующая –характерная длябольшинства членов данного сообщества, господствующая. Общество делиться на множество национальных. профессиональных, возрастных групп – у каждой из них формируется собственная К – субкультура (от лат. sub – под).
Субкультура – это культура больших социальных групп, которая имеет существенные отличия от доминирующей, но не противостоит ей (женская, профессиональная…) Например, молодежная субкультура – досуг, учеба, переход, виртуальная реальность. Делится на множество субкультур: по музыке (панки, металлисты, рокеры, рейверы….); по увлечениям (отаку, ролевики, геймеры…); по общественным убеждениям (антифа, яппи, хиппи..), по хобби (байкеры, хакеры, райтеры….)
Контркультура – противостоит общепринятым ценностям и нормам (уголовная, террористическая). КК находятся в процессе взаимного влияния и развития (хиппи из контркультуры стали субкультурой, в сотовом телефоне звонит классическая музыка….). Взаимовлияние разных видов культур друг на друга называют диалогом культур. Одним из ее примеров является вестернизация – распространение в мире влияния западной культуры.
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1. Что такое наука? Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Термин «НАУКА» используется в трех значениях
Наука | |||||||
социальный институт со своей структурой и функциями | отрасль духовного производства | особая система знаний |
2. Наука как социальный институт – этоособая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)
А. Институционализация (этапы развития): зародилась в древнем мире (математика, медицина, астрономия, химия); XVI век – становление, обретение современного смысла, использование строго научных методов; XIX век – специализация, XX век – превращение в основную производительную силу общества. Развивается революционно (Ньютон – в основе всего лежат законы, которые человеческий разум может познать; Эйнштейн – всё относительно). Конец 1970х – НТР (компьютер). Две противоречивые тенденции развития науки – специализация (300 направлений в медицине) и интеграция (геофизика)
Б. Главный признак любого социального института – роль в обществе.
Особо выделяют социальную функцию науки, которая состоит в преобразовании социальной жизни на основе внедрения достижений науки в общественную жизнь (появление новых лекарств).
По основным целям науки делятся на фундаментальные=теоретические (история педагогики; теория социологии) и прикладные =практические (методика обучения обществознанию, методика социологического исследования).
3. Наука как особый способ познания мира – это система научных исследований, опытно-конструкторские изыскания
А. Существенно отличается от других видов познания (мифологического, обыденного, художественного). Основные особенности:
1) объективность – стремление к получению объективного знания, к истине
2) сущностность – проникновение в причинно-следственные связи, строение, развитие объекта
3) широта объектов познания (изучает все)
4) особая этика познания (не искажать факты, не выдавать чужое за свое, оценивать результаты с позиции перспектив развития человечества)
5) использование специальных методов, приборов и терминов, системы понятий
6) рациональность – обязательность логики, доказательств, непротиворечивость
7) системность (взаимосвязь знаний, выстраивание целостной непротиворечивой картины мира)
8) нацеленность на получение нового знания
Б. Уровни и методы научного познания
Уровни | Эмпирический | Теоретический |
Объекты изучения | Реально существующие, ощущаемые (углекислый газ) | Мысленные, придуманные для удобства изучения реальности (идеальный газ) |
Единица знаний | факт | понятие |
Особые методы | · наблюдение · эксперимент · измерение · эмпирическое описание; | · формализация · математизация · моделирование · абстрагирование · идеализация · исторический метод |
Универсальные методы | 1. анализ 2. синтез 3. гипотеза 4. классификация 5. систематизация 6. сравнение 7. индукция 8. дедукция 9. аналогия | |
Максимальное дотижение | Простой закон | Смена парадигмы |
В. Формы (уровни) осуществления научного познания:
1. Вопрос
2. Проблема
3. Гипотеза
4. Концепция
5. Закономерность
6. Закон (простой, всеобщий)
7. Теория
8. Парадигма – основной принцип познания мира, лежащий в основе всех научных исследований в определенный исторический период. Меняется редко в результате научных революций (ньютоновская парадигма – в основе всего мира лежат законы, человек может их познать и согласно им действовать; Эйнштейновская парадигма – «все относительно»).
4. Как совокупность знаний – это научные представления понятия, теории, приведенные в целостную систему на основе определенных принципов
А. Виды наук. По предмету изучения науки делятся на: естественные (изучают природу), общественные (изучают человека и общество), точные (изучают знаки). Смежной между общественными и естественными науками является география, так как антропогенный фактор все больше изменяет географическую среду (социальная и экономическая география). Социально-гуманитарные (общественные) науки: история, психология, социология… Социальные и гуманитарные науки взаимопроникаемы, но если их различать, то: социальные науки – анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений, а гуманитарные науки - анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.
Б. Особенности социального познания. Социально-гуманитарные науки обладают специфическими чертами, связанными с особенностями социального познания: 1) совпадением субъекта и объекта → большой ролью субъективного фактора; 2) ограниченностью возможностей наблюдения и эксперимента; 3) неповторимостью фактов; 4) необходимостью анализа огромного числа фактов, невозможностью вывести законы, а только закономерности, оценочностью.